Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 28.08.2020г. | Согласовано на заседании МС Протокол № 1 от 31.08.2020г. | Утверждаю Директор МБУДО "Лянторский ЦДО" ______________А.И.Кот приказ № 266 от 31.08.2020г |
Модульная дополнительная общеобразовательная программа
художественно - эстетической направленности
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(Срок реализации 1 год)
Для детей 7-13 лет
Автор: Стексова Т.А., педагог дополнительного образования
г.Лянтор
2020 г.
Паспорт программы
Название программы | «Изобразительное искусство» |
Направленность программы | Художественная |
Вид программы | Общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год (168 часов) |
Кол-во часов на учебный год / в неделю | 1. Модуль «Волшебная палитра»: 68ч./4ч. Знакомство с изобразительным языком и художественным образом. 2. Модуль «Радужный мир»: 100ч./4ч. Наблюдение, переживание и передача окружающей действительности. |
Цель | Формирование у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый по-настоящему желающий этого ребенок. |
Образовательный продукт | Участие в международных, всероссийских, окружных, областных и городских выставках и конкурсах изобразительного искусства, украшение интерьера образовательного учреждения. |
Возраст обучающихся | 7 -13 лет |
Количество обучающихся | 3 группы по 10-12 человек |
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» разработана на основании законодательных и нормативно -правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в МБУДО «ЛЦДО» и имеет художественную направленность. Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
В ходе ее освоения обучающиеся приобщаются к искусству, познают культуру своей стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии личности ребенка, формирование знаний, умений, навыков не цель, а одно из средств достижения главной цели. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка, его нравственному совершенствованию и формированию духовного мира, гармоничному развитию личности ребенка».
Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является одним из средств творческого познания и эстетического развития человека. Занимаясь рисованием, ребенок развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие способности, художественный вкус. Совершенствует определенные способности: чувство цвета, ориентирование в пространстве, зрительную оценку формы, координация глаза, владение кистью рук.
Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Каждый модуль разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает изучение основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика и т.д.; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение двух основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность.
Два способа художественного освоения действительности — изобразительный и декоративный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Цель программы – формирование у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства через знакомство с профессиями типа «человек – художественный образ».
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Образовательной – формирование устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать исторические и национальные особенности;
Развивающей – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
Содержание программы «Изобразительное искусство» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в два тематических модуля:
I модуль «Волшебная палитра»
Образовательная задача первого модуля – изучение основ изобразительной грамоты через формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
II модуль «Радужный мир»
Образовательная задача второго модуля – способствовать формированию эмоционального и осознанного отношения к миру через искусство изображения.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно - действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.
• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.
• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм и др., а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.
• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.
Отличительной особенностью программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Продолжительность курса – 168 часов.
Формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, проектный.
Основные формы подведения итогов реализации программы являются творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – городских, районных, окружных, международных.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - проверяется уровень усвоения детьми программы за полугодие: контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
в ценностно – эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в профориентационной сфере - знакомство с профессиями, близкими к художественному творчеству: художника, архитектора, дизайнера, оформителя и т.д.;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, контролировать процесс и результаты деятельности, сносить необходимые коррективы.
Адекватно оценивать свои достижения.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусств; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно – эстетической сфере– умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)
Основные формы подведения итогов реализации программы являются творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – городских, районных, окружных, международных.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - проверяется уровень усвоения детьми программы за полугодие: контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Средства обучения
- материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютером, проектор, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
Экономическая эффективность программы
Для реализации программы не требуются большие материальные затраты: художественные материалы для образовательного процесса предоставляются родителями, спонсорская помощь со стороны родительского коллектива, помощь вышестоящих организаций позволяют обновлять натюрмортный и методический фонд.
Содержательно-тематическая структура программы
Реализация программы осуществляется на разных возрастных категориях детей (разный уровень умений и навыков), поэтому предполагает дифференцированный подход.
Стартовый уровень - это дети, которые не имеют определенных навыков в декоративно-прикладном и изобразительном творчестве;
Базовый уровень - это дети, имеющие начальный уровень подготовки, принимают участие в выставках, конкурсных работах;
Продвинутый уровень – это дети, обладающие высоким уровнем мастерства в декоративно - прикладном и изобразительном творчестве, занимающиеся по индивидуальному «маршруту».
Модуль 1«Волшебная палитра»
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа. |
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире творческих профессий и важности правильного выбора профессии. | Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждение содержания и выразительных средств произведений искусства. Выражают свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина). |
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающиеся вырабатывают глазомер, навыки построения и ведения рисунка. |
Проявляют интерес к первым творческим успехам товарищей. | Умеют различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. | Умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. |
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ Обучающиеся вырабатывают образное восприятие, логику, техничность, конструктивное мышление. Умеют пользоваться языком изобразительного искусства. |
Формирование у обучающихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ художественно-изобразительной деятельности. | Способны создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике. Профессионально сориентированы в мире профессий «человек-образ»: художник – график, художник – копиист, художник – реставратор. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Модуль 2 «Радужный мир»
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающиеся знакомятся с изображение окружающей человека природы. Формирование у обучающихся элементов культуры труда и творчества. |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на занятиях изобразительным искусством. | знают: понятия пропорций и формы предметов, «композиционный центр листа»; ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета. | Сформированы эстетические чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. |
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Закрепление и совершенствование полученных знаний по натуре. Художественными средствами излагать свои мысли и впечатления. |
Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. | Умеют выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами. | Умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Знают, как передать настроение с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ Обучающиеся способны передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде. | Умеют передавать средствами рисунка иллюзию глубины пространства и тональное взаимоотношение предметов (плановость изображения). Профессионально сориентированы в мире профессий «человек-образ»: художник – пейзажист, художник – иллюстратор, художник-анималист. | Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных материалов (окружающий мир, родной язык и др.). Развита отзывчивость к красоте природы в произведениях живописи. |
Способы и формы проверки результатов освоения модулей:
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и родителей на основе собеседований.
Содержательно-тематическая структура программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название модуля / темы | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство в обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. | 2 | 2 | |
Модуль 1 «Волшебная палитра» |
1.1 | Ты - художник | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Живопись – искусство цвета | 8 | 2 | 6 |
1.3 | Черно-белая графика | 8 | 2 | 6 |
1.4 | Правила, приемы и средства композиции | 8 | 2 | 6 |
1.5 | Народные истоки | 10 | 2 | 8 |
1.6 | Художественное вырезание | 10 | 2 | 8 |
1.7 | Нетрадиционная техника | 10 | 2 | 8 |
1.8 | Творческая мастерская | 6 | 2 | 4 |
| | 66 | 16 | 50 |
Модуль 2 «Радужный мир» |
2.1 | Как говорит искусство? | 14 | 4 | 10 |
2.2 | Мир пейзажа. | 14 | 4 | 10 |
2.3 | В стране портретов | 14 | 4 | 10 |
2.4 | Анималистический жанр | 14 | 4 | 10 |
2.5 | Искусство орнамента | 14 | 4 | 10 |
2.6 | Сказочно-былинный жанр | 14 | 4 | 10 |
2.7 | Творческая мастерская | 16 | 4 | 12 |
| | 100 | 28 | 72 |
ИТОГО: | 168 | 46 | 122 |
Содержание образовательной программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях в студии».
Модуль «Волшебная палитра»
Тема 1.1. Ты - художник
Теория: Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык изобразительного искусства: традиции и современность. Знакомство с основными техниками графики и живописи.
Практика: Практическое изучение способов получения изображения карандашом (штриховка, тушевка) и тушью (линия, заливка). Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнения с нарастанием и ослаблением тона.
Тема 1.2. Живопись – искусство цвета.
Теория: Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого полно, живо, убедительно передают формы с помощью цветовых оттенков.
Цвет - главное выразительное средство в живописи, с помощью цвета живописец изображает окраску, форму, материал, освещение, пространство, настроение.
Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.
Практика: Упражнения на смешение красок: "ступенчатое смешение", "непрерывное смешение", "наложение одного цвета на другой". Упражнения на затемнение и высветление цвета. Получить плавный переход от одного цвета к другому различными способами.
Тема 1.3. Черно – белая графика
Теория: Светотень как градация освещенности поверхности формы: свет - освещенная часть поверхности; блик - максимально светлая часть света; полутень - переходные тона между тоном света и тоном тени; тень (собственная) - часть поверхности, оказавшаяся за пределами распространения света; рефлекс - отраженный свет, высветленная часть тени; падающая тень - тень, отбрасываемая формой на соседние предметы.
Практика: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов, контрастных по форме и тону на светлом
фоне. Освещение боковое. Выявить с помощью изображения светотени объемность формы. Освоить штриховку предметов "по форме".
Тема 1.4. Правила, приемы и средства композиции
Теория: Композиция в изобразительном искусстве как способность, умение составлять, соединять различные части в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; как расположение, размещение частей в художественном произведении.
Масштаб изображения как соотношение размера изображения и размера изобразительной плоскости.
Равновесие в композиции на плоскости как зрительное ощущение уравновешенности массы, величины различных элементов композиции, которое зависит от занимаемого ими места на изобразительной плоскости, их тона, цвета.
Практика:
Упражнение 1. Разместить одну геометрическую фигуру в заданном формате. Учащиеся получают несколько форматов (например, горизонтальный, сильно вытянутый вертикальный, квадратный и т.д.) и несколько вырезанных из цветной бумаги фигур различной формы и величины. Некоторые из фигур могут хорошо "вписаться" в один из предложенных форматов, другие ни для одного не подойдут. Задачи: Подобрать для каждого формата наиболее подходящую по форме и размеру фигуру и расположить ее в зрительном центре листа.
Упражнение 2. Разместить на листе несколько геометрических фигур, не допуская впечатления зрительного перевеса той или иной части композиции. Фигуры могут располагаться по отдельности либо образовывать единое целое. Задачи: Создать зрительно уравновешенную композицию.
Упражнение 3. Создать из одних и тех же абстрактных фигур две композиции. Задачи: Создать зрительно уравновешенную и неуравновешенную композиции.
Тема 1.5. Народные истоки
Теория: Особенности декоративно-прикладного искусства России, его истоки. Глиняная и деревянная игрушки: Дымка, Филимоновская; Матрешки: Семеновская, Полхов-Майданская, Павлово–Посадская. Основные сюжеты. Оформление игрушки.
Практика: Выполнение зарисовок образцов и фрагментов декора игрушки. Изготовление игрушки.
Тема 1.6. Художественное вырезание
Теория: История бумаги. Виды аппликации. Плоскостная аппликация. Познание новых свойств бумаги. Ажурные вырезки из Германии. Польские выцинанки. Китайские вырезки из бумаги. Бумажные вырезки Вьетнама.
Практика: Тематическая композиция.
Тема 1.7. Нетрадиционная техника
Теория: Монотипия. Граттаж. Пуантилизм.
Практика: Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания. Графическое построение композиции. Строение деталей второго и первого плана.
Тема 1.8. Творческая мастерская.
Теория: Изучение материалов по тематике конкурсов. Работа над раскрытием темы.
Практика: Самостоятельная художественно-творческая деятельность по положению конкурсов и выставок. Составление тематической композиции на основе личных наблюдений, используя ранее полученные знания
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации, видоискатель, постановочный реквизит. Таблицы: «Фактура предметов», «Светотень». Репродукции произведений изобразительного искусства. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: выставки, собеседование, тестирование, викторина.
Модуль «Радужный мир»
Тема 2.1. Как говорит искусство?
Теория: В музеях хранятся картины. История создания Третьяковской галереи.
Практика: Выполнение копии картины на выбор.
Тема 2.2. Мир пейзажа.
Теория: Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Практика: Выполнение работы «Тихая моя Родина».
Тема 2.3. В стране портретов.
Теория: Жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств. История развития портретов, виды портретов, основ создания портрета; освоение практических навыков портретного изображения.
Практика: Выполнить на выбор: автопортрет, потрет мамы или папы.
Тема 2.4. Анималистический жанр.
Теория: Творчество художников-анималистов. Наблюдение за разнообразием форм живой природы. Любование выразительными образами природы. Выразительность природных форм. Каждый предмет запоминается по своим характерным особенностям - цвету, форме. Представление о пластике и выразительности изображений через знакомство с возможностями художественных материалов. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
Практика: Тематическая композиция выполненная фломастерами или цветными карандашами на свободную тему. Творческие работы «Рыбам – вода», «Птицам – воздух», «Животным вся земля».
Тема 2.5. Искусство орнамента.
Теория: Орнамент - украшение, узор, состоящий из ритмически организованных, повторяющихся элементов. Характерные черты орнамента: ритм (чередование) и стилизация (упрощение), схематизация формы. Орнамент бывает геометрический, состоящий из схематизированных, геометризированных элементов, и изобразительный, где элементы сохраняют предметную форму растений (растительный) или животных и птиц (зооморфный).
Практика: Выполнение зарисовок народных орнаментов. Выполнение эскиза орнамента в полосе по мотивам народного творчества. Задачи: Использовать s работе основные принципы организации орнамента: ритм, симметрию, стилизацию.
Тема 2.6. Сказочно – былинный жанр.
Теория: Сказки в изобразительном искусстве. Особенности жанра. Русская национальная фольклор, культура, обычая в творчестве традиции и известных художников. Мир народных образов (форма, характер, образ украшений шлемов, щитов, мечей).
Социальные функции и семиотический смысл одежды. Славянская мифология в произведениях В.Васнецова "Богатыри", М.Врубеля "Богатырь", "Микула Селянинович".
Практика: Эскизы на тему сказок. Творческая работа на былинный сюжет.
Тема 2.7. Творческая мастерская.
Теория: Изучение материалов по тематике конкурсов. Работа над раскрытием темы.
Практика: Самостоятельная художественно-творческая деятельность по положению конкурсов и выставок. Составление тематической композиции на основе личных наблюдений, используя ранее полученные знания
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации. Таблицы: «Пейзаж», «Композиция» и др.. Репродукции произведений изобразительного искусства. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: Сравнительный анализ и рецензирование выполненных работ.
Список литературы
Алексеева Н.А. «Волшебные ножницы» - М.,1998г.
Алехин А.Д. «Когда начинается художник. Книга для учащихся» - М.: «Просвещение», 1994г.
Барбара Рейд «Пластилин» - М., 1998г.
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция» М.: «Просвещение», 1981г.
Беляев Т.Ф. «Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся» - М.: «Просвещение», 1983г.
Богуславская И.Н. «Русская глиняная игрушка» - Ленинград «Искусство», 1971г.
Белякова Н.Е «Бумажное зодчество: Практическое пособие» - СПб., 1999г.
Василенко В.М. «Русское народное искусство» - М.: «Искусство», 1977г.
Виноградова Г.Г. «Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя» - М., 1998г.
Вишневская М. «Хохлома» - Ленинград: «Искусство», 1969г.
Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М.: «Просвещение», 1977г.
Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М.: «Искусство» 1984г.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: «Просвещение»,1991г.
Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М.: «Галарт», 1998г.
Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель, рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
Дрезнина М.Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника» - М., 1998г.
«Живопись; Книга для учащихся» / Сост. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. – М.: «Просвещение», 1995г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. – М.: «Просвещение», 1991г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др. – М.: «Просвещение», 1995г.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: «Агар», 1998г.
Кузин В.С. «Наброски и зарисовки» - М.: «Просвещение», 1981г.
Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» - М.: «Просвещение», 1977г.
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» - М.: «Мнемозина», 1995г.
Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998г.
Некрасов М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности» - М.: «Сов. Россия», 1989г.
Никологорская О. «Волшебные краски» - М.:, 1997г.
Орлова Л.В. «Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
Прудовская С.Н. «Твой коллега - художник» - М., 1994г.
Пучков А.С., Триселев А.В. «Методика работы над натюрмортом» - М.: «Просвещение», 1982г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
Трофимов М.В., Тарабарин Т.И. «И игра, и учеба: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия художеств», 1997г.
Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М.: «Просвещение», 1998г.
Шанин Н.Ф. «Сказка в творчестве русских художников» - М.: «Искусство», 1969г.
Приложение 1
Критерии оценки уровня обученности обучающихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Таблица диагностики, средства контроля.
Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
Удержание карандаша, кисти | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это неправильно. |
Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Несоответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
Компоновка листа | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. Правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
Пластические умения | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). Правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
Умение вырезания | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
Творческий подход | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
АННОТАЦИЯ
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии личности ребенка, формирование знаний, умений, навыков не цель, а одно из средств достижения главной цели. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка, его нравственному совершенствованию и формированию духовного мира, гармоничному развитию личности ребенка».
Программа «Изобразительное искусство» направлена на формирование у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. В ходе ее освоения обучающиеся приобщаются к искусству, познают культуру своей стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый по-настоящему желающий этого ребенок.
К концу освоения первого модуля обучающиеся познакомятся с основами языка изображения, обобщат опыт владения художественными материалами, а также получат знания по применению этих материалов при создании художественного образа. Научатся различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике.
К концу освоения второго модуля обучающиеся узнают понятия пропорций и формы предметов, «композиционный центр листа»; ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Научатся выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; передавать средствами рисунка иллюзию глубины пространства и тональное взаимоотношение предметов (плановость изображения).
27