СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моря,реки,озера России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке были использованы разные виды работы.Дети работали в группах,по парам и индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«"Моря,реки,озера России"»

Окружающий мир 4 класс

Тема: Моря, озера и ре ки России.

Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.

Формируемые УУД:

 познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; 

коммуникативные участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование : физическая карта России, план выступления для каждой группы, презентация на интерактивной доске.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация

Проверка домашнего задания в виде блиц опроса

 Блиц опрос 

• Покажите на карте и назовите горы на территории России.

• Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

  1. «Каменным поясом земли Русской» называли……….

  2. Самые высокие горы России — это…….

  3. Восточно-Европейская равнина — это…..

  4. Что включено в список Всемирного наследия?

  5. Где расположен Ильменский заповедник?

Дети по группам готовили сообщение о горах России. Проверка сообщений.



3.Самоопределение темы урока.

Эта лента голубая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То. (река).

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное.

А с виду — зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)

Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.) 

Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать. )

Назовите цели урока.

Как мы будем достигать их?

Что вы хотите узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

( Учитель записывает вопросы на доске.)

4 . Открытие нового знания

Работа в группах

Чтобы на уроке многое успеть поработаем в группах.

Для деления на группы дети из вазы достают записки в которых записаны названия группы, таким образом происходит создание групп.

Наши группы назовем «Озера», «Моря», «Реки». ( Ученики делятся на группы, самостоятельно выбирают роли: выступающий (по количеству докладов), ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руководитель группы.)





План выступления записан на доске

1. Название моря (озера, реки).

2. Местонахождение (показ на карте).

3. Интересные сведения.

( Самостоятельная работа по учебнику: группа «Моря» — с. 66, группа «Озера» — с. 67—68, группа «Реки» — с. 68.)

5. Первичное закрепление Сообщения учащихся

( Обратить внимание на правильный показ объектов.)

Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. ( Во время рассказа идет показ слайдов.)

Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

Сколько же морей омывает российские берега? ( 11 морей.)

Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.

Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

( Сопровождается показом слайдов.)

О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена,





Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины — Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.

( Сопровождается показом слайдов.)

6 . Физкультминутка 

7 . Включение нового знания в систему знаний

 Работа в группах

Дети работают с распечатанными картами (Ученики работают по карте. Проверка.)

Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантического — Балтийское море, Черное море, Азовское море.

8 . Подведение итогов урока 

Какие три океана омывают берега России?

Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.

Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)

Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

9. Рефлексия 

— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы.

А чем вам запомнился урок?

Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.) — Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

10.Домашнее задание.






































3