Моделирование урока по технологии критического мышления
Тема: «Пустыни»
Выполнила:
Надеева Елена Васильевна
Тема: «Пустыни»
Цель: Изучить природу пустыни
Задачи:
Когнитивные:
-знать географическое положение пустыни, название растений и животных, особенности климата;
- понимать, как г.п. влияет на природу
- уметь устанавливать взаимосвязи пищевых цепей, показывать пустыни на карте;
- выявить особенности растительного мира, раскрыть особенности климата;
- разработать памятку по охране природы;
- оценить природные условия пустыни для местных жителей.
Аффективные:
выполнить предложенную учителем работу, проявляя интерес к учебному предмету;
отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии;
проявлять самостоятельность в учебной работе.
внимательно слушать учителя, вести беседу с учителем и товарищами;
Оборудование: карта, атласы, учебник, карточки, гербарий, раздаточный материал, справочники, таблицы.
Ход урока
Фаза вызова
( учащимся предлагаются слова на карточках, им необходимо распределить данные слова в ячейки «иногда», «часто», «почти всегда»)
РЕДКИЕ ПУЧКИ
ЗМЕИ
ЧЕРЕПАХА
КАКТУСЫ
МОРОЗ
почти всегда
часто
иногда
КОВЕР ЦВЕТОВ
ГЛИНА
БУРИ
БЕЗОБЛАЧНО
СНЕГ
ХОЛОДНО
ПЕСОК
ВЕРБЛЮДЫ
Фаза осмысления
1. Работа по учебнику – найди кактус (нет!).
- Почему? (Рассказ учителя о пустынях арктических, тропических и умеренного пояса)
2. Географическое положение – рассказ учителя по карте.
3. Виды пустынь – рассказ подготовленного ученика, по таблицам.
4. Климат – перекрестная дискуссия, предположения, работа с информацией.
- Чем климат пустыни будет отличаться от природной зоны степи?
- Почему?
- Прочитать выданную статью.
- Какая температура воздуха в тени?
- Почему?
Вывод: Лето жаркое, днём до +70°, ночи прохладные, так как песок и глина быстро остывают.
5. Поверхность – беседа по таблице «Пустыня».
-Рассмотрите, чем отличается поверхность пустыни от поверхности степи?
6. Растительность – работа с информацией и гербарием. Обобщающая беседа.
Верблюжья колючка
Джузгун
Саксаул
7. Животный мир – рассказы подготовленных учеников (ящерка – круглоголовка, тушканчик, верблюды и т.д) по иллюстрациям.
- Как животные защищаются от голода, жажды?
- Каким образом защищаются от врагов?
- Чем похожи животные?
8. Занятия населения – работа по учебнику, заполнение таблицы INSERT.
Учащимся необходимо прочитать текст на стр.87-88 и отметить соответствующим значком (+ - ˅ ?) на полях отдельные абзацы и предложения.
После прочтения текста заполнить таблицу.
+ (интересно) | - (думал иначе) | ˅ (известно) | ? (не ясно) |
| | | |
Фаза рефлексии
1. Мозговая атака
Учащиеся придумывают вопросы (1 ряд задает вопрос 2 ряду (отвечают), 2 ряд задает вопрос 3 ряду (отвечают), 3 ряд задаёт 1 ряду вопрос (отвечают)


3 ряд
2 ряд
1 ряд

2. Возвращение к приему «Рамка»
3. Работа с деформированным текстом
В пустыне
Лето в пустыне очень …….. . Поверхность земли нагревается …… до ……., а температура воздуха в тени поднимается…….. . Правда, ночи ……., потому что песок и глина ……………………………………………. .
Одно из самых известных растений пустыни - …………………… ………………………. . Очень ценным жителем пустыни является ………………………… . Обычными обитателями пустыни являются ……………….. . Эти грызуны роют сложные, разветвлённые …………….. и живут в них группами.
Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их ……………………… , но и в поведении. Днём многие животные прячутся в …………………………. или …………………………………………… , а по ночам выходят на поиски пищи. Животные пустыни могут подолгу обходиться без …………………….. . А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая …………………. .
4. Приём «Что? – Кто? – Когда? – Где? – Как?»
5. Глоссарий
Домашнее задание – сообщение о животном, аппликация (составление пищевой цепи).