Актуальность темы и имеющийся опыт работы
Актуальность развития финансовой грамотности школьников обусловлена последствиями социально-экономического кризиса, втягивающего в экономические отношения и подрастающее поколение.
Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенция и правил поведения. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая финансовой компетентностью в личном опыте. У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения острых финансовых ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.
В современном обществе семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов; внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи за счет увеличения количества непол-ных, материнских, альтернативных, маргинальных семей. Между тем, каждая вторая российская семья за гранью прожиточного минимума.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.
В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, умению принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В нашей школе, также как и во многих других школах, учащиеся получают знания по основам финансово грамотности в рамках обязательного предмета "Обществознание", а также спецкурсов «Право» и «Экономика». Кроме того, знакомство с финансовой грамотностью происходит и на таких уроках, как математика, география, информатика, технология и др. Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы. Хороший опыт ведения хозяйства получают школьники, играя в обучающую игру «ЖЭКА».
Модель организации финансового просвещения в МБОУ «СОШ № 13»
Организация финансового просвещения в школе должна строиться с учетом возрастных, социальных и психологических факторов, которые влияют на формирования у человека финансовых знаний, установок и привычек (устойчивых моделей финансового поведения).
Учет этих факторов и индивидуальных особенностей «получателя» просветительской информации определил содержание программ финансовой грамотности, и наиболее результативные способы и формы финансового просвещения в МБОУ «СОШ № 13».
Введение «Основ Финансовой грамотности в МБОУ «СОШ № 13» планируется в два этапа:
I этап - подготовительный (II полугодие 2016-2017 у.г.) - в ходе которого пройдут семнар-совещание для педагогов школы, Неделя финансовой грамотности, в которой примут участие обучающиеся 1-11 классов, встречи с работниками финансовых организаций, семинар для родителей и др.
IIэтап - введение курса «Основы финансового просвещения» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Обществознание», как погружение в тему через реализацию 10 часовых образовательных модулей.
Образовательный модуль «Финансовая грамотность», в количестве 10 часов, предоставляет обучающимся возможность использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного - планирования личных финансов для выхода на пенсию.
Каждый Модуль это погружение в экономические темы, которые изучаются в рамках предмета «Обществознания». В каждом модуле рассматриваются теоретические вопросы. Закрепляющие и обобщающие занятия предусмотрены в игровой форме. Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Учащиеся средней школы еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
В 5 классе, в рамках предмета «Обществознания» во второй четверти предусмотрено изучение раздела «Семья», где рассматривается такая тема, как «Семейное хозяйство», а в третьей четверти – «Труд – основа жизни». В связи с этим, во второй четверти необходимо ввести I Модуль по Основам финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (10 часов):
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Что такое деньги и их функции | 1 | усвоение новых знаний |
2 | Игра «Копейка рубль бережет» | 1 | урок-игра |
3 | Личные и семейные доходы | 1 | усвоение новых знаний |
4 | Ролевая игра «Как увеличить доход» | 1 | ролевая игра |
5 | Личные и семейные расходы | 1 | усвоение новых знаний |
6 | Ролевая игра «Куда уходят деньги?» | 1 | ролевая игра |
7 | Семейный бюджет | 1 | усвоение новых знаний |
8 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | усвоение новых знаний |
9 | Квест-игра «Семейный бюджет» | 2 | квест-игра |
В 6 классе в рамках предмета «Обществознания» в первой четверти происходит изучение таких тем, как «Человек и его деятельность», «Потребности человека». Предполагается, что в 5 классе обучающиеся уже изучили такие разделы как «Семья», «Родина». Таким образом, в первой четверти в рамках внеурочной деятельности обучающихся происходит погружение в тему в рамках II Модуля Основ финансовой грамотности «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 часов):
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Государство – это мы | 1 | усвоение новых знаний |
2 | Налоги, которые есть в нашей жизни | 1 | усвоение новых знаний |
3 | Деловая игра «Налоговый инспектор» | 1 | деловая игра |
4 | Страхование | 1 | усвоение новых знаний |
5 | Деловая игра «Страховой агент» | 1 | деловая игра |
6 | Защита прав потребителей | 1 | усвоение новых знаний |
7 | КВН «Потребитель всегда прав!?» | 1 | рок-игра |
8 | Социальные пособия: как они могут помочь в жизни | 1 | усвоение новых знаний |
9 | Игра «Что? Где? Когда? | 2 | игра |
В 7 классе в рамках предмета «Обществознания» во второй четверти изучается большой раздел «Человек в экономических отношениях», в это же время целесообразно погружение в рамках внеурочной деятельности в III Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 часов):
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Предпринимательство и предпринимательская деятельность | 1 | усвоение новых знаний |
2 | Формы предпринимательства | 1 | усвоение новых знаний |
3 | Собственный бизнес – собственные проблемы | 1 | усвоение новых знаний |
4 | Деловая игра «Бизнес план» | 1 | деловая игра |
5 | Реклама и бизнес | 1 | усвоение новых знаний |
6 | Деловая игра «Рекламное объявление» | 1 | деловая игра |
7 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | усвоение новых знаний |
8 | Валюта в современном мире | 1 | усвоение новых знаний |
9 | Квест-игра «Строим свой бизнес» | 2 | квест-игра |
В 8 классе в рамках предмета «Обществознание» во второй и третьей четверти изучается раздел «Экономика». Опираясь на знания полученные как в рамках курса «Обществознания», так и в рамках внеурочной деятельности по Основам финансовой грамотности, изученных в 5-7 классах В третьей четверти целесообразно ввести погружение в предмет через IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (10 часов):
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Что такое банк? Банковские услуги | 1 | усвоения новых знаний |
2 | Польза и риски банковских карт | 1 | усвоения новых знаний |
3 | Игра «Кто хочет стать банкиром?» | 1 | урок-игра |
4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 1 | усвоения новых знаний |
5 | Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть | 1 | усвоения новых знаний |
6 | Деловая игра «Банковский кредит» | 1 | деловая игра |
7 | Обмен валют | 1 | усвоения новых знаний |
8 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? | 1 | усвоения новых знаний |
9 | Ролевая игра «Идем в банк» | 2 | ролевая игра |
В 9 классе в рамках курса «Обществознание» изучение Основ экономики и Финансовой грамотности не предусмотрено. Однако в рамках внеурочной деятельности в третьей четверти обучающимся предлагается последний, V Модуль «Основы финансовой грамотности». Учащиеся, при прохождении этого Модуля повторяют и закрепляют все темы, которые были изучены ранее в рамках внеурочной деятельности на 10-часовых Модулях по Основам финансовой грамотности.
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Принятие финансовых решений. | 1 | повторение и закрепление |
2 | Зарабатывание денег. | 1 | повторение и закрепление |
3 | Самостоятельная жизнь. | 1 | повторение и закрепление |
4 | Личное финансовое планирование. | 1 | повторение и закрепление |
5 | Банковский сервис. | 1 | повторение и закрепление |
6 | О кредитах. | 1 | повторение и закрепление |
7 | Налоги. | 1 | повторение и закрепление |
8 | Социальное обеспечение | 1 | повторение и закрепление |
9 | Квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов» | 2 | квест-игра |
Таким образом, во время обучения в основной школе, обучающиеся получат основные знания по Основам финансовой грамотности, которые помогут им в дальнейшем осуществлять грамотное, разумное финансовое поведение.
План мероприятий по организации финансового просвещения
в МБОУ «СОШ № 13»
№ | Мероприятия | сроки | Целевая аудитория | Ответственные |
I ЭТАП |
1 | Семинар-совещание «Введения Основ финансовой грамотности в образовательных учреждениях» | январь 2017 | учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | директор, зам.директра по НМР |
2 | Неделя финансовой грамотности «Единый урок финансовой грамотности» Круглый стол «Подрастающее поколение в мире денег» Деловая игра «Банк идей» Квест-игра «Экономический калейдоскоп» «Путешествие в страну Капиталия» Конкурс проектов «Мой бизнес проект» Тематический семинар для родителей с приглашением специалистов | март 2017 года | 1-11классы | зам.директора по НМР, зам.директора по ВР, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
5-11 класс |
10-11 класс |
8-9 классы |
5-7 классы |
1-4 классы |
8-11 классы |
родители | зам.директора по ВР классные руководители |
3 | Включение в курс «Профессиональный выбор» лекционных материалов по финансовой грамотности, проведение деловых игр | в течение учебного года | 9 классы | В.В.Кузнецова, педагог-психолог |
4 | Решение практических экономических задач, связанных с жизненными ситуациями на уроках математики, экономической географии, информатики | в течение ученого года | 1-11 | руководители ШМО математики, географии |
5 | Организация встреч с работниками банков, кредитных организаций, системы налоговых органов, финансистами и т.д. | в течение учебного года | 5-11 | зам.директора по НМР |
6 | Тематический семинар для родителей с приглашением специалистов | II п/г 2016-2017 у.г. | 1-11 | зам.директора по ВР, классные руководители |
II ЭТАП |
7 | Введение «Основ финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности: I Модуль по Основам финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (5 класс) II Модуля Основ финансовой грамотности «Семья и государство: как они взаимодействуют» (6 класс) III Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (7 класс) IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (8 класс) V Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 класс) | 2017-2018 у.г. | 5-9 классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
ноябрь-декабрь 2017 г. | 5классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
сентябрь-октябрь 2017 г. | 6 классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
ноябрь-декабрь 2017 г. | 7 классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
февраль-март 2018 г. | 8 классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
февраль-март 2018 г. | 9 классы | Козина А.А., учитель истории и обществознания |
Планируемые результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающихся по «Основам финансовой грамотности» должны отражать следующие результаты:
Личностные результаты:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые вопросы финансовой грамотности незнакомы даже взрослым и организация родительских лекториев по финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.