Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова
Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов, окончаний.
Все эти части называются общим словом – морфемы
Неизменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица
Основа
Часть слова без окончания
Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Однокоренные - слова с одинаковыми корнями
1. Определить часть речи
2. Найти окончание
3. Найти основу
4. Подобрать однокоренные слова
5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Значимая часть слова, которая стоит после корня или окончания и служит для образования новых слов.
Словообразующие (служат для образования новых слов)
Формообразующие ( служат для образования форм слова: ть – инфинитив, л – прошедшее время)
1. с помощью окончания (красивого)
2. с помощью окончания и предлога (к реке)
3. с помощью вспомогательных слов (буду говорить, говорил бы)
4. с помощью формообразующих суффиксов (читать – читал)
Порядок морфемного разбора:
1. Выделяю окончание
2. Выделяю основу
3. Выделяю корень (записываю однокоренные слова разных частей речи)
4. Выделяю приставки и суффиксы
Приехать ехать
Туманный туман
Синий - синь
Приморский мор е
а) слов
б) основ :
- с помощью соединительных гласных
- без помощи соединительных гласных
в )образование сложносокращенных слов:
- смешанное (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком)
- сложение начальной части слова с целым
- начальных букв
- сокращение слов
г) повторы
а) Генерал - лейтенант
б)- Труб о провод
- Ави ап очта
в) Главк( глав ный к омитет)
- Стен газета
- МГУ
- Универсам
г) Белый-белый
а) подчинительных
Железнодорожный
б) сочинительных
Научно-технический
Лежа(дееприч.)на диване - читать лежа (нар.)
1.Найти исходное слово или основу:
переводчик← перевод ить
2.Найти в слове словообразовательную морфему и «отделить» ее: перевод чик ←перевод
3.Указать способ образования: суффиксальный
приставочный
суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
сложение
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать
Проверь себя
Приставочный
Суффиксальный
Антициклон
Негромкий
Безуспешный
Межконтинентальный
Прибежать
Бумажник
Малышка
Паровозный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
Подберезовик
Безрезультатный
Законодатель
Самокритика
1) слова с нулевым окончанием;
2) слова, не имеющие окончания.
Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть
слова с нулевым окончанием
слова, не имеющие окончания
Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять
Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть
1) слова со словоизменительными морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Читай- те , рас -судить, бел- е -ть, величественн- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , шуме- л -а, де -маскировать, велич- айш -ий, волч- ий
слова со словоизменительными морфемами
слова со словообразовательными морфемами
Читай- те , величественн- ее , наи -лучший, крепч- е , шуме- л -а, велич- айш -ий
рас -судить, бел- е -ть, велич- ав -ый, де -маскировать, волч- ий
1) предмет для осуществления действия;
2) уменьшительно-ласкательное значение;
3) частица однородной массы;
4) вещество, возникшее в результате действия.
Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки
Спасибо за урок!
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ СОШ № 1 г.Ардон РСО- Алания Тимофеева Светлана Викторовна