Моя Родина – Мой Казахстан!
Цель занятия: формировать представления детей о природе родного края, о стране ,в которой мы живём; воспитывать любовь к своей Республике, к своему народу.
Задачи:
1. расширить представление о ценности и красоте родной земли;
2.развивать интерес к прошлому, настоящему своей страны;
3.закрепить умение пользоваться нетрадиционным методом -ватной палочкой, изображать элемент национального орнамента-«құс қанаты»-крылья птицы;
4. воспитывать патриотические чувства к своей Родине, к своему народу, заботливое и бережное отношение к природе родного края.
Материал к ОУД : иллюстрации батыров, гимнастические палки – октау, аудиозапись национальной мелодии(кюй), силуэты юрты из ткани, ватные палочки, гуашь на каждого ребенка, угощение.
Билингвальный компонент:сәлеметсіз бе – здравствуйте, балалар – дети, ребята, кереге – стенка юрты, шаңырақ – купол юрты, -«құс қанаты»-крылья птицы, батыр – герой, богатырь.
Круг радости:
Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. И надеюсь, мы с вами сегодня приятно проведем время. Давайте поздороваемся с гостями, со всем вокруг!
— Здравствуй ,Небо!Сәлем, аспан!
— Я приветствую тебя ,Земля! Сәлем жер!
— Я приветствую тебя,Вода! Сәлем су!
— Я приветствую тебя ,Воздух! Сәлем ауа!
— Я приветствую тебя ,Солнце! Сәлем күншуақ!
(Звучит кюй)
Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Тогда закройте свои глаза. Представьте себе, что вы в самом красивом уголке природы. Вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза).
Солнышко греет землю (пауза).
Вы чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза).
Вы еще слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички… (пауза).
Сейчас мы медленно откроем глаза, потянемся руками в стороны и скажем все вместе Матушке – Природе «Спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение.
А где вы чувствуете себя лучше всего, спокойнее? Конечно, это в родном краю, там, где вы родились. А сейчас давайте поговорим о нашей общей Родине, о Казахстане.
Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок родной земли. Наша Родина — Республика Казахстан велика и прекрасна. И всегда она оставалась свободной, независимой.
Стихи детей:
Арыстандай айбаттым,
Жолбарыстай қайраттым,
Аспандаған байрақтым,
Қанша жұлдыз жайнаттың,
Қанша бұлбұл сайраттың,
Қазақстан, ардақтым!( Ұ. Есдәулетов)
Родина -одна, она родная мать,
Ее нельзя купить, ее нельзя продать.
В ней жить и умирать,
И снова воскресать.
О, если б это все могли понять.(М. Макатаев)
Сейчас мы отправимся в далекое прошлое. С давних пор нашу Родину охраняли и защищали воины и называли их –Батыры.
Рассматривают иллюстрации. Тут раздается стук в дверь.
Входит Абылай хан:
- Здравствуйте ребята! Сәлеметсіңдер ме!
- Я хан. Меня зовут Абылай. Я родился давным - давно, когда еще не было таких больших и красивых городов. Казахи кочевали с одного пастбища на другое, жили в юртах. Вот однажды напали на нашу страну враги - джунгары. Они уводили скот и забирали детей и женщин.
Тогда и появились герои - батыры. Они встали на защиту своих семей, прогнали врагов с родных земель.
- Ребята, как вы думаете, какими должны быть батыры?
Ответы детей: Сильными, смелыми.
-Правильно, они были вот какие: сильные, мужественные, храбрые (показ иллюстраций).
- А вы хотите стать смелыми и сильными?
Ответы детей: да.
- Тогда давайте покажем свою ловкость и силу в игре «Байга».
Батыр играет с ребятами.
-Ребята, куда возвращаются батыры после сражений, трудовых подвигов? Правильно, они возвращаются в свои дома -юрты. Давайте ещё раз её рассмотрим(рассматривают макет юрты, обсуждают убранство).Юрта была не только удобная, но и красивая(рассматривают орнамент).
Я вам предлагаю тоже попробовать украсить юрту. У каждого из вас есть силуэт юрты, на которой нужно изобразить элементы национального орнамента-«құс қанаты».Вот так.(воспитатель показывает прием рисования силуэта орнамента).
А перед тем, как мы приступим к работе, давайте поиграем!
Физминутка
Давайте, дети встанем,
Построим юрту сами. (берутся за руки)
Стенки - это кереге.
Давайте их растянем. (расходятся, растягиваюсь)
Поднимаем шанырак. (поднимают руки)
Полочки вставляем. (руки вперед)
Укрываем! Завершаем! (поднимают руки вверх, затем опускают вниз)
И построили юрту сами.
Каждому ребёнку раздаётся силуэт юрты из ткани, дети ватными палочками наносят орнамент-«крылья птицы». Воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются в выполнении задания.
Работы детей выставляются на демонстрационном столе. Абылай хан хвалит детей за старание.
-Ребята, когда батыры возвращались в свои юрты, их встречали родные и близкие, угощали вкусными гостинцами!
Выходит Әже:
-Сәлеметсіңдер ме, балалар!Сәлеметсіз бе ,Абылай хан!Я очень рада,что вы вернулись домой,хочу вас всех угостить очень вкусным блюдом - казахскими баурсаками!
Всем детям и гостям раздаются угощения.