Мультимедийные интерактивные упражнения
по русскому языку для 5 класса
(дидактический материал)
Гладкова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
1кв. категория,
СП Путинская школа
2020г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………3
Методика использования предложенного материала………………………...4
Описание опыта использования дидактического материала………………....5
Заключение………………………………………………………………………8
Используемые источники…………………………………………………………...8
Приложения………………………………………………………………………….9
Пояснительная записка
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов в среднем и старшем звене.
В процессе преподавания русского языка и литературы в школе в современных условиях одной из часто встречающихся проблем, стоящих перед педагогом, является низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, приходим к выводу, что проблема состоит в неразрешённом противоречии между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Выяснилось, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями.
Ещё одна тенденция – недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися, недостаточность применения специальных приемов для активизации познавательного интереса. В этом серьезный недостаток современного обучения и один из возможных резервов его дальнейшего совершенствования.
Для успешного решения проблемы необходимо снять существующее противоречие, и средством для этого должны стать компьютерные технологии.
Действительно, информационно – коммуникационные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Поэтому необходимым и актуальным является использование на уроках русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет приблизиться к решению задач, предъявляемых новыми стандартами (ФГОС): обучающих и развивающих (пробудить интерес к русскому языку и литературе, способствовать развитию орфографической зоркости, навыков анализа и интерпретации художественного текста в соответствии с авторским замыслом, развивать связную монологическую речь учащихся и др.), воспитательных (воспитывать желание слышать и слушать (понимать) собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию), то есть творчески и продуктивно реагировать на изменения, происходящие в современном обществе, оставаясь при этом человеком с богатым внутренним миром.
Один из методов ИКТ, который позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся на уроках русского языка, это мультимедийные интерактивные упражнения, разработанные с помощью конструктора LearningApps.org. (Это бесплатный образовательный конструктор, который позволяет легко и быстро разрабатывать мультимедийные интерактивные упражнения, а затем использовать их в образовательном процессе).
Цель моей работы: создание мультимедийных интерактивных упражнений по русскому языку для 5 класса с целью повышения мотивации обучающихся к учебному материалу по русскому языку.
Перед собой ставила следующие задачи:
Изучение методической литературы по данному вопросу;
Знакомство с инструкцией создания интерактивных упражнений с использованием различных модулей.
Сбор языкового материала, разработка заданий.
Создание интерактивных упражнений с использованием различных модулей;
Использование на уроках русского языка мультимедийных интерактивных упражнений;
Определение критериев мониторинга;
Проведение мониторинга. Анализ полученных результатов.
Дидактический материал по теме: «Мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку для 5 класса» является переработкой имеющих текстовых материалов в цифровой формат. Новизна заключается в выборе модуля для создания упражнения, в его оригинальности. Хотя вы скажете, что сейчас достаточно много различных дисков с интерактивными упражнениями. Да, но предложенный конструктор LearningApps.org. позволяет быстро создать интерактивное учебное задание в игровой форме и при желании заменить или усложнить учебный материал.
В результате использования на уроке мультимедийных интерактивных упражнений у обучающихся появляется живой интерес к уроку русского языку, к учебному материалу, что способствует успешному формированию как предметных, так и метапредметных результатов обучающихся 5 класса.
1.2. Методика использования предложенного материала
Для создания мультимедийных интерактивных упражнений используются слова, словосочетания, предложения, тексты. В зависимости от цели урока или его определённого этапа выбирается модуль упражнения, задаётся языковой материал. Например, по теме: «Проверяемая безударная гласная в корне слова» с целью проверки у обучающихся умения подбирать проверочные слова создаётся упражнение «Угадай-ка» (Пазлы) (https://learningapps.org/display?v=p5kk66jq217 ). Обучающимся необходимо соотнести слово с определённой буквой, которую нужно вставить на месте пропуска. Чтобы осуществить эту мыслительную операцию, детям нужно подобрать проверочное слово, а затем дать правильный ответ. В противном случае, картинка не откроется.
Для формирования мотивации к изучению темы: «Имя существительное как часть речи» может использоваться игра «Счастливый случай» (https://learningapps.org/display?v=pqnp5scpa17) . Упражнение создаётся на основе учебного материала, который обучающимся 5 класса ещё незнаком, а именно: род несклоняемых имён существительных, склонение существительных, имеющих форму только множественного числа и т.д. Игра начинается с простого вопроса (выбери слово, которое является именем существительным), по мере повышения цены, задания усложняются (какое несклоняемое существительное относится к мужскому роду, какое существительное в форме множественного числа имеет в родительном падеже окончание –ов и т.д.). Дети проигрывают, так как предложенные вопросы на учебный материал, который только предстоит изучить. После игры в процессе беседы обучающиеся определяют для себя границу знания и незнания и выходят на целеполагание.
Мультимедийные интерактивные упражнения разнообразны («Угадай-ка» (пазлы), игра «Счастливый случай», «Установи порядок», Классификация, «Викторина», игра «Скачки», «Найди слово», «Кроссворд», «Найди пару», «Найди на карте», «Вставь пропущенное слово» и т.д.), их можно чередовать. Также легко переработать, изменив языковой материал. В создании данные упражнения просты. Предназначены для обучающихся с 1 по 11 класс, и даже для педагогов и родителей. Также использовать интерактивные упражнения можно на уроках различных учебных предметов: гуманитарных, математических, естественно научных и т.д. Применяются при проверке знаний, умений, навыков; при закреплении, обобщении и систематизации учебного материала; при открытии новых знаний.
1.3. Описание опыта использования дидактического материала
Фрагмент урока по теме: «Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: здоровьесберегающие, сотрудничества, проектно – исследовательские методы.
Предметные результаты: учиться создавать текст – описание, редактировать написанное.
Метапредметные результаты: коммуникативные – использовать адекватные языковые средства для создания речевого высказывания, творческого задания; регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, приёмов редактирования текста.
Личностные: формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, образца, интерактивного упражнения.
I.Мотивационный этап. Подготовка к восприятию нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа: Любите путешествовать? Куда? Мы можем совершить путешествие в лес? Что на уроке нам поможет совершить путешествие в лес? Какой мы посетим лес? В какое время года? Чем вам нравится зимний лес? Молодцы! Многие русские поэты воспевали красоту зимнего леса, восторгаясь, восхищаясь ею. Вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…». Не только поэты и писатели, но и художники восхищались зимним лесом. Задание. Перед вами текст И. Грабаря- русского художника. В тексте пропущены слова. Вставьте пропущенные слова – синонимы, эпитеты. Не забывайте обращаться к подсказкам. Работу осуществляем в парах. (Интерактивное упражнение проецируется на доску. Для удобства можно подойти к доске или сесть поближе, заранее формируется пространство класса. Урок можно провести в компьютерном классе, где каждый бы учащийся индивидуально поработал над текстом.) Беседа по тексту: О чём текст? Какова его основная мысль? Как озаглавим? Скажите, с какой целью мы с вами совершаем такое увлекательное путешествие в зимний февральский лес? Правильно, будем писать сочинение по картине. А о каком художнике поведём речь? Как вы думаете, обращаясь к тексту Грабаря, что будет изображено на его картине? Какую цель мы поставим на урок? | Ответы на вопросы: Любим путешествовать в города и сёла… Да, можно путешествовать в лес. Мы будем читать тексты, рассматривать репродукции картин художников. Возможно, в зимний лес. Деревья, словно в сказке, покрыты снегом, будто одеты в белые шубы и шапки. Снег, мягкий, пушистый, ковром окутал землю… Один из подготовленных учеников читает. Учащиеся работают над интерактивным упражнением. (https://learningapps.org/display?v=pxmvrgmkt17) Пользуясь подсказкой, вставляют слова. Затем осуществляется проверка и обсуждение результатов. Текст о зимнем февральском лесе. И. Грабарь восхищается увиденным пейзажем. Об этом говорят слова - эпитеты (необыкновенный, чудесный, лазоревый, жемчужный и т.д.) Предположим, что мы будем писать сочинение по картине или по личным впечатлениям. Будем говорить о художнике И. Грабаре. На его картине будет изображён зимний лес. Учиться создавать текст по картине. |
Мультимедийные интерактивные упражнения можно использовать как при фронтальной форме обучения, так и при коллективной и индивидуальной (в качестве домашнего задания).
Целесообразно привлекать обучающихся к созданию интерактивных упражнений, предварительно познакомив их с алгоритмом работы. Также материал возможно использовать в проектной деятельности обучающихся.
Эффективнее применять данные упражнения в классе с интерактивной доской. (Обычно я предлагаю детям подойти к доске. Встав полукругом, учащиеся выполняют упражнения, обсуждая варианты ответов).
Под воздействием данных упражнений обучающиеся на уроке активно включаются в образовательный процесс, у детей появляется желание знакомиться с учебным материалом, чтобы затем легко и быстро выполнять интерактивные упражнения. А ещё большее желание самим принять участие в создании данных упражнений. Этот живой интерес к предмету – залог успешной подготовки к ГИА.
1.4. Заключение.
Результаты исследования мотивации к изучению предмета русского языка, проведённого среди обучающихся 5 класса, показывают, что уровень мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка вырос. (Приложение 2). В сентябре очень высокую мотивацию к изучению русского языка имеют 41% обучающихся, в ноябре - 53%. Качество знаний по русскому языку по результатам внешнего мониторинга остаётся стабильно высоким (приложение 2): в 4 классе -100% , в начале 5 класса – 94,1% .
В перспективе продолжу создавать мультимедийные интерактивные упражнения для 6-7 классов. Продумаю организацию проектной деятельности обучающихся 5 класса на тему: «Я создаю мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку».
Используемые источники
Занимательные материалы по русскому языку. Арсирий А.Т., Москава, «Просвещение»,1995г.
Весёлая грамматика, Волина В., Издательство «Знание», Москва, 1995г.
Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя.// Педагогика.-2003.-№8.
Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- №9.
www.Infourok.ru Никитаева Н.Ф. ИКТ как эффективное средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене.
www. doronina-ek.ucoz.ru Доронина Е.В. Методическое пособие по созданию интерактивных заданий с помощью конструктора LearningApps.org
http://www.zpu-journal.ru/ Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младших школьников // Проблемы педагогики и психологии, №3, 2008г.
Приложения
Приложение 1
https://learningapps.org/display?v=p19od863a17
https://learningapps.org/display?v=pd01hrzij17
https://learningapps.org/display?v=pw0d53s1t17
https://learningapps.org/display?v=pupam6esk17
https://learningapps.org/display?v=p5kk66jq217
https://learningapps.org/display?v=p8gpoi1bk17
https://learningapps.org/display?v=pyjjvfdhk17
https://learningapps.org/display?v=pqnp5scpa17
https://learningapps.org/display?v=puaysth3317
https://learningapps.org/display?v=pes99qynk17
https://learningapps.org/display?v=pgxx9rvga17
https://learningapps.org/display?v=par70jonv17
https://learningapps.org/display?v=p7g2n69uk17
https://learningapps.org/display?v=p77zzsv1c17
https://learningapps.org/display?v=p0cc7npia17
https://learningapps.org/display?v=p96oawitc17
https://learningapps.org/display?v=pwgmzywgt17
https://learningapps.org/display?v=pz40azopc17
https://learningapps.org/display?v=puu9fza3c17
https://learningapps.org/display?v=pmjtcgbm517
https://learningapps.org/display?v=pv2vfw7e317
https://learningapps.org/display?v=pwdunjh0317
https://learningapps.org/display?v=pxmvrgmkt17
https://learningapps.org/display?v=p35vo1hw317
Приложение 2
Исследование мотивации к изучению предмета русского языка
Всероссийские проверочные работы (4 класс) |
Дата: | 18.04.2017 |
Предмет: | Русский язык |
Статистика по отметкам |
|
Максимальный первичный балл: 38 |
|
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % |
2 | 3 | 4 | 5 |
|
Вся выборка | 1343844 | 3.8 | 21.7 | 45.7 | 28.8 |
| Пермский край | 25418 | 2.8 | 20.5 | 48.8 | 27.9 |
| Верещагинский муниципальный район | 454 | 0.22 | 14.1 | 48.9 | 36.8 |
| (sch590302) МБОУ «Путинская СОШ» | 15 | 0 | 0 | 40 | 60 |
|
|
ВПР октябрь 2017. 5 класс |
Дата: | 26.10.2017 |
Предмет: | Русский язык |
Статистика по отметкам |
|
Максимальный первичный балл: 15 |
|
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % |
2 | 3 | 4 | 5 |
|
Вся выборка | 1171399 | 6.4 | 25 | 40.2 | 28.3 |
| Пермский край | 24958 | 4.6 | 22.8 | 43.3 | 29.3 |
| Верещагинский муниципальный район | 454 | 2.2 | 24.9 | 51.3 | 21.6 |
| (sch590302) МБОУ «Путинская СОШ» | 17 | 0 | 5.9 | 64.7 | 29.4 |
Директор МБОУ «Путинская СОШ» Решетников С.В.
Приложение 3
«Исследование мотивации к изучению предмета русского языка»
Анкета для учащихся
Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».
Индивидуальный бланк ответов
| с выска-зыванием полностью согласен (5 баллов) | с выска-зыванием больше согласен, чем не согласен (4 балла) | ни «да», ни «нет» - нечто среднее; (3 балла) | с выска-зыванием больше не согласен, чем согласен (2 балла) | с выска-зыванием полностью не согласен (1 балл) |
Данный предмет мне интересен | | | | | |
Мне нравится как преподает учитель | | | | | |
Предмет заставляет меня думать | | | | | |
Я могу применять в жизни знания по этому предмету. | | | | | |
Я получаю удовольствие при изучении предмета | | | | | |
Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире | | | | | |
Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету. | | | | | |
Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии. | | | | | |
На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе. | | | | | |
Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки. | | | | | |
Итого: | |
Обработка результатов:
Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.
Интерпретация результатов:
41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета
31 – 40 - баллов – высокая мотивация к изучению предмета
21 - 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета
11 - 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета
0 – 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета
21