II. Самоопределение к учебной деятельности. | ─ Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так: У существительных подчас Не жизнь. А просто скука! Ни цвета нет у них без нас. Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Д. ─ Имя прилагательное. У. ─ С какой частью речи сегодня будем работать на уроке? Д. - С именами прилагательными. У - Что такое имя прилагательное? | Ответы детей | | | 3 мин |
III. Актуализация опорных знаний. | У. ─ Прочитайте предложение, записанное на доске. Береги родн… природу! - Как вы понимаете это предложение? Что значит - беречь родную природу? - Деятельность людей меняет облик земли. Человек загрязняет воду, воздух, истребляет животных, растения. А ведь все для нас должно быть родное: и ручеек и березка. Человек должен понять, что леса, реки, луга находятся на краю гибели. - Откройте тетради, запишите это предложение, вставив пропущенное окончание, и пусть это будет девизом всей вашей жизни. У. ─ Какое окончание написали? - Почему? Докажите свой ответ. Что помогло вам правильно выбрать окончание? Д. – Имя существительное, к которому оно относится. У. ─ Как называется изменение окончаний имен прилагательных по падежам? Д. ─ Склонение. У.- А какую часть речи будем склонять? У. ─ Какова же тема сегодняшнего урока? Д - Склонение имен прилагательных. | Слушаем высказывание детей Дети записывают предложение. Ответы детей. | | | 6 мин |
IV. Постановка и решение проблемы. | - Давайте понаблюдаем над изменением имени прилагательного по падежам. Просклоняем словосочетание природа родная. Выделим окончания имен прилагательных. - Что вам помогло выбрать окончания имен прилагательных? От чего зависит падеж имени прилагательного? Д – Имя существительное, к которому оно относится. У – Какой вывод вы можете сделать? Д. – В каком падеже существительное, в таком падеже и имя прилагательное. | (дети склоняют словосочетание у доски) И.п. что? природа какая? родная Р.п. чего? природы какой? родной Д.п. чему? природе какой? родной В.п. что? природу какую? родную Т.п. чем? природой какой? родной П.п. о чём? о природе о какой? о родной | Ресурс: склонение имен прилагательных Вид: интерактивное задание Тип: практический http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f51ebfa2-63f8-4641-85ed-cb179b870390/%5BNS-RUS_4-12%5D_%5BIM_016%5D.swf | Учатся склонять имена прилагательные | 9 мин |
V. Фиксация нового знания. | У – Еще раз убедимся в этом. Прочитайте текст про себя. Прочитаем текст вслух и определим падеж имен прилагательных.( по предложениям) В лесу весной. Ласково светит весенн… солнце. На деревьях надулись пушист… почки. Из коры белоствольн… берёзы закапал сладк… сок. Золот… пуховки украсили кустики плакуч… ивы. Как красиво в весенн… лесу! - Молодцы, с заданием справились! | Читают текст вслух и определяют падеж имен прилагательных. ( по предложениям) | | | 5 мин |
VII. Включение нового в систему знаний и повторение. | 1. Работа с учебником. У.- А теперь давайте прочитаем, о каких явлениях природы говорится в учебнике на с.86 . Откройте учебники, найдите упражнение 151. У. – Прочитайте предложения, найдите в них имена прилагательные. - Что общего в этих предложениях? О чем каждое из них? Назовите одним словом. - Какие картины природы, описанные в этих предложениях, вы наблюдали в природе? - Что вы чувствовали, когда видели эти явления? Радость чувствовали? - Что нужно сделать, чтобы природа и дальше нас радовала. - А теперь и вы порадуйте меня своими знаниями. У. – Вспомним порядок разбора имени прилагательного как части речи. У. – Разберите прилагательное как часть речи 2. Проверка. - Прочитайте, что вы написали о своих прилагательных? чуткий- прил.(какой?).Н.Ф. – чуткий. В м.р., ед.ч., в Им.п. Втор. член. вечерняя - прил.(какая?).Н.Ф. – чуткий. В ж.р., ед.ч., в Им.п. Втор. член. теплый - прил.(какой?).Н.Ф. – теплый. В м.р., ед.ч., в Им.п. Втор. член. - Встаньте те, кто разобрал также. 3. Образование прилагательных. - А теперь мы сами будем образовывать из существительных имена прилагательные и составлять с ними словосочетания. - Кто образует прилагательное из первого существительного? - Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Думаю, что с самостоятельной работой вы тоже справитесь! У вас на парте лежат карточки с заданием 4. Работа по карточкам. - Соедините стрелками имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. - Какие словосочетания у вас получились? Проверим по слайду. - А теперь оцените свою работу. Каждое правильное соединение один балл. - Встаньте у кого 5баллов, 4 балла, 3 балла. - А эти красивые карточки оставьте себе, как напоминание о том, что красоту природы надо сохранить! | Дети работают с учебником. Дети читают предложения, называют имена прилагательные. Первый ряд разбирает прилагательное из 1 предложения, второй ряд из 2, третий ряд из 3. Остальные - попробуют сами найти свою ошибку. Дети работают по одному. Дети самостоятельно выполняют работу. | | | 10 мин |
IX. Рефлексия. | - Ребята, представьте, что наш класс - весенняя полянка. Украсим её . Если вы получили радость от урока , прикрепите к доске красный цветок, если у вас спокойное состояние – зеленый цветок, если у вас немного грустное настроение – голубой, а если вам тревожно – фиолетовый. Значения цвета:  радость, спокойное состояние, грустное настроение, тревожное, - Почему тревожное? - Посмотрите, какая у нас получилась красивая полянка! Я желаю, чтобы все полянки земли, оставались такими же красивыми как наша. | Работа на магнитной доске рисунок лесной опушки, у учащихся цветы из цветной бумаги с магнитами. | | | 3 мин |