СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок по теме "Прокариотическая клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок по биологии по теме " Прокариотическая клетка" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок по теме "Прокариотическая клетка"»

Урок по биологии 10 класс

по теме « Прокариотическая клетка»

Методическое обоснование


Данный урок является очередным в системе уроков по теме « Строение эукариотической и прокариотической клеток. Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с ролью прокариот в биосфере, формой и строением прокариотической клетки. Выявляют основные черты различия клеток прокариот и эукариот


Цель урока: формирование умений самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий и овладение знаниями о строении прокариотических клеток, различать по характерным признакам прокариотические организмы от эукариотических.


Задачи урока:


Образовательные: углубить представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической

Раскрыть особенности строения прокариотической клетки на примере бактериальной


Развивающие: развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, умение устанавливать причинно – следственные связи)


Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно,

воспитывать аккуратность при выполнении записей в тетради


Мотивационная: пробудить интерес к изучению предмета


Тип урока: модульный


Метод ведения урока: самостоятельная работа учащихся


Оборудование: учебник В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы М.: Дрофа, 2011, учебно – тематические карты


Основные средства. Используемые учебники и учебные пособия.

1. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 - 11 кл. образовательных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2011


Изучаемая методическая литература

  1. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень 10 – 11 классы: метод. Пособие к учебнику В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова. – М.:» Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2011


Ожидаемые результаты


После урока учащиеся должны:


Знать: роль прокариот в биосфере, форму и строение прокариотической клетки, основные черты различия клеток прокариот и эукариот.









Урок: Прокариотическая клетка

учебно – тематическая карта


Номер

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению учебного материала


УЭ - 0

Интегрирующая цель занятия: в ходе работы с учебно – тематической картой вы должны выяснить роль прокариот в биосфере, форму и строение прокариотической клетки. Выявить основные черты различия клеток прокариот и эукариот

Внимательно прочитайте цель урока


УЭ -1

Цель: познакомиться с разнообразием прокариот, выяснить роль прокариот в природе.


  1. Ответьте на вопросы:

1. Какие организмы относятся к царству прокариот?

  1. Кто впервые описал бактерии?

  2. Каковы размеры бактерий?

  3. Где обитают бактерии?

  4. Какова численность бактерий на планете?


Работайте индивидуально в рабочей тетради.

Смотри учебник В. И. Сивоглазов § 2. 9

стр. 68 – 69, § 2.7, стр. 56 дополнительно учебник Каменский А. А §18. стр. 71,

учебник К. Д. Беляев, стр. 4

За каждый правильный ответ – 1 балл

Правильный ответ – 5 баллов


  1. Закончить схему


Роль бактерий в природе

положительная роль отрицательная роль

Смотри учебник В. И. Сивоглазов §2.9 стр. 69, дополнительно учебник А. А. Каменского §25, стр. 94 - 95

Работайте индивидуально, в рабочей тетради.

Правильный ответ – 4 балла


  1. Обсудите результаты работы


Работайте в паре


4. Оцените свою работу

Работайте вместе с классом

Максимальная оценка по УЭ – 1 - 9 баллов


УЭ - 2

Цель: изучить форму и строение прокариотической клетки


  1. Выполните следующее задание:


  1. Выпишите в тетрадь формы клеток бактерий


Работайте самостоятельно в рабочей тетради

Смотри учебник В. И. Сивоглазов § 29 стр. 69, рис. 34.

Правильный ответ – 2 балла


2. Рассмотрите рисунок спорообразование. Выясните значение данного процесса

Учебник Сивоглазов В. И. текст на стр. 69 – 70, рис. 35, стр. 70

Учебник А. А. Каменский, §18, стр. 73, рис. 37

Правильный ответ - 5 баллов



3. Рассмотрите строение прокариотической клетки (карточка – задание). Сделайте подписи к рисунку






ассмотрите рисунок спорообразованиР

Карточка – задание

Учебник В. И. Сивоглазов, стр. 71, рис. 36, текст стр. 72.

Дополнительно учебник А. А. Каменский, стр. 72, рис. 36


Правильный ответ – 8 баллов


4. Обсудите результаты работы



Работайте с партнёром по парте

5. Оцените свою работу

Работайте вместе с классом

Максимальная оценка по УЭ – 2 – 15 баллов



УЭ –3

































Цель: выяснить черты сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток

  1. Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком « +» органеллы, которые имеются в клетках этих организмов.

Органеллы клетки

Прокариоты

Эукариоты

1. Клеточная оболочка



2. Цитоплазма



3. Ядро



4. Хромосомы



5. Митохондрии



6. ЭПС



7. Комплекс Гольджи



8. Пластиды



9. Пищеварительные вакуоли



10. Жгутики



11. ДНК





Работайте с партнёром по парте

Смотри учебник В. И. Сивоглазов

Стр. 72, табл. 3,

Учебник Каменский А. А. стр. 74, табл. 3, учебник Д. К. Беляев стр. 43, табл.


Правильный ответ -

11 баллов









2. Заполни схему, используя приведённые ниже слова:

Формы жизни

Клеточные Неклеточные

1. 4. 1.

2. 5.

3. 6.

Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, животные, грибы


Учебник В. И. Сивоглазов, § 2.11. стр. 79, стр. учебник К. Д. Беляев §18, стр. 67

Правильный ответ – 9 баллов


Обсудите результаты своей работы




3. Оцените свою работу



Работайте индивидуально

Максимальная оценка по УЭ – 3 – 20 баллов


УЭ - 4



Подведение итогов урока

  1. Прочитайте цели урока

  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроке:

если вы набрали итоговое количество баллов

от 40 до 43, то ваша оценка « 5»;

если 35 - 39, то ваша оценка « 4»;

если 30 - 35, то ваша оценка « 3»;

менее 30 баллов, - оценка « 2»

  1. Определите домашнее задание:

если за работу на уроке получили оценку « 5», тогда вы освобождаетесь от домашнего задания.

Если испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте текст учебника & 29 В. И. Сивоглазова, проработайте с терминами и вопросами, приведёнными в конце параграфов или поработайте ещё по учебно – тематической карте





Индивидуально.

Вместе с классом



Ваша оценка ________


Сдайте тетради на проверку