СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой успешный проект "Играем вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Играем вместе" задуман как открытое образовательное пространство для всех участников образовательных отношений. Направлен на комплексное развитие ребёнка-дошкольникав формате игровой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Мой успешный проект "Играем вместе"»

ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»

ПРОЕКТ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Разработчик: учитель-логопед Кузьминых Елена Леонидовна

Проект:

-задуман как открытое образовательное пространство для всех участников образовательных отношений,

-создан по инициативе родителей после их участия в образовательных программах «Калейдоскоп звуков и Калейдоскоп мыслей»

- направлен:

  • на комплексное развитие ребенка –дошкольника, т.е. с включением всех образовательных областей

  • на гармонизацию детско-родительских отношений

  • на создание базовых (само)компетенций родителей и профессиональных компетенций педагогов

Содержание Проекта обеспечивает ресурс образовательного процесса в социально-коммуникативном и художественно-эстетическом направлении.

Непосредственной целевой аудиторией проекта являются дети всех возрастных групп, родители и педагоги. Предполагается, что все они как участники:

-приобретут опыт взаимодействия, использования и создания игровых практик как в семьях, так и в учреждении

-направят свои компетенции на поддержку, помощь и организацию образовательной деятельности дошкольников

-распространят пережитый и востребованный опыт игровых технологий

Возможность широкого охвата участников объясняется доступностью использования формата участия и его организации, в тиражировании предлагаемого материала

Новизна Проекта в том, что

  1. Используется приоритетный вид деятельности ребенка дошкольника

  2. Выполняется установка ФГОС – включение родителей в образовательные отношения

  3. Организуется творческая деятельность с учителем-фасилитатором для упрощения и облегчения поставленных образовательных задач

Сразу возникает вопрос: Кто такой фасилитатор? Это новое веяние гуманизации образования. И я приветствую открывшуюся возможность вдохновлять участников в совместной деятельности, инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживать необходимый настрой, создавать комфортный микроклимат.

Для воплощения интерактивных театрализованных игр-представлений. Функционирования клуба «взрослый сад», организации работы «Мастерской от А до Я» выработаны определенные правила. Вы можете ознакомиться с ними в буклетах.

ПРАВИЛА.

  1. Открытость в общении

  2. Взаимообогащение опытом друг друга

  3. Проявление эмпатии

  4. Активность

  5. Инициативность

  6. Открытость в выражении чувств

  7. Эмоциональная уравновешенность

  8. Жизнерадостность

  9. Принятие и понимание потребностей ребенка

  10. Положительная самооценка

  11. Уверенность в своих способностях

  12. Смотреть на мир глазами ребенка

Цель Проекта:

Организация развивающих предметно-пространственных условий в формате творческой игровой деятельности для гармонизации детско-родительских отношений и создания психолого-педагогической базы обучения

Задачи:

  1. Мотивировать родителей и педагогов для активного, свободного, деятельного участия

  2. Раскрыть внутренний творческий, социальный потенциал каждого участника

  3. Инициировать игровые технологии в формате семьи и ДОУ

Сущность интерактивных технологий, особенности их использования, концептуальные позиции и целевые ориентации по мнению М.В. Кларина лежат в основе гуманистических и природосообразных составляющих, ведущим фактором развития является социогенный, методологический подход– коммуникативный, наряду с интерактивным и демократичным характером воспитательных взаимодействий, в котором преобладают диалогические методы. При этом типом управления образовательным процессом является взаимообучение, а видом – сопровождение [3, c. 14].

Интерактивная деятельность организует образовательный процесс таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в познавательную творческую деятельность, имея возможность осуществлять рефлексию полученных умений. При этом взрослый (родитель, воспитатель, логопед) выступает в роли помощника, выполняет задачу фасилитации (поддержки, облегчения реализации содержания ), поддерживает их активность, обогащает опыт участников при их взаимодействии, упрощает процесс восприятия, поощряет творчество как детей, так и родителей, создает условия для проявления их инициативы –так значимой для ребенка с ОВЗ и членов его семьи. Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в детско-родительских отношениях.

Все участники погружаются в пространство Импровизации, Творчества, Креатива- что является основой работы на этапе включения в интерактивные игры, погружения в познавательно-образовательную среду, обсуждения способов реализации задуманного, и на этапе анализа результатов реализации игровых технологий, и на этапе рефлексии. Поощряется желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. Очень важна взаимопомощь и взаимоподдержка друг друга:, родитель-ребенок, ребенок-ребёнок, родитель-родитель

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают такие истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. Только добро рождает добро, любовь рождает любовь .

Педагоги, участвуя в Международном проекте «Игро- мир образования 2035»

В основе проекта игровые технологии, являющиеся мотиваторами всех субьектов образования.

По окончании проекта планируется:

1)повышение качественного уровня:

- деятельности педагогов, детей, родителей в образовательной системе

-взаимоотношений в семье, понимание детских потребностей

-взаимодействия педагогов с родителями на основе доверия и диалога

2) улучшение контактов ( коммуникативных, социальных и творческих) между педагогами, между родителями и педагогами, между родителями и детьми, между детьми и педагогами-участниками проекта для дальнейшего консультирования, развития и популяризации игровых технологий;

3) формирование психолого-педагогической базы для реализации ценностных ориентиров

3) развитие и продвижение результатов проекта в другие образовательные учреждения с целью использования и популяризации игротехнологий

4) предоставление участникам проекта возможности повторного обращения к материалам; расширение круга специалистов (включая родителей, студентов), имеющих доступ к продуктам проекта. 

5) Медийное сопровождение, оценка и совершенствование проекта (информационная компания в социальных сетях, рекомендации, практические советы)

6) Обобщение проделанной работы в рамках проекта "Игро-мир образования 2035", оценка ее эффективности и соответствия заявке на грант, ожиданиям общественности. 

Cоциальная значимость проекта отражена в его гуманной функции –

1.общедоступности, снятии любых ограничений на участие и использование его результатов;

2.постановке во главу угла человеческого фактора в системе образования; учете необходимости поликультурного и инклюзивного подходов, успешно реализуемых посредством геймификации (игровых методик);

3)открытии доступа к ресурсам модульных игр, игровым технологиям и в их развитии широким кругом представителей педагогического сообщества.

За счет интерактивной формы проекта снимаются любые ограничения доступа к благам инновационных методов образования, обеспечивающим

-управление стрессовыми ситуациями,

-повышение мотивации детей, родителей и коллег к творчеству,

-предупреждение профессионального выгорания и др.

Функции проекта:

  1. Социализирующая. Т.к. включает инклюзию, детей с ОВЗ, детей мигрантов, индивидуальный подход за счет использования игровых технологий

  2. Сетеобразование. Налаживание диалога между представителями различных социальных слоев и уровней

  3. Просветительская. Использование инновационных технологий, отвечающих не только ФГОС, но и мировым стандартам становятся широко доступными педагогическому сообществу

  4. Гражданская. Интеграция Российского образования в международный контекст

  5. Пиар-функция. Популяризация инновационных технологий в России и в мире

Все перечисленные позиции учитывают специфику современного образовательного пространства(см. edu2035.org): поликультурность, разноуровневость, инклюзивность, спад мотивации, технологичность, мультимедийность и др., а также различие между педагогическим и детским сообществом (поколения ХХ столетия и поколение Z).

Проект предназначен для работников системы образования и социальной сферы, остро нуждающихся в подобных нересурсоемких мобильных технологиях, мотивирующих современное поколение к активному участию в образовательном процессе и самообразованию.

Игры и игровые технологии способствуют выстраиванию диалога культур различных поколений, социальных слоев населения в пространстве первой ступени образования.



























Проект представляет собой интерактивные театрализованные игры-представления в рамках знакомых детям сказок, реализуемые в паре с родителями. С этой целью создаются организационные условия для детей-родителей-педагогов по сюжетам сказок «Репка» -для 2 младшей группы, «Теремок» для средних групп, «Чиполлино» для старших групп, «Буратино» для подготовительных групп.

Новизна Проекта

  1. Условия свободы импровизации

  2. Фасилитация как необходимость естественного природосообразного ведения себя в игровой деятельности

  3. Общение через творчество, интерактивность, игровые технологии



Диагностика образовательной ситуации.

Общение с родителями показало, что основная масса чаще переживает, если их ребенок не умеет считать, читать. Но не всех родителей настораживает, что ребенок не смеется вместе со всеми, не грустит и не сопереживает с героями сказок. Это беда не только воспитателей, но и родителей. Всем вместе необходимо создавать ситуации, когда ребенок может проявлять свою радость, печаль, гнев и доброжелательность, не испытывает чувства благодарности, умение понимать настроение людей и готовность прийти им на помощь.

Задача детского сада и родителей –дать каждому ребенку ощущение счастья. Понятие счастья многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье.

Интерактивная театрализованная игра-представление используется в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста. Дети подсознательно учатся думать –в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети изобретают свои «велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с её помощью ставим ребёнка в мир фантазий. Тогда, получая удовольствие от игры ребёнок быстрее овладевает умением - фантазировать, затем -умением воображать, а впоследствии –и рационально мыслить.

Когда родитель в игре моделирует своё собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Взрослый может поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме. Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога, друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

В народе говорят: «Без воображения -нет соображения». Альберт Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение-это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления.

Формирование игровых умений

В интерактивной деятельности происходит обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений, которые формируются из детского опыта и трансформируются в представления ребёнка о себе и людях.

Первая группа умений связана с освоением позиции "Я не один" (умение быть доброжелательным в паре, в группе; терпимым к особенностям темпа и мелодики речи других детей, родителей, организованным, т.е. смотреть и слушать до конца).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "Я и мои друзья "вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья, что подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Буратино встретил своих друзей - обрадовался, Папа Карло решил расправиться с ним - испугался, рассказал о нарисованном очаге в каморке папы Карло, что помогло избежать наказания и даже получил пять золотых –удивился), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (бодрый, веселый Чиполлино; хитрая лиса Алиса, простодушный Кот Базилио, капризная и требовательная Мальвина).

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "Я-режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство вокруг себя, наполнять его по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов для игры совместно с родителями, что раскрывает в детях творческие способности.

Пятая группа умений, направлена на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры, поддерживать и оказывать помощь детям с ОВЗ.




Организация интерактивной театрализованной деятельности


Создание условий интерактивной театрализованной игры

Условия подразумевают основные направления развития театрализованной игры:

-продвижение ребенка от игры по одному литературному или фольклорному произведению к игре-контаминации, подразумевающей свободное включение ребенка в сюжет, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией и импровизацией со стороны ребенка и родителей;

-переключение с использованием средств выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения, самореализации и самоопределения через образ героя;

-включение детей и родителей в интерактивную деятельность, в которой они являются "артистами", затем реализация комплекса позиций, когда участники могут побывать "режиссерами", "сценаристами", "оформителями", "костюмерами", но при этом предпочтения каждого ребенка и родителя связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

-освоение интерактивной деятельности как средство самовыражения личности и самореализации способностей всех участников, вне зависимости от того какие у них психофизиологические особенности.

Важным аспектом интерактивной деятельности взрослого (родителей, воспитателя, учителя-логопеда) является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивным отношениям .

В результате проведения интерактивных театрализованных игр:

-создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов

родителей с педагогами,

- формируется положительное отношение родителей к учреждению,

-вырастает потребность в организации семейного досуга,

-расширение представлений родителей о различных образовательных областях,

-формируется психолого-педагогическая база для реализации ценностных ориентиров,

-актуализируется сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов образования.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению интерактивных театрализованных игр способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса. Активное включение педагогов в создание той или иной интерактивной игры – это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами педагоги определяют проблемы, предлагают пути их преодоления и сами вместе с детьми и родителями осуществляют их решение, повышая свой творческий и профессиональный уровень. При проведении интерактивных театрализованных игр педагог через направленную организованную деятельность детей и взрослых решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребёнком социального опыта жизни среди сверстников и взрослых.

Деятельность учителя-логопеда или воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к коллективному творчеству и импровизации, которые являются важной частью работы с детьми. Дети в свою очередь передают заинтересованность своим родителям, чем мотивируют их к совместной деятельности, непосредственному участию в образовательном процессе. Постепенно и дети, и родители включаются в процесс игрового общения со сверстниками с типичным и нетипичным развитием, с родителями по- разному относящимися к проблемным детям.

У всех участников постепенно развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах: сначала на свободные темы, затем на заданный сюжет. Сюжеты разрабатываются учителем-логопедом на основе литературных произведений. Тексты усложняются в зависимости от возраста детей, отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Импровизированность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. Очень важна взаимопомощь и взаимоподдержка друг друга: родитель-родитель, родитель-ребенок, ребенок-ребёнок.

Работа с коллективом воспитателей является очень важной для проекции задуманного в коллектив родителей.

Цель работы с коллективом воспитателей:

- подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями,

- совершенствование культуры педагога,

- развитие коммуникативных умений.

Для реализации этой цели используются следующие формы работы:

-анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями

-обучение педагогическому тренингу общения

-консультации «Стили взаимоотношений в системах взрослый-взрослый (воспитатели-родители, воспитатели-воспитатели), взрослый –ребенок, ребёнок-ребёнок».

Прежде, чем начать работу с родителями, необходимо коллегиально обсудить и принять принципы взаимодействия с родителями:

1.Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением и пониманием относиться к родителям.

2.Помнить о том, что ребенок- уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её. В педагогах ребенок должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

3.Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

4.Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

5.Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

6. С уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, конструктивная модель, рисунок и т.д.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

7.Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей

8.Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей

9.Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.





Алгоритм

подготовки, создания и проведения

интерактивных театрализованных игр

Алгоритм подготовки, создания и проведения интерактивных театрализованных игр:

-определение целей и задач;

-творческий поиск реализации; решение

-составление плана: предварительная работа по сюжетно-содержательной составляющей произведения, разработка сценария, изготовление атрибутов и элементов костюмов совместно с родителями;

-непосредственно продуктивная совместная деятельность

-рефлексия, подведение итогов по достигнутым результатам, рискам, противоречиям, перспективам


Инструментарий работы

Инструментарий работы:

-живое слово педагога, детей и родителей

-представление музыкальных и танцевальных номеров, встроенных в интерактивную деятельность

-организация выставки рисунков-персонажей и сюжетов сказок для представлений

-рефлексия после интерактивной театрализованной деятельности в форме общения в «Родительской гостиной»


Этапы реализации театрализованных игр

Реализация содержания театрализованных игр по сказочным сюжетам достигается последовательным усложнением игровых заданий. Для формирования уверенности, доверия и раскрытия своих талантов ребёнок с ОВЗ должен и может пройти следующие этапы:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, мышки передвигаются маленькими шажками, петушок идёт высоко поднимая колени, лисичка крадётся, волк рыщет и т.д.) и имитация основных эмоций человека (из теплой Италии- родины Джанни Родари привезли посылку, в которой лежат шифоновые ткани для предстоящего костюмирования- дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; Принцы Лимончики захватили друзей Чиполлино в тюрьму-дети огорчились, поддерживают друг друга в общих переживаниях).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (Буратино появился -учился ходить-говорить -пошел в школу -начались приключения).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (Графини Вишни гордо прогуливаются по своей земле, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый Чиполлино защищает домик кума Тыквы).

• Игра-импровизация под музыку ("Марш Лимончиков" «Плетень»-танец овощей», "Строим-строим Теремок» с использованием музыкальных молоточков, актёры театра Карабаса Барабас танцуют «Полечку»).

• Словесная игра-импровизация по текстам стихов и прибауток, которые читает ведущий, все участники выполняют ритмичные движения («Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей", "Ручеек течет", "Кошки-мышки", "Дождь и радуга", "Бежали мимо речки смешные человечки").

• Ролевой диалог героев сказок ("Земляничка и Чиполлино", "Мышка и Лягушка, Лягушка и Заяц, Заяц и Лиса, Лиса и Волк", "Лиса Алиса и Кот Базилио", Папа Карло и Джузеппе, Буратино и Мальвина).





Формирование игровых умений

В интерактивной деятельности происходит обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений, которые формируются из детского опыта и трансформируются в представления ребёнка о себе и людях.

Первая группа умений связана с освоением позиции "Я не один" (умение быть доброжелательным в паре, в группе; терпимым к особенностям темпа и мелодики речи других детей, родителей, организованным, т.е. смотреть и слушать до конца).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "Я -артист"вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья, что подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Буратино встретил своих друзей - обрадовался, Папа Карло решил расправиться с ним - испугался, рассказал о нарисованном очаге в каморке папы Карло, что помогло избежать наказания и даже получил пять золотых –удивился), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (бодрый, веселый Чиполлино; хитрая лиса Алиса, простодушный Кот Базилио, капризная и требовательная Мальвина).

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "Я-режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство вокруг себя, наполнять его по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов для игры совместно с родителями, что раскрывает в детях творческие способности.

Пятая группа умений, направлена на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры, поддерживать и оказывать помощь детям с ОВЗ.


Значимость и целесообразность интерактивных театрализованных игр

Такова методическая работа по организации интерактивного обучения предполагающего процесс моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общего решения вопросов в соответствии с анализом обстоятельств и ситуаций, проникновения информационных потоков в сознание, которые вызывают его активную деятельность.

1.Сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей.

2. Повышение роли родителей в воспитании

3.Расширение представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы, в частности они могут быть направлены на формирование ценностных отношений к творчеству, речевых способностей, коммуникативных возможностей, способствовать повышению уровня знаний дошкольников о мире и себе.

4.Активизирование сотрудничества детского сада и семьи в решении актуальных вопросов формирования личности и социализации детей с разными ресурсными возможностями.

Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивным отношениям.

Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в детско-родительских отношениях.

В результате проведения интерактивных театрализованных игр:

-создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов

родителей с педагогами,

- формируется положительное отношение родителей к учреждению,

-вырастает потребность в организации семейного досуга,

-расширение представлений родителей о различных образовательных областях,

-формируется психолого-педагогическая база для реализации ценностных ориентиров,

-актуализируется сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов образования.

Такая форма работы позволяет значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по разным областям.

Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать.

Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего Я. И это оказывается гораздо труднее, чем удовлетворять насущные потребности ребенка. Далеко не каждая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования.

Одним из главных показателей родительской любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, родители в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе. Понимание со стороны отца и матери вызывает детей на откровенность. Поняв ребенка можно уберечь его от негативных влияний.

Совместные интерактивные, театрализованные игры способствуют формированию взаимодействия, взаимодополнения, взаимопонимания педагогов-детей-родителей в едином процессе воспитания и образования дошкольников. «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»-эти слова из «Маленького принца» Сент-Экзюпери выражают сущность любви, которая возникает в активной творческой деятельности, где каждый проявляет свою уникальность.



В соответствии с ФГОС социально-коммуникативное развитие дошкольника поставлено в центре. И это правомерно.

Коммуникативное поведение - понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формам и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми).

Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно- ответная форма речи является самой распространенной. Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Социализация — вхождение в социум, когда маленький человечек учится различать нюансы поведения, допустимого в определенных местах, и вообще начинает понимать устройство общества на доступном ему уровне. Это растяжимый во времени процесс. Если у ребенка есть богатый опыт общения, есть взрослые, грамотно вводящие его в огромный мир человеческих взаимоотношений, то социализация, как правило, проходит успешно. 

Бывает, что дети рождаются харизматичными, умеющими найти общий язык с кем угодно — таким детям какая-то специальная социализация не нужна. Но это социальный талант, и, как любой талант, он проявляется не у всех. Большинству же детей, прежде чем они пойдут в школу, то есть выйдут в мир, необходимо научиться тонкостям взаимодействия с разными людьми. В противном случае нередко возникают проблемы коммуникативного характера: например, неумение видеть себя со стороны, страх близкого контакта с людьми или, наоборот, неумение определять, когда необходима дистанция — ведь если ребенок может подойти к незнакомой даме и изречь: «А у тебя платье некрасивое», у него тоже проблемы с социализацией. 
Раньше дети играли во дворе сами по себе, без взрослых: в салки, прятки, казаки-разбойники, классики. У них был свой особый мир, с секретиками, тайнами (не какими-то плохими, а хорошими, детскими). А самая мощная социализация как раз и происходит в игре, причем не настольной, обучающей, а спонтанной: ролевой или игре с определенными правилами. А сейчас этот огромный пласт детской культуры в больших городах уходит — жизнь наша очень изменилась, дети гуляют только в сопровождении взрослого. 

Сегодня большая разобщенность среди людей. Раньше мы могли запросто пойти к соседской девочке в гости поиграть. Сейчас ситуация другая. Может быть, в силу имущественного расслоения, может быть, других причин. Я знаю сейчас единицы людей, которые могут просто взять и заскочить к соседям на чашку чая. 

Детский сад — это не лучшее и далеко не единственное, как многие думают, средство социализации, при условии, что у ребенка есть регулярное свободное общение. Социальный опыт, полученный ребенком от четырех до пяти лет вне семьи, чрезвычайно важен. Он расширяет представления о мире и спектр возможностей и умений. 

Причем воспитывает даже негативный опыт, но только в том случае, если у ребенка доверительные отношения с родителями и он делится всем, что с ним происходит. А родители, в свою очередь, способны дать чуткую и грамотную оценку ситуации. Исходя из этой оценки и уже собственного опыта, ребенку в следующий раз будет проще справляться с подобными негативными явлениями. 

Общение детей-дошкольников — это джунгли, мадридский двор, партизанский отряд со своими строгими правилами. И в этих отношениях познается огромное количество социальных нюансов. 

Мы же, например, сразу отличим профессора от человека, закончившего лишь школу. Так же и дети сразу, еще невербально «считывают» человека, являющегося новичком в общении. (Если он, конечно, не тот самый харизматик с рождения, о котором говорилось вначале.) Причем если проблемы с социализацией не проявились в раннем школьном возрасте, они могут стать очевидными в то время, когда ребенок станет подростком. 

Я вам кратко сказала о ситуации, которая подвела нас к необходимости разработки проекта «Возьмемся за руки, друзья» Основным направлением которого стало формирование толерантности взрослых, т.е. и родителей и педагогов, т.к. именно они представители взрослого мира, формирующие условия удовлетворения потребностей особенных детей, развитие их способностей. Но они не всегда эмпатично относятся к детям с ограниченными возможностями. В рамках проекта мы решили эти возможности расширить, включив взрослых в совместную с детьми интерактивную театрализованную деятельность.

Для того, чтобы люди понимали друг друга, каждый человек должен уметь выразить и проявить себя. Поэтому ребенка необходимо подводить к тому, как адекватно вести себя среди людей, быть принятым в обществе. Творчество в разных проявлениях способствует этому.

Пришли к выводу, что инклюзия будет осуществляться эффективней при условии использования интерактивных игр, являющихся личностно-ориентированными и основанными на глобальном взаимодействии участников образовательного процесса.

Интерактивные игры-это педагогически направленная театрализация знакомых детям сказок, которая реализуется в паре с родителями. С этой целью создаются организационные условия для детей-родителей-педагогов по сюжетам сказок «Теремок» для средних групп, «Чиполлино» для старших групп, «Буратино» для подготовительных групп. Сущность интерактивных технологий, особенности их использования, концептуальные позиции и целевые ориентации по мнению М.В. Кларина лежат в основе гуманистических и природосообразных составляющих, ведущим фактором развития является социогенный, методологический подход– коммуникативный, наряду с интерактивным и демократичным характером воспитательных взаимодействий, в котором преобладают диалогические методы. При этом типом управления образовательным процессом является взаимообучение, а видом – сопровождение [3, c. 14].

Интерактивная деятельность организует образовательный процесс таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в познавательную творческую деятельность, имея возможность осуществлять рефлексию полученных умений. При этом взрослый (родитель, воспитатель, логопед) выступает в роли помощника, выполняет задачу фасилитации (поддержки, облегчения реализации содержания роли), поддерживает их активность, обогащает опыт участников при их взаимодействии, упрощает процесс восприятия, поощряет творчество как детей, так и родителей, создает условия для проявления их инициативы –так значимой для ребенка с ОВЗ и членов его семьи.


Условия подразумевают основные направления развития театрализованной игры:

-продвижение ребенка от игры по одному литературному или фольклорному произведению к игре-контаминации, подразумевающей свободное включение ребенка в сюжет, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией и импровизацией со стороны ребенка и родителей;

-переключение с использованием средств выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения, самореализации и самоопределения через образ героя;

-включение детей и родителей в интерактивную деятельность, в которой они являются "артистами", затем реализация комплекса позиций, когда участники могут побывать "режиссерами", "сценаристами", "оформителями", "костюмерами", но при этом предпочтения каждого ребенка и родителя связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

-освоение интерактивной деятельности как средство самовыражения личности и самореализации способностей всех участников, вне зависимости от того какие у них психофизиологические особенности.

Важным аспектом интерактивной деятельности взрослого (родителей, воспитателя, учителя-логопеда) является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.


Мы предположили, что образование, как социальная услуга может повысить качество, если станет более гибким, можно сказать образование и пед.кадры прогнуться под ребёнка, а не наоборот. Такой путь к ребёнку предполагает и овладение новыми методами работы, и новое понимание проблем ребёнка, ближе к сердцу что ли. Потому что умом мы все наделены, образование дало нам знания. А как понять индивидуальность ребёнка, проникнуться его проблемами, осознать драматичность его судьбы и не опуститься до жалости, найти в себе силы и мужество дать такому ребёнку не меньше, а больше (времени, участия, пространства, инструментов и материалов), нежели детям с сохранными возможностями. Общение с родителями показало, что основная масса чаще переживает, если их ребенок не умеет считать, читать. Но не всех родителей настораживает, что ребенок не смеется вместе со всеми, не грустит и не сопереживает с героями сказок. Это беда не только воспитателей, но и родителей. Всем вместе необходимо создавать ситуации, когда ребенок может проявлять свою радость, печаль, гнев и доброжелательность. Задача детского сада и родителей –дать каждому ребенку ощущение счастья. Понятие счастья многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье.



Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивным отношениям .

Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в детско-родительских отношениях.

Основными целями являются:

- формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка,

-разработки технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям,

-обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы

В результате проведения интерактивных театрализованных игр:

-создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов

родителей с педагогами,

- формируется положительное отношение родителей к учреждению,

-вырастает потребность в организации семейного досуга,

-расширение представлений родителей о различных образовательных областях,

-формируется психолого-педагогическая база для реализации ценностных ориентиров,

-актуализируется сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов образования.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению интерактивных театрализованных игр способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса. Активное включение педагогов в создание той или иной интерактивной игры –это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами педагоги определяют проблемы, предлагают пути их преодоления и сами вместе с детьми и родителями осуществляют их решение, повышая свой творческий и профессиональный уровень. При проведении интерактивных театрализованных игр педагог через направленную организованную деятельность детей и взрослых решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребёнком социального опыта жизни среди сверстников и взрослых.

Алгоритм подготовки, создания и проведения интерактивных театрализованных игр:

-определение целей и задач;

-творческий поиск реализации; решение

-составление плана: предварительная работа по сюжетно-содержательной составляющей произведения, разработка сценария, изготовление атрибутов и элементов костюмов совместно с родителями;

-рефлексия, подведение итогов по достигнутым результатам, рискам, противоречиям, перспективам

Интерактивные театрализованные игры –форма активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем образования и воспитания детей по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в гражданском образовании и воспитании ребенка.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, мастер-классы), реализуется принцип доверительного партнерства.

Такая форма работы позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей,

Расширить представления детей по разным областям.


Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий. Для формирования уверенности, доверия и раскрытия своих талантов ребёнок с ОВЗ должен и может пройти следующие этапы:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, мышки передвигаются маленькими шажками, петушок идёт высоко поднимая колени, лисичка крадётся, волк рыщет и т.д.) и имитация основных эмоций человека (из теплой Италии- родины Джанни Родари привезли посылку, в которой лежат шифоновые ткани для предстоящего костюмирования- дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; Принцы Лимончики захватили друзей Чиполлино в тюрьму-дети огорчились, поддерживают друг друга в общих переживаниях).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (Буратино появился -учился ходить-говорить -пошел в школу -начались приключения).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (Графини Вишни гордо прогуливаются по своей земле, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый Чиполлино защищает домик кума Тыквы).

• Игра-импровизация под музыку ("Марш Лимончиков" «Плетень»-танец овощей», "Строим-строим Теремок» с использованием музыкальных молоточков, актёры театра Карабаса Барабас танцуют «Полечку»).

• Словесная игра-импровизация по текстам стихов и прибауток, которые читает ведущий, все участники выполняют ритмичные движения («Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей", "Ручеек течет", "Кошки-мышки", "Дождь и радуга", "Бежали мимо речки смешные человечки").

• Ролевой диалог героев сказок ("Земляничка и Чиполлино", "Мышка и Лягушка, Лягушка и Заяц, Заяц и Лиса, Лиса и Волк", "Лиса Алиса и Кот Базилио", Папа Карло и Джузеппе, Буратино и Мальвина).

В интерактивной деятельности происходит обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений, которые формируются из детского опыта и трансформируются в представления ребёнка о себе и людях.

Первая группа умений связана с освоением позиции "Я не один" (умение быть доброжелательным в паре, в группе; терпимым к особенностям темпа и мелодики речи других детей, родителей, организованным, т.е. смотреть и слушать до конца).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "Я -артист"вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья, что подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Буратино встретил своих друзей - обрадовался, Папа Карло решил расправиться с ним - испугался, рассказал о нарисованном очаге в каморке папы Карло, что помогло избежать наказания и даже получил пять золотых –удивился), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (бодрый, веселый Чиполлино; хитрая лиса Алиса, простодушный Кот Базилио, капризная и требовательная Мальвина).

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "Я-режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство вокруг себя, наполнять его по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов для игры совместно с родителями, что раскрывает в детях творческие способности.

Пятая группа умений, направлена на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры, поддерживать и оказывать помощь детям с ОВЗ.

Деятельность учителя-логопеда или воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к коллективному творчеству и импровизации, которые являются важной частью работы с детьми. Дети в свою очередь передают заинтересованность своим родителям, чем мотивируют их к совместной деятельности, непосредственному участию в образовательном процессе. Постепенно и дети, и родители включаются в процесс игрового общения со сверстниками с типичным и нетипичным развитием, с родителями по- разному относящимися к проблемным детям.

У всех участников постепенно развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах: сначала на свободные темы, затем на заданный сюжет. Сюжеты разрабатываются учителем-логопедом на основе литературных произведений. Тексты усложняются в зависимости от возраста детей, отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Импровизированность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. Очень важна взаимопомощь и взаимоподдержка друг друга: родитель-родитель, родитель-ребенок, ребенок-ребёнок.

Такова методическая работа по организации интерактивного обучения предполагающего процесс моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общего решения вопросов в соответствии с анализом обстоятельств и ситуаций, проникновения информационных потоков в сознание, которые вызывают его активную деятельность.

ДИАГНОСТИКА.

Ребенок, и только он, должен быть для родителей на первом месте. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению у ребенка чувства собственного достоинства и самоуважения. Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность.

Родительская любовь-одно из самых красивых и чистых человеческих чувств. Она воспитывает у ребенка чувство благодарности, умение понимать людей и готовность прийти им на помощь Воспитание детей является делом





Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки. Одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников были интерактивные театрализованные игры детей и взрослых для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ. Интерактивные игры-это педагогически направленная театрализация знакомых детям сказок, которая реализуется в паре с родителями [4]. С этой целью создаются организационные условия для детей-родителей-педагогов по сюжетам сказок «Теремок» для средних групп, «Чиполлино» для старших групп, «Буратино» для подготовительных групп.

Условия подразумевают основные направления развития театрализованной игры:

-продвижение ребенка от игры по одному литературному или фольклорному произведению к игре-контаминации, подразумевающей свободное включение ребенка в сюжет, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией и импровизацией со стороны ребенка и родителей;

-переключение с использованием средств выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения, самореализации и самоопределения через образ героя;

-включение детей и родителей в интерактивную деятельность, в которой они являются "артистами", затем реализация комплекса позиций, когда участники могут побывать "режиссерами", "сценаристами", "оформителями", "костюмерами", но при этом предпочтения каждого ребенка и родителя связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

-освоение интерактивной деятельности как средства самовыражения личности и самореализации способностей всех участников, вне зависимости от того какие у них психофизиологические особенности.

Важным аспектом интерактивной деятельности взрослого (родителей, воспитателя, учителя-логопеда) является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий. Для формирования уверенности, доверия и раскрытия своих талантов ребёнок с ОВЗ должен и может пройти следующие этапы:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, мышки передвигаются маленькими шажками, петушок идёт высоко поднимая колени, лисичка крадётся, волк рыщет и т.д.) и имитация основных эмоций человека (из теплой Италии- родины Джанни Родари привезли посылку, в которой лежат шифоновые ткани для предстоящего костюмирования- дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; Принцы Лимончики захватили друзей Чиполлино в тюрьму-дети огорчились, поддерживают друг друга в общих переживаниях).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (Буратино появился -учился ходить-говорить -пошел в школу -начались приключения).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (Графини Вишни гордо прогуливаются по своей земле, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый Чиполлино защищает домик кума Тыквы).

• Игра-импровизация под музыку ("Марш Лимончиков" «Плетень»-танец овощей», "Строим-строим Теремок» с использованием музыкальных молоточков, актёры театра Карабаса Барабаса танцуют «Полечку»).

• Словесная игра-импровизация по текстам стихов и прибауток, которые читает ведущий, все участники выполняют ритмичные движения («Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей", "Ручеек течет", "Кошки-мышки", "Дождь и радуга", "Бежали мимо речки смешные человечки").

• Ролевой диалог героев сказок ("Земляничка и Чиполлино", "Мышка и Лягушка, Лягушка и Заяц, Заяц и Лиса, Лиса и Волк", "Лиса Алиса и Кот Базилио", Папа Карло и Джузеппе, Буратино и Мальвина).

В интерактивной деятельности происходит обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений, которые формируются из детского опыта и трансформируются в представления ребёнка о себе и людях.

Деятельность учителя-логопеда или воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к коллективному творчеству и импровизации, которые являются важной частью работы с детьми. Дети в свою очередь передают заинтересованность своим родителям, чем мотивируют их к совместной деятельности, непосредственному участию в образовательном процессе. Постепенно и дети, и родители включаются в процесс игрового общения со сверстниками с типичным и нетипичным развитием, с родителями по- разному относящимися к проблемным детям.

У всех участников постепенно развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах: сначала на свободные темы, затем на заданный сюжет. Сюжеты разрабатываются учителем-логопедом на основе литературных произведений. Тексты усложняются в зависимости от возраста детей, отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами [2].

Импровизированность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. Очень важна взаимопомощь и взаимоподдержка друг друга: родитель-родитель, родитель-ребенок, ребенок-ребёнок [6].

Такова методическая работа по организации интерактивного обучения предполагающего процесс моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общего решения вопросов в соответствии с анализом обстоятельств и ситуаций, проникновения информационных потоков в сознание, которые вызывают его активную деятельность.

Сущность интерактивных технологий, особенности их использования, концептуальные позиции и целевые ориентации по мнению М.В. Кларина лежат в основе гуманистических и природосообразных составляющих, ведущим фактором развития является социогенный, методологический подход– коммуникативный, наряду с интерактивным и демократичным характером воспитательных взаимодействий, в котором преобладают диалогические методы. При этом типом управления образовательным процессом является взаимообучение, а видом – сопровождение [3].

Интерактивная деятельность организует образовательный процесс таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в познавательную творческую деятельность, имея возможность осуществлять рефлексию полученных умений. При этом взрослый (родитель, воспитатель, логопед) выступает в роли помощника, выполняет задачу фасилитации (поддержки, облегчения реализации содержания роли), поддерживает их активность, обогащает опыт участников при их взаимодействии, упрощает процесс восприятия, поощряет творчество как детей, так и родителей, создает условия для проявления их инициативы –так значимой для ребенка с ОВЗ и членов его семьи. Учителя-логопеды пришли к выводу, что инклюзия будет осуществляться эффективней при условии использования интерактивных игр, являющихся личностно-ориентированными и основанными на глобальном взаимодействии участников образовательного процесса.





Название проекта«Интерактивная театрализованная игра-представление детей и взрослых»

Целевая аудиторияДети, родители, педагоги подготовительной группы.

Постановка проблемы1. Недостаточное участие и проявление интереса к жизни детей в детском саду со стороны родителей. 2. Узкое, малоактивное пространство для творчества, коммуницирования и проявления инициативы детьми старшего дошкольного возраста. 3. Недооценивание и непонимание родителями значимости игр в жизни ребенка

Содержание проектаКаждый год мы организуем в детском саду разные интерактивные театрализованные игры- представления и мюзиклы, учитывая возраст детей, нравственные потребности и желание родителей принять участие в качестве фасилитаторов.Главная задача проекта: объединить усилия (профессиональные, родительские, детские) для сохранения ценности детства в игровой и творческой формах. Игра-представление не репетируется, это непосредственное, полностью импровизационное действие детей и взрослых в рамках какой-то сказки. Находясь в интерактивной среде, погружаясь в знакомую сказку, получая возможность быть в роли выбранного ребенком персонажа дети обретают внутреннюю силу, ощущают поддержку родителей и по-максимуму реализуют свои способности. Во время игр, предлагаемых по ходу действия представления дети избавляются от страхов и тревог, становятся искренними и естественными, что особенно ценно в детском возрасте. Родители видят своих детей свободными и настоящими. Зрителей нет, т.к. все участники. Совместные переживания очень объединяют членов семей. О чем говорят отзывы родителей. А мы вдохновляемся на новые сценарии…

Рефлексивный комментарий педагога. Результаты вашей деятельности

Такая деятельность была высоко оценена в г.Москва на общественном педагогическом собрании в Государственной Думе, получила Диплом 1 степени. Многочисленные публикации: в материалах научно-практических конференций, а Альманахе «Образование во имя будущего», на страницах фейсбука в Международном проекте «Игро-мир образование 2035»

Родители в такого рода деятельности сами словно становятся детьми, начинают понимать значимость игры для формирования гармоничного развития ребенка, для становления его как цельной стрессоустойчивой, самодостаточной личности. Как отмечают взрослые- участники таких представлениЙ: «Становимся более грамотными». «Понимаем, как вводить ребенка в мир социальных отношений». «Осознали ценность игры для душевного состояния». У детей открываются возможности социализации, предоставляется ролевой диапазон взаимоотношений (кстати дети интуитивно выбирают роли, способствующие решению психологических задач), научаются разрешать спонтанно возникшие ситуации, принимать верные решения. Бывает возникают случаи нестандартные, но они учат нас рефлексировать и искать новые формы, игры, виды организации детей и родителей в интерактивных представлениях. Можно сказать, что мы используем в дошкольном возрасте неупущенные возможности каждого: родителей (они явно видят какие талантливые у них дети и сколь важно и необходимо их участие вобщении, в игре, а не только образовании), детей (они получают внутреннюю защищенность и уверенность, успешность и самоценность), педагоги (становятся креативнее и мобильнее). Родительская любовь, которой наполнены интерактивные театрализованные игры-представления добавляет каждому чувство собственного достоинства. У всех участников расширяется игровой опыт за счет освоения разных форм взаимодействия, трансформируются представления о себе и о людях.

Дальнейшее развитие проекта. Поскольку интерактивные представления стали традиционными по разным возрастным группам. Главное-это найти тему для следующего поколения. Думаем творчески интерпретировать Н.Носова «Незнайка на Луне». Современных детей очень интересуют технические устройства, инженерные конструкции. Дети подготовительных групп уже сейчас готовятся к участию в представлении:читают произведение, делают иллюстрации, обсуждают персонажей и описанные события.

Дополнительно. Подготовительный период всегда создаёт ситуацию ожидания, предвкушения чего-то таинственного. Поэтому дети с нетерпением ждут самого действия, совместного с родителями. Традиционно –это март каждого года (неделя театра). Родители, которые водят уже второго, третьего ребенка в наш детский сад знают о такой необычной игре в рамках сказок (для младших-«Теремок», «Репка»; для средних-«Как ослик счастье искал»; для старших «Чиполлино», для подготовительных групп-«Буратино», «Незнайка»). После каждого представления родители пишут отзывы, в которых часто делятся даже своими детскими переживаниями и с благодарностью просят продолжения таких совместных интерактивных игровых действий.