СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления Мультстудия «Я волшебник»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления Мультстудия «Я волшебник»

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления Мультстудия «Я волшебник»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Клетский Центр детского творчества»
















Модифицированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления
Мультстудия «Я волшебник»

2 года обучения, для детей 10-14 лет






Составитель: Завтур И.В.












2015 год

ст.Клетская


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Новизна и актуальность модифицированной дополнительной образовательной программы - Мультстудия «Я волшебник»

Новизна программы заключается в следующем:

  • включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности;

  • применение системно–деятельного подхода, при подаче как теоретического, так и практического материала, с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;

  • организация социально значимой практической деятельности (участие в социальных мероприятиях, конкурсах).


Актуальность программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей на программу мультстудии как наиболее интересному для детей младшего возраста (10-14 лет) виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающему возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанника, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире.

Мультипликация – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора учащихся, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов.

Актуальность программы обусловлена также тем, что дает возможность обучающимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на достижения личностных и межпредметных результатов.

Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда обучающихся. В процессе создания мультипликационного фильма у обучающихся развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Огромную воспитательную роль имеет мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности учащегося.


1.2. Цели и задачи программы дополнительного образования Мультстудия «Я волшебник»

Цели программы:

  1. Создание условий для развития у детей младшего возраста (10-14 лет) творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликаций).

  2. Формирование познавательного интереса и мотивации к художественным, техническим и социальным видам творчества.


Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить рисованную, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;

  • научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;

  • познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов, планированием собственной индивидуальной и коллективной работы,

  • познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления кукол, фонов и декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов;

  • обучить учащихся некоторым компьютерным технологиям и работе в специальных компьютерных программах.


Воспитывающие задачи:

  • создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать культуру зрительского восприятия;

  • способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники детских творческих проектов: технических, социально-педагогических, художественных.


Развивающие задачи:

  • способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей среднего возраста (10-14 лет);

  • развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;

  • развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;

  • развивать творческое мышление при создании видеосюжетов;

  • создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.

1.3. Условия и особенности реализации программы дополнительного образования детей « Мультстудия «Я волшебник»

Программа рассчитана на два года обучения и реализуется в 2 этапа:

I этап – 1 год обучения (дети 10-12 лет),

II этап – 2 год обучения (дети 12-14 лет).


1 год обучения - первый этап – «Хочу стать волшебником». Первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство обучающихся с лучшими образцами отечественной мультипликации.

В ходе знакомства с программой пробуются «на вкус» все основные анимационные техники, начиная от самых крупных – фигур самих детей, до самых мелких – круп и песчинок, передвижение которых на мульт-станке может создавать очень красивые анимационные композиции. Проводится как работа над сверхкороткими бессюжетными мультфильмами, в которых происходит только одно какое-то интересное движение, так и создание коротких мультфильмов с сюжетом, определенным обучающимися (с использованием, стихов, басен, коротких рассказов и т.п.). Обучающие знакомятся с компьютерными программами для создания мультфильмов, с азами фотографии, записи музыки, работой на компьютере в программе «Movie Maker».

В течение года дети создают до 10 мультфильмов – рисованных, кукольных и пластилиновых.

2 год обучения - второй этап – «Я еще не волшебник, а только учусь». Второй год обучения включают в себя азы драматургии. Обучающиеся должны научиться применять уже знакомые техники для экранизации общеизвестных сюжетов – песенок, сказок, считалок, рассказов, в том числе и собственного сочинения. Цикл занятий второго года является календарно-тематическими, т.е. мультфильмы готовятся и снимаются к определенным праздникам (Новый год, Рождество, Масленица, Мамин праздник, День защитника Отечества, 9 Мая, День защиты детей и др.) или посвящены определенным темам (детство, экология, дружба, семья, Олимпиада).

На втором этапе учащимся предоставляется большая самостоятельность в изготовлении кукол, рисунков, декораций и реквизита, фотосъемке фрагментов (кадров) мультфильма, в компьютерной обработке собранных материалов, в выстраивании итогового продукта – мультфильма. Расширяются возможности самостоятельной работы обучающихся в компьютерной программе «Movie Maker». Обучающиеся уже не используют готовые сюжеты и не копируют ранее придуманные техники, а предлагают для съемки собственные истории и свое видение для их воплощения на экране. Ведется работа над проектами как в группах так и индивидуально. Один из учащихся, как автор своего мультфильма, может привлекать других детей на роли оператора, аниматора и так далее. И одновременно сам может помогать в разных качествах другим учащимся, осуществлять их собственные проекты.

Каждый год обучения содержит некоторые повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет учащимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество изготовляемых изделий.

По итогам программы – изготовление общими усилиями группы обучающихся нескольких мультфильмов, представляющих самостоятельную эстетическую ценность.

1.4. Формы и режим занятий

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, круглых столов, театрализаций, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов.

Основная форма работы – практические занятия.

Практическая часть состоит из следующих разделов:

  1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры.

Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и зарисовки, воплощение). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения.

  1. Декоративно-прикладное творчество.

Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, глина, проволока и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними.

  1. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие и т.д.

  2. Компьютерное преобразование и художественное оформление мультипликационного фильма.

Обучающиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов, анимировать их с помощью компьютера, монтировать, делать запись закадрового текста – озвучивание.

Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы использования тех или иных материалов (бумага, холст, краски, уголь, крупы, пластилин и т.д.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.

Также в процессе обучения обучающиеся увидят множество увлекательных отечественных и зарубежных мультфильмов, познакомятся с историей и этапами развития данного вида творчества.

Системно - деятельностный подход является основой организации всего образовательного процесса. Образовательный процесс по данной программе строится на основе игрового метода и организационно оформляется как детская мультстудия.

Мультстудия «Я волшебник» – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный продукт – любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая помогает соединить усвоенные обучающимися навыки и знания с собственным творчеством. Игра организуется с распределением заданий по «кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым чередованием этих творческих профессий у детей.

Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику. Все дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые – к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих способностях и талантах. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности. Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить свои творческие склонности и интересы. Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий обеспечивает возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала исходя из интересов и склонностей ребенка.

Основная форма проведения занятий – групповая. Общение учащихся друг с другом под руководством педагога дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким.

Поскольку мультфильм – искусство коллективное, то и в «Мультстудии «Я волшебник» работа в активном режиме всей группы учащихся выстраивается чрезвычайно логично. Группа работает, как единый организм, целым составом, делится на малые творческие группы, выполняя разные задания, иногда выполняются индивидуальные задания. Затем все выполненные задания соединяются в единое произведение кино-творчества – мультфильм. Основная особенность подобной организации работы с группами учащихся младшего возраста в форме детской мультстудии состоит в том, что игра сочетается с настоящим делом. Она и воспринимается как настоящее дело, а каждый созданный в студии фильм имеет право считаться произведением хотя и всего коллектива, но не безымянных авторов.

Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким, органичным и эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта через личный опыт, приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он является социально значимым продуктом, и организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в различных социальных группах, обсуждение, продолжение в последующих «сериях» и т.д.) это тоже наращивание социального опыта обучающегося.

На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия 40 минут.


1.5. Педагогические технологии

При реализации модифицированной дополнительной образовательной программы «Мультстудия «Я волшебник» одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра используется не только как средство развития каждого ребенка, но и как основа игровой технологии при организации всего образовательного процесса.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захваты­вая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Для среднего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития детей, что необходимо при создании мультфильмов.

В ходе освоения программы дополнительного образования «Мультстудия «Я волшебник» сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Проектная технология при реализации программы «Мультстудия «Я волшебник» позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Обучающиеся приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у обучающихся таких способностей как:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. В ходе занятий по программе «Мультстудия «Я волшебник» обучающийся постепенно приобретает опыт и проходит своеобразную подготовку к вхождению во взрослую жизнь. У него развиваются те качества, которые необходимы ему для жизни в изменяющемся социуме. Особенно важным становится поддержка и развитие его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации.

На занятиях по программе «Мультстудия «Я волшебник» активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:

  • учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;

  • каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;

  • работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;

  • составы подгрупп не являются постоянными.


В работе по созданию мультфильмов используются также информационные технологии с применением компьютеров для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. Предоставлена возможность самостоятельной работы детей в компьютерной программе «Movie Maker».



1.6. Информационно-методическое обеспечение модифицированной дополнительной образовательной программы

«Мультстудия «Я волшебник»

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает интернет-ресурсы, собственные учебно-методические разработки, видеоматериалы.



Техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оснащение:

    • компьютер (ноутбук);

    • видео-проектор для просмотра анимации на экране или классной доске;

    • доступ в интернет;

    • фотоаппарат;

    • штатив для фотоаппарата;

    • мультипликационный станок (это специальное приспособление, позволяющее горизонтально закрепить на обычном столе несколько прозрачных слоев (стекол) друг над другом);

  • осветительные приборы;

  • наушники с микрофоном;

  • звуковые колонки;

  • набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага и т.п.)


Программные средства:

  • операционная система MS Windows XP;

  • антивирусная программа Антивирус Касперского;

  • программа-архиватор WinRaR;

  • MS Office 2003/2007;

  • звуковой и видео редактор: Windows Movie Maker

  • графический редактор: «Paint»;

  • мультимедиа проигрыватель Windows Media;

  • браузер MS Explorer.


1.7. Результативность модифицированной дополнительной образовательной программы

«Мультстудия « Я волшебник»

Освоение программы даёт возможность учащимся предъявить:

Личностные результаты:

  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;

  • овладение правилами поведения на занятиях;

  • умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

  • умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческой и игровой деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование ценностного отношения к мультипликации, как к культурному наследию народа.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием программы.



Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;

  • формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;

  • овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;

  • приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, создание мультфильма.










  1. Учебно-тематические планы и содержание модифицированной дополнительной образовательной программы

«Мультстудия «Я волшебник» по годам обучения


Учебный план первого года обучения «Хочу стать волшебником»


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы?

4

1

3

2

Как делаются анимационные фокусы?

20

6

14

3

Как мусор превращается в красоту?

20

6

14

4

Такие важные мелочи

16

4

12

5

Живая линия (графика)

14

2

12

6

Разноцветные кляксы (живопись)

14

2

12

7

Объемные фигуры (пластилин)

20

6

14

8

Экранизация детской считалочки или песенки

36

6

30


Всего

144

33

111




























Планирование занятий

темы

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Откуда взялись мультфильмы?

Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России.

Просмотр: первые мультфильмы, обсуждение увиденного


4

1

1

Устройство «волшебного фонаря»

Простейшие оптические фокусы и опыты со светом. Совместное изготовление с детьми собственной модели «волшебного фонаря» для оживления нарисованной в классе картинки


1

1

2

Как делаются анимационные фокусы?

Знакомство с понятием «аттракцион» в экранных искусствах. Чем трюковые съемки и аттракционы в кино и на видео отличаются от анимационных.

Просмотр: рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие мультипликационные аттракционы


20

4

-

Съемки на натуре

Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов.

Максимально общий план съемки. Дети «летают», «ходят» не отрывая ног от земли, проходят сквозь стены и т.п.

После двух практических занятий в классе идет просмотр и разбор смонтированного педагогом материала (20 мин)


2

6

Занятия в студии

Съемка детей в роли моделей для более сложных анимационных фокусов – в помещении.

Средний и крупный план съемки. «Изобретение» волшебной палочки: фокусы с предметами в руках, отдельными частями тела и т.п.

После двух практических занятий в классе идет просмотр и обсуждение смонтированного педагогом материала (20 мин)


-

8

3

Как мусор превращается в красоту. Анимация – это одушевление, оживление неживых предметов

Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.

Просмотр: мультфильм «Варежка» или отрывки из фильмов Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (20 мин)


20

2

-

Занятие на натуре (по возможности – экскурсия на природу)

Сбор природного материала – камушек, веточек, листьев и пр.

Съемка неподвижных предметов в экстерьере (столбов, деревьев, деталей здания) таким образом, чтобы создать при монтаже на экране иллюзию их движения


-

2

Занятие в студии

Просмотр снятого накануне материала, обсуждения механизма зрительной иллюзии. Аукцион идей для сюжета, который можно было бы снять на следующем занятии


4

-

Оживление предметов, собранных на улице или из школьного портфеля

Съемка короткого коллективного мультфильма, состоящего из отдельных эпизодов, в каждом из которых каждый ученик создает свой обособленный образ из собранного на экскурсии материала или из предметов, которые у него есть при себе.

Просмотр и обсуждения результатов коллективного творчества. «Работа над ошибками»

-

12

4

Такие важные мелочи. Как превратить песок в воду?

Знакомство с особенностями песочной анимации.

Просмотр: мультипликационные работы детских студий.

16

2

-

Работа с песком

Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) Дети пробуют рисовать по песку пальцами, ладошками, насыпать песок по контуру и просто на чистый лист


-

2

Работа с манной крупой

Коллективная работа «по очереди» на общем черном противне, засыпанном манной крупой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.


-

4

Работа с более крупными крупами, мелкой галькой, сухоцветами

Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) со смешанной фактурой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.


-

4

Волшебные точки – пиксели.

Знакомство с особенностями движения на экране персонажей, состоящих из мелких фрагментов – мозаики, вышивки крестом и т.п.

Превращение горстки мелко изорванной бумаги в разных персонажей, их «оживление» на мультипликационном столе

2

2

5

Живая линия. Графика в анимации

Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п. Виды линий в природе и технике. Линии и точки в пространстве танца: этюд-упражнение из основ сцено-движения «нарисуй своим телом в воздухе линию».

Просмотр: мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернета

14

2

2

Контур и его заполнение (точка-точка-запятая…)

Дети обводят на доске белым мелом контуры различных предметов и анимируют их.

Коллективный мультфильм про нарисованного человечка

-

2

Силуэт

Дети вырезают по контуру силуэты из бумаги. Изучают выразительность движения темного силуэта за белой ширмой.

Коллективный мультфильм в стиле «театра теней».

-

4

Мелки – не просто детская забава

Разноцветные мелки. Рисуем в классе на доске.

Коллективное творчество и индивидуальные работы. Наиболее интересные снимаются.

-

4

6

Разноцветные кляксы. Живопись в анимации

Просмотр собственного мультфильма с последнего занятия и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

Просмотр: мультфильм «Голубой щенок» (союзмультфильм, 1976 год)

14

1

1


Кляксография

Дети учатся смешивать цвета и дорисовывать цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Совместными усилиями анимируют пятно краски на стеклянной поверхности мультипликационного стола.

-

4

Пробуем краски на ощупь

Просмотр результатов коллективного творчества, снятого на прошлом занятии. Анализ. Сравнение с отрывками из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле.

Коллективная работа – изготовление из разводов красок и анимация «морских волн» на стекле мультипликационного стола


1

3

Чем компьютерная флэш-анимация отличается от рисованной руками?

Коллективная работа на компьютере. Понятие «заливки» контура однородным цветом, используемое в компьютерной анимации. Анализ знакомых детям мультипликационных сериалов.

Закрашивание детьми контуров любимых мультипликационных героев «вручную» с использование компьютерной палитры.

-

4

7

Объемные фигуры в анимации

Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией союзмультфильма.

Просмотр: отрывки из пластилиновых мультфильмов Татарского.


20

2

-

Кто прячется в комке глины?

Работа в парах: один придумывает персонажа, а другой вылепливает его из куска бесцветной массы для лепки. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.

-

4

Работа с цветным пластилином

Дети осваивают на практике способы работы с цветным пластилином:

- его можно «намазывать» тонким слоем на бумагу, заготовленный силуэт или на вылепленную из бесцветной массы объемную фигуру;

- можно использовать проволоку, веточки и другой подручный материал для вживления в пластилин и придания ему формы;

- можно смешивать цвета

2

4

Коллективная пластилиновая сказка

Сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, педагог снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа


2

6

8

Итоговый мультфильм

Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.)

Просмотр нескольких разных мультфильмов с одним литературным источником.


36

6

2

Работа над мультфильмом

Поэтапная работа над изготовлением материала и съемкой мультфильма

-

24

Премьерный показ для зрителей: родителей, учащихся школ, воспитанников детских садов


Просмотр итогового мультипликационного фильма и лучших мультипликационных этюдов по итогам года.

Открытое голосование и выбор лучших работ.

Награждение авторов-победителей.


-

4

ВСЕГО:

144

33

111

Содержание программы первого года обучения


  1. Вводное занятие (4 часа).

Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые иллюзии движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней Греции. Устройство «волшебного фонаря» XIX века.

Теория : первых мультфильмов.

Практика: изобретение своего «волшебного фонаря» и оживление картинки с его помощью.


  1. Как делаются анимационные фокусы (20 часов).

Знакомство с понятием «трюковая съемка». Изобретение «своей» волшебной палочки.

теория: мультипликационных рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие аттракционы. Техника безопасности.

Практика: съемка и монтаж самых простых анимационных трюков: дети «летают», превращаются один в другой, «проходят» сквозь стены и тому подобное.


  1. Как мусор превратить в красоту ( 20 часов.)

Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.

Теория: мультфильм «Варежка» (1967 г. Союзмультфильм) и фильмы Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (Например, «Игра с камнями», 1965 г.)

практика: Развитие умения «по кадрового» движения малых предметов на мультипликационном столе.


  1. Такие важные мелочи (16 часов)

Знакомство с особенностями песочной анимации.

Теория: мультипликационных работ детских студий.

Практика: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с сыпучими материалами. Работа уже не только с готовыми формами действительности, но создание своих новых форм из песка, манки и других круп. Разводы пальцами и ладошками по поверхности сыпучих мелко-фактурных материалов.


  1. Живая линия (14 часов)

Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Основы сцено-движения, виды линий в природе и технике. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п.

Теория: мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из Интернета.

Практика: коллективный мультфильм, выполненный мелом на доске. Индивидуальные графические работы.


  1. Разноцветные кляксы. Работа с цветом (14 часов).

От общего к частному – цветовые пятна с графической дорисовкой деталей. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

ТЕОРИЯ: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год), отрывки из фильмов А. Петрова.

Практика: Коллективный мультфильм из набора цветовых пятен и разводов краски на стекле. Индивидуальные работы с превращение цветовых клякс в мультипликационных персонажей.


  1. Объемные фигуры (20 часов.)

Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин.

ТЕОРИЯ: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского.

Практика: коллективный мультфильм: сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.

  1. Экранизация детской считалочки или песенки (36 часов).

Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.).

ТЕОРИЯ: несколько разных мультфильмов на одну и ту же тему (пример того, как по-разному можно изобразить один и тот же текст).

Практика: изготовление коллективного мультфильма-экранизации.


К концу первого года обучения обучающиеся должны

знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • -название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалами;

  • Начальные сведения из истории создания мультфильмов;

  • виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения);

  • различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);

  • этапы создания мультфильма;

  • новые приемы работы с различными материалами - бумага, текстиль, пластилин и др.

уметь:

  • изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.;

  • определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

  • применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);

  • комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной

  • технической и художественно-творческой задачи.







































Учебный план второго года обучения

«Я еще не волшебник, а только учусь»


п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Экология в мультипликации

20

4

16

2

Анимация-перекладка. Совмещение плоских слоев на мультипликационном столе.

Тема – «Школа» или «Спорт».

Мультипликационные фестивали

38

6

32

3

Коллективный «полнометражный» (2-3 мин.) мультфильм к Новому году и Рождеству.

34

3

31

4

«Сердечная» анимация

24

2

22

5

Из чего только сделаны мальчики? А девочки?

24

4

20

6

Мультипликационный фестиваль

32

-

32

7

Дорогами Великой Победы

40

1

39

8.

Итоговое занятие

4

-

4


Всего

216

20

196





Планирование занятий второго года обучения


темы

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Экология в мультфильме. Мир вокруг нас. Общество и природа.


Знакомство с темой. Обсуждение экологической ситуации в нашем районе. Коллективная игра-викторина «что такое экология?»

Просмотр: лучшие социальные и экологические анимационные ролики из интернета

20

4

-

Каждый человек может что-то сделать для природы. А все люди вместе – могут очень много.

Участие детей в эколого-социальной международной акции «Всемирная уборка, сделаем!»

Съемка материала для ролика во время акции.

-

6

Экологический мультфильм


Монтаж и озвучивание ролика. Участие в обсуждении ролика


-

10

2

Анимация-перекладка


Расширение знаний о видах анимационных техник. Комбинирование и смешение нескольких техник в одном художественном решении для фильма.

Просмотр: первые «детские» мультфильмы Юрия Норштейна. Отрывки из «Ежика в тумане»

38

2

2

Работа над сюжетом и раскадровкой

Выбор темы, обсуждение сценария будущего мультфильма, изготовление общими усилиями раскадровки


-

10

Работа над мультфильмом

Работа со слоями в анимационной технике перекладки: подготовка и съемка мультфильма.


-

10

Фабула и сюжет


Основы кинодраматургии. Первоначальное представление о развитии любого сюжета по «принципу горки»: завязка-кульминация-развязка. Знакомство с раскадровкой.

Игра – раскадруй считалочку

Просмотр: несколько «экранизаций» одной и той же новогодней детской песенки.

4

10

3

Работа над сюжетом

Выбор новогодней песни. Анализ сюжета, выделение в нем основных драматургических поворотов. Составление схемы сюжета и примерной раскадровки.

34

-

2

Работа над мультфильмом


Подготовка, съемка, монтаж новогоднего мультфильма по эпизодам.

Например, на каждом занятии готовится и снимается один куплет (одна строчка) из песни.


-

22

Просмотр готового мультфильма целиком по схеме


В студию заходит сначала только один ребенок. Он смотрит мультфильм. Потом заходит второй. Первый рассказывает ему, что он видел и садится. Заходит третий ребенок. Второй рассказывает ему, что он слышал - садится на место. Так все дети передают друг другу рассказ о впечатлении от просмотра одного ученика – первого. Потом вслух сравнивают и обсуждают услышанное. Затем все вместе смотрят мультфильм.


-

2

Подготовка к презентации своей работы. Выступление перед аудиторией.

В студии репетиция презентации мультфильма.



-

4

Целая история за несколько секунд


Сверх-короткие анимационные формы. Но это уже не простые элементарные и бессюжетные движения, как в первый год обучения – а с применением основ кинодраматургии. Какую историю можно рассказать за 5 секунд? А за 3(!)?

Просмотр: сравнение и анализ победителей сверхкоротких роликов на последних мультипликационных фестивалях

3

1

4

Сердечная анимация

Из чего можно изготовить и как заставить «биться» мультипликационное сердце? Выбор техник и разработка сюжета для каждого участника студии.

24

-

4

Работа над индивидуальными проектами

Подготовка и съемка сверх-коротких роликов. Просмотр полученных результатов. Каждый участник «дарит» свой фильм кому-то из студии.

-

16

Мальчики и девочки


Командное соревнование: группа делится на две команды (мальчики и девочки). Тематическое задание-игра: случилось какая-то беда – как с нею справятся «человеки-пауки»? А как с этой же проблемой разделаются «феи-винкс»? Комплексное задание – как из этой же ситуации вышли бы герои «Союзмультфильма» (командные - например, из «Винни-Пуха» или «Муми-троллей»)

Затем обеим командам дается практическое задание «экранизировать» и раскадровать один и тот же сюжет. Сравнительный анализ результатов.

Просмотр: просмотр любого мультфильма с приключенческим сюжетом – с «остановками»: в ключевых для развития сюжета моментах просмотр останавливается, и детям предлагается предположить, что будет дальше. Или задаются вопросы по только что увиденной части (не всегда ответы оказываются одинаковыми)

2

2

5

Работы над мультфильмами в малых группах


Подготовка, съемка и просмотр двух мультфильмов – сделанного командой девочек – для мальчиков к 23 февраля; и сделанных командой мальчиков – для девочек к 8 марта.

24

-

16

История христианской культуры


Знакомство с христианскими мотивами в мировой и мировой анимации. И вообще – в изобразительном искусстве. Можно ли «оживить» наскальные росписи первых христиан? Анализ используемых анимационных техник, их комбинирование.

Просмотр: просмотр и сравнение роликов-победителей фестиваля короткометражных фильмов «Вижу Бога»

4

4

6

Работа над мультфильмом


Подготовка и съемка одного коллективного или серии индивидуальных мультфильмов на тему

32

-

30

Мультфестиваль

Итоговый показ результатов работы с приглашением гостей-зрителей, чаепитием и соревнованием на крашеных яйцах

-

2

7

Дорогами Великой Победы

Знакомство с военными мотивами в советской и мировой мультипликации. Дети и война. Что могут рассказать старые семейные фотографии?

Просмотр: мультфильм «Страницы страха»

40

1

3

Работа над мультфильмом

Подготовка и съемка. Комбинация разных техник.

-

36

8

Итоговое занятие. Показ и выступления перед показом

Подведение итогов, показ мультфильмов для родителей

4

-

4

Всего

216

20

196

Содержание программы второго года обучения


  1. Экология в мультипликации (20 часов)

Мир вокруг нас. Общество и природа.

ТЕОРИЯ: лучшие социальные и экологические анимационные ролики из интернета.

ПРАКТИКА: Участие детей в эколого-социальной международной акции «Всемирная уборка. СДЕЛАЕМ!»

  1. Анимация-перекладка (38 часов)

Расширение знаний о видах анимационных техник. Комбинирование и смешение нескольких техник в одном художественном решении для фильма.

ТЕОРИЯ: первые «детские» мультфильмы Юрия Норштейна. Отрывки из «Ежика в тумане»

Практика: создание коллективного тематического мультфильма в технике перекладки на 3-5 слоев. Участие (заочное посредством сети интернет и очное по возможности) в ряде традиционных осенних мультипликационных фестивалей.


  1. Новый год и Рождество (34 часов)

Основы кинодраматургии. Первоначальное представление о развитии любого сюжета по «принципу горки»: завязка-кульминация-развязка. Знакомство с раскадровкой.

ТЕОРИЯ: несколько «экранизаций» одной и той же новогодней детской песенки.

Практика: коллективная экранизация новогодней песни. По итогам – участие в Новогоднем представлении.


  1. Валентинки-анимашки (24 часов).

Сверх-короткие анимационные формы. Но это уже не простые элементарные и бессюжетные движения, как в первый год обучения – а с применением основ кинодраматургии. Какую историю можно рассказать за 5 секунд? А за 3(!)?

ТЕОРИЯ: сравнение и анализ победителей сверхкоротких роликов на последних мульт-фестивалях.

ПРАКТИКА: индивидуальные короткие работы к 14 февраля.


  1. Мальчики и девочки , 23 февраля, 8 марта (24 часов)

Командное соревнование: группа делится на две команды (мальчики и девочки). Тематическое задание-игра: случилось какая-то беда – как с нею справятся «человеки-пауки»? А как с этой же проблемой разделаются «феи-винкс»? комплексное задание – как из этой же ситуации вышли бы герои «Союзмультфильма» (командные - например, из «Винни-Пуха» или «Муми-троллей»)

Затем обеим командам дается практическое задание «экранизировать» и раскадровать один и тот же сюжет. Сравнительный анализ результатов.

ТЕОРИЯ: просмотр любого мультфильма с приключенческим сюжетом – с «остановками»: в ключевых для развития сюжета моментах просмотр останавливается, и детям предлагается предположить, что будет дальше. Или задаются вопросы по только что увиденной части (не всегда ответы оказываются одинаковыми:)

ПрактиКА: подготовка командой девочек мультфильма-подарка к 23 февраля, а командой мальчиков – мультфильма-подарка к 8 марта. По возможности, участие в школьных праздничных мероприятиях с итоговыми показами.


  1. Мультфестиваль (32 часов)

Знакомство с христианскими мотивами в мировой и мировой анимации. И вообще – в изобразительном искусстве. Можно ли «оживить» наскальные росписи первых христиан? Анализ используемых анимационных техник, их комбинирование.

ТЕОРИЯ: просмотр и сравнение роликов-победителей фестиваля короткометражных фильмов «Вижу Бога».

ПрактиКА: коллективный мультфильм или серия коротких индивидуальных фильмов к празднику Пасхи. По итогам – показ с чаепитием и соревнованием на крашеных яйцах.


  1. Дорогами Великой Победы (40 часов).

Знакомство с военными мотивами в советской и мировой мультипликации. Дети и война. Что могут рассказать старые семейные фотографии?

ТЕОРИЯ: мультфильм "Страницы страха".

ПрАКТИКА: изготовление коллективного мультфильма ко Дню Победы. Участие в праздничных мероприятиях.

  1. Итоговое занятие (4 часа)

ТЕОРИЯ: Просмотр мультфильмов, созданных за два года обучения.


К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • историю компьютерной мультипликации;

  • правила и подходы создания сценария;

уметь:

  • применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);

  • пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);

  • выполнение эскиза в программе «Paint».

  • различать ближние и дальние предметы;

  • передавать движения фигур человека и животных;

  • самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа;

  • проявлять творчество в создании своей работы.







































3. Список литература


Список литературы для педагога


  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983

  2. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;

  3. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003;

  4. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004;

  5. Джанни Родари. Грамматика фантазии, (перевод с итальянского Ю.А.Добровольской). - М.: "Прогресс", 1978

  6. Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007;

  7. Золотарева А.В., Страдина Е.А. Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования.//Ярославский педагогический вестник. – 2012. –т.2. – № 3, с.208-213;

  8. Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;

  9. Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;

  10. Иткин В.В.«Жизнь за кадром», (методическое пособие), Ново­сибирск, 2008;

  11. Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod;

  12. Красный, Ю.Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с А.Артболевской, В.Левиным и Л.Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 1995

  13. Красный, Ю.Е. «Азбука чувств». - Киев, «Освіта», 1993

  14. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;

  15. Е. Г. Макарова. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т.1. Освободите слона. – М.: Самокат, 2011

  16. Е. Г. Макарова. Движение образует форму. – М.: Самокат, 2012

  17. А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Художник в каждом ребенке.– М.: Просвещение, 2008

  18. А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.– М.: Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012

  19. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. – Новосибирск, 2004 г;

  20. Модель 5 «Классы полного дня». Реализация комплексной интегрированной программы «Образ». Информационно-методический сборник. Книга 6. МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. – Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2013;

  21. Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ» МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. – Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования». Перми, 2013;

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ-М: Просвещение, 2010;

  23. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;

  24. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;

  25. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;

  26. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000;

  27. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск, 2000;

  28. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 средств передвижения. – Минск, 2000.

  29. http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;

  30. http://www.college.ru/ – Открытый колледж;

  31. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;

  32. http://www.rusedu.info – архив учебных программ;

http://www.multikov.net/

Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):

  • Хитрук Ф. – «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;

  • Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;

  • Татарский А. и студия «Пилот» - «След­ствие ведут колобки»;

  • Назаров Э. – «Жил был Пес»;

  • Алдашин М. – «Рождество», «Букашки;

  • Иванов-Вано И.– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр";

  • Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;

  • Котеночкин С. – «Ну, погоди!»


Список литературы для детей и родителей


  1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;

  2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;

  3. Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod

  4. Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;

  5. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;

  6. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;

  7. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;

  8. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000;

  9. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск, 2000

  10. http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;

  11. http://www.college.ru/ – Открытый колледж;

  12. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;

  13. http://www.rusedu.info – архив учебных программ.


Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):

  • Хитрук Ф. – «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;

  • Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;

  • Татарский А. и студия «Пилот» - «След­ствие ведут колобки»;

  • Назаров Э. – «Жил был Пес»;

  • Алдашин М. – «Рождество», «Букашки;

Иванов-Вано И.– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

  • «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр";

  • Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;

  • Котеночкин С. – «Ну, погоди!»


11