Данный урок является очередным в системе уроков по теме « Строение эукариотической и прокариотической клеток. Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с ролью прокариот в биосфере, формой и строением прокариотической клетки. Выявляют основные черты различия клеток прокариот и эукариот
Цель урока: формирование умений самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий и овладение знаниями о строении прокариотических клеток, различать по характерным признакам прокариотические организмы от эукариотических.
Образовательные: углубить представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической
Развивающие: развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, умение устанавливать причинно – следственные связи)
Оборудование: учебник В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы М.: Дрофа, 2011, учебно – тематические карты
Основные средства. Используемые учебники и учебные пособия.
1. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 - 11 кл. образовательных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2011
Знать: роль прокариот в биосфере, форму и строение прокариотической клетки, основные черты различия клеток прокариот и эукариот.
Номер УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ - 0 | Интегрирующая цель занятия: в ходе работы с учебно – тематической картой вы должны выяснить роль прокариот в биосфере, форму и строение прокариотической клетки. Выявить основные черты различия клеток прокариот и эукариот | Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ -1 | Цель: познакомиться с разнообразием прокариот, выяснить роль прокариот в природе. Ответьте на вопросы: 1. Какие организмы относятся к царству прокариот? Кто впервые описал бактерии? Каковы размеры бактерий? Где обитают бактерии? Какова численность бактерий на планете? | Работайте индивидуально в рабочей тетради. Смотри учебник В. И. Сивоглазов § 2. 9 стр. 68 – 69, § 2.7, стр. 56 дополнительно учебник Каменский А. А §18. стр. 71, учебник К. Д. Беляев, стр. 4 За каждый правильный ответ – 1 балл Правильный ответ – 5 баллов |
Закончить схему Роль бактерий в природе положительная роль отрицательная роль | Смотри учебник В. И. Сивоглазов §2.9 стр. 69, дополнительно учебник А. А. Каменского §25, стр. 94 - 95 Работайте индивидуально, в рабочей тетради. Правильный ответ – 4 балла |
| Обсудите результаты работы | Работайте в паре |
| 4. Оцените свою работу | Работайте вместе с классом Максимальная оценка по УЭ – 1 - 9 баллов |
УЭ - 2 | Цель: изучить форму и строение прокариотической клетки Выполните следующее задание: Выпишите в тетрадь формы клеток бактерий | Работайте самостоятельно в рабочей тетради Смотри учебник В. И. Сивоглазов § 29 стр. 69, рис. 34. Правильный ответ – 2 балла |
2. Рассмотрите рисунок спорообразование. Выясните значение данного процесса | Учебник Сивоглазов В. И. текст на стр. 69 – 70, рис. 35, стр. 70 Учебник А. А. Каменский, §18, стр. 73, рис. 37 Правильный ответ - 5 баллов |
| 3. Рассмотрите строение прокариотической клетки (карточка – задание). Сделайте подписи к рисунку ассмотрите рисунок спорообразованиР | Карточка – задание Учебник В. И. Сивоглазов, стр. 71, рис. 36, текст стр. 72. Дополнительно учебник А. А. Каменский, стр. 72, рис. 36 Правильный ответ – 8 баллов |
4. Обсудите результаты работы | Работайте с партнёром по парте |
5. Оцените свою работу | Работайте вместе с классом Максимальная оценка по УЭ – 2 – 15 баллов |
УЭ –3 | Цель: выяснить черты сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком « +» органеллы, которые имеются в клетках этих организмов. Органеллы клетки | Прокариоты | Эукариоты | 1. Клеточная оболочка | | | 2. Цитоплазма | | | 3. Ядро | | | 4. Хромосомы | | | 5. Митохондрии | | | 6. ЭПС | | | 7. Комплекс Гольджи | | | 8. Пластиды | | | 9. Пищеварительные вакуоли | | | 10. Жгутики | | | 11. ДНК | | | | Работайте с партнёром по парте Смотри учебник В. И. Сивоглазов Стр. 72, табл. 3, Учебник Каменский А. А. стр. 74, табл. 3, учебник Д. К. Беляев стр. 43, табл. Правильный ответ - 11 баллов |
2. Заполни схему, используя приведённые ниже слова: Формы жизни Клеточные Неклеточные 1. 4. 1. 2. 5. 3. 6. Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, животные, грибы | Учебник В. И. Сивоглазов, § 2.11. стр. 79, стр. учебник К. Д. Беляев §18, стр. 67 Правильный ответ – 9 баллов |
Обсудите результаты своей работы | |
3. Оцените свою работу | Работайте индивидуально Максимальная оценка по УЭ – 3 – 20 баллов |
УЭ - 4 | Подведение итогов урока Прочитайте цели урока Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке: если вы набрали итоговое количество баллов от 40 до 43, то ваша оценка « 5»; если 35 - 39, то ваша оценка « 4»; если 30 - 35, то ваша оценка « 3»; менее 30 баллов, - оценка « 2» Определите домашнее задание: если за работу на уроке получили оценку « 5», тогда вы освобождаетесь от домашнего задания. Если испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте текст учебника & 29 В. И. Сивоглазова, проработайте с терминами и вопросами, приведёнными в конце параграфов или поработайте ещё по учебно – тематической карте | Индивидуально. Вместе с классом Ваша оценка ________ Сдайте тетради на проверку |