Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Расково
муниципального образования « Город Саратов»
Школьная научная конференция
«Я хочу вам рассказать…»
« Роза цвета радуги»
Выполнил: ученик 2 класса «А» Иксанов Тимур
Руководитель: Надежда Анатольевна Панина
2025
Содержание
1.Введение
1.1Цель
1.2Задачи
1.3 Гипотеза
2.Теоретический материал
2.1 История происхождения розы
2.2 Интересные факты о розах
2.3 Условия для выращивания роз
2.4 Практическое применение роз
3. Практическая часть
3.1 Проведение анкетирования
3.2 Изготовление радужных роз в домашних условиях
4. Заключение
5.Список используемой литературы
6.Приложение
1.Введение
О роза! Королева сада!
Твое бесспорно волшебство!
Вот уже много веков, роза является царицей или королевой цветов и мечтой любого цветовода. Выбирая цветок для букета, чаще всего люди отдают предпочтение розе. Это совсем не удивительно, ведь роза – самый красивый цветок, по мнению многих людей.
Моя мама работает в ботаническом саду заведующей отделом дендрологии и, кроме того, она курирует розарий. Я часто бывал у мамы на работе и видел, как трепетно она ухаживает за розами. С тех пор они стали моими любимыми цветами.
Я заметил, что розы бывают самых разных оттенков. Мама мне объяснила, что каждый цвет розы что-то обозначает:
Белые розы – всегда являлись символом чистоты. Белые розы дарят чаще всего в честь искренней любви. Поэтому букет из белых роз очень часто дарят на свадьбу
Красные розы – будут всегда являться символом глубокой любви.
Бордовые розы – означают любовь с первого взгляда.
Розовые розы – символ изысканности и элегантности
Жёлтые розы – символ признания и дружбы, восхищения и преклонения. Их часто дарят на День рождения.
Оранжевые розы – выражают великодушие и дружеские отношения.
Персиковые розы – являются проявлением скромности. При помощи персиковых роз выражают теплое отношение, и свою искреннюю благодарность.
Зеленые розы - означают щедрость и изобилие.
Черные розы - символизируют новые дела и начинания, а также восхищение внутренней силой того, кому их дарят.
Синие (голубые розы) розы – являются символом таинственности. Их дарят недоступным и загадочным особам
Мама уточнила, что в природе не бывает черных роз. Они тёмно бордовые. И синих тоже нет. Есть условно-голубые, скорее они пыльно-фиолетовые. В розах, отсутствует пигмент, который давал бы чёрный или синий цвет.
Я задумался: «Что делать человеку, если он хочет выразить всю палитру чувств, а денег на большой букет из роз у него нет?»
Мама пояснила, что тогда можно купить одну радужную розу, у которой в одном бутоне может быть желтый, розовый, голубой, зеленый, красный, фиолетовый лепесток, то есть практически весь набор радуги.
Я загорелся идеей создания радужной розы. Мама предупредила, что вырастить мы её не сможем, а вот покрасить белую розу в цвета радуги можно попробовать.
Цель :
-привлечь внимание школьников к нестандартному решению задач;
-проверить возможность окрашивания лепестков розы с помощью пищевого красителя.
Задачи :
-найти и изучить информацию о происхождении розы;
-найти интересные факты о розе;
-узнать историю появления радужных роз;
-выяснить технологию окрашивания роз в домашних условиях при помощи пищевых красителей.;
-доказать на практике возможность применения технологии окрашивания лепестков роз в домашних условиях;
-разработать памятку «Как получить радужную розу в домашних условиях»;
-найти научное объяснение данного опыта.
Гипотеза: лепестки розы можно окрасить в цвета радуги в домашних условиях с помощью пищевых красителей, это не только позволяет узнать много нового о розе, но и развивает творческие и умственные способности.
Объект исследования: срезанная белая роза.
Предмет исследования: окрашивание лепестков розы в радужный цвет с помощью пищевого красителя.
Актуальность: работа актуальна не только потому, что выбранная тема ещё плохо изучена, и радужные розы в нашей стране являются новинкой, но и потому, что эту работу можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и технологии в начальной школе, результаты работы могут быть использованы для создания подарков родным и близким.
Работая над проектом, мы с Надеждой Анатольевной наметили несколько этапов:
1 этап – Поисковый:
- чтение и анализ литературы (энциклопедий, справочников и т.п в бумажных и электронных носителях );
- посещение ботанического сада;
2 этап – Аналитический:
- отбор нужной информации по теме проекта;
- обработка информации;
3 этап – Практический:
- проведение эксперимента;
- оформление собранного материала;
4 этап – Презентационный:
- составление презентации;
5 этап – Контрольный:
- анализ выполненной работы;
- сделать выводы.
2. Теоретический материал.
2.1 История происхождения розы.
Есть несколько гипотез о происхождении самого слова «роза». Одна из них связывает его с древнеиранским словом, что означает «кустарник».
По другой версии слово «роза» заимствовано из немецкого языка, где означает колючка, шип, нарост. Получается, слово «роза» означает - «куст с шипами».
История происхождения розы многогранна и запутанна.
Учёные доказали, что впервые растение появилось более 25 миллионов лет назад. Об этом свидетельствуют окаменелые останки.
Культивировать розы впервые начали около 5 тыс. лет назад. О конкретном месте появления розы учёные спорят до сих пор. Некоторые называют её родиной Китай, а другие считают, что это Персия, которая в древности называлась Гюлистан, что в переводе означает «сад роз».
Достоверно известно, что все современные розы произошли от дикого собачьего шиповника. Изначально растение, скорее всего, появилось в Азии и Северной Америке.
В России украшать сады кустами роз стали только в 17 веке при Петре I, а королевой сада она стала при Екатерине II.
2.2 Интересные факты о розах.
1. На сегодняшний день известно более 30 тыс. сортов роз!
2. Самую миниатюрную розу в мире вывел житель Индии по имени Судхир Хетават. Сорт называется Si, что в переводе с испанского означает ДА. Размер бутона этой розы составляет чуть более 5 миллиметров. Она всего лишь с рисовое зёрнышко.
3. Самый дорогой сорт розы называется Джульетта. Этот шедевр Дэвида Остина был выведен в 2006 г. Создание сорта в общей сложности заняло 15 лет и обошлось в 4,37 миллиона долларов.
4. В 2002 году роза «Ночной аромат» была отправлена исследователями в космос для того, чтобы узнать, как гравитация влияет на запах розы.
5. Натуральное розовое масло — одно из самых дорогих в мире. Оно ценится дороже золота и платины. Чтобы получить один килограмм розового масла, потребуется три тонны лепестков. Для того чтобы получить 1 грамм розового масла, требуется около 2000 роз.
6. Вишня, абрикос, яблоня, персик, слива, груша и миндаль являются родственниками розы.
7. Селекционер Никита К. Рулхоксоффски из города Сан Онофре, Калифорния, смог вырастить цветок диаметром 84 сантиметра. Естественно, у такого огромного цветка должен быть большой стебель. Да, у него он был 1.8 метра в длину.
8. Самой старой живой розе в мире более 1000 лет. Ее побегами увиты стены Хильдесхаймского собора в Германии. По легенде, розовый куст символизирует процветание города Хильдесхайм; пока роза жива, город не придет в упадок. В 1945 г. бомбардировщики разрушили собор, но куст каким-то чудом уцелел. Вскоре роза снова явила миру свои прекрасные бутоны.
9. Те, кто регулярно вдыхают аромат роз, становятся намного доброжелательнее, ненавязчивые и обладают ровной светлой аурой.
10. Самое большое количество роз продаётся в День влюблённых.
11. Японцы вывели один прекраснейший сорт «Хамелеон». Днем цветок заливаются ярко-красным тоном, а с наступлением ночи перекрашиваются в белоснежный оттенок. Роза «Хамелеон» отличается удивительно нежными лепестками.
12. Еще один факт, который невозможно объяснить, заключается в том, что если скрестить две сильно пахнущие розы – гибрид вообще не будет иметь аромата.
13. В Италии вывели сорт розы «пурецца», что в переводе означает «чистота». Он отличается чистейшим белым окрасом лепестков, а стебли куста совсем лишены шипов.
14. Розы играют важную роль в искусстве. Многие художники и писатели воспевали красоту розы в своих произведениях.
15. Существуют розы-альбиносы. Это редкие розы с полностью белыми лепестками и листьями. Они также имеют белые шипы.
2.3 Условия для выращивания роз:
Роза – достаточно капризное растение. Чтобы она радовала вас пышным цветением нужно соблюдать основные условия для роста садовых роз:
Освещение. Участок под розарий должен быть солнечным, но без прямых лучей. Розам нужно не менее восьми часов солнечного света в день. В жару желательно, чтобы на розы падала лёгкая полутень.
Влажность почвы. Розы не переносят застоя воды, поэтому им не годятся низины, где будут скапливаться талые и дождевые воды.
Особенности почвы. Розы любят плодородные почвы с высоким содержанием перегноя. Также важно, чтобы грунт был рыхлым, хорошо пропускал к корням воду и воздух. Идеальный вариант — лёгкие суглинки или чернозёмы.
Полив. Поливать розы надо с середины мая — к этому времени почва обычно уже просыхает. Полива им достаточно 1 раз в неделю. В жару поливать нужно через день и только рано утром или вечером, после 18 часов.
Окучивание. Окучивайте розы аккуратно, чтобы не повредить стебель или корни.
Обрезка. После каждого цветения необходимо срезать растение и подкормить.
Укрытие. На зиму розы укрываются. Использовать нужно только дышащие материалы.
Практическое применение роз для человека
Роза не только красивый цветок, но и полезный. Человек с давних времён использует розу в различных сферах.
В декоративных целях. Розы выращивают ради цветения в саду, а иногда и в помещении. Некоторые виды используют в качестве ландшафтных растений, для живой изгороди и в утилитарных целях (укрытие дичи, стабилизация склонов).
Роза и медицина. Роза обладает целебными свойствами. Эти свойства были известны еще с глубоких времен. С помощью розы лечили различные заболевания. Среди них такие, как: головная боль, проблемы с желудком, печенью, лихорадка, различные инфекции глаз и заболевания кожи. Из лепестков роз делают настои и мази.
Плоды дикой розы — шиповника — содержат больше витамина С, чем лимоны.
Их отвар — эффективное средство для укрепления здоровья.
Прежде, чем лечиться, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Роза в косметологии. Роза в косметологии применяется с давних времен. В современном мире на основе этого цветка продается огромное разнообразие косметических средств по уходу за кожей и волосами. Это и не удивительно, ведь масло розы имеет множество полезных веществ.
Роза в кулинарии. Роза в кулинарии используется в различных блюдах и напитках, например:
Десерты. Розовые лепестки добавляют в торты, печенье, мороженое.
Напитки. Используют для приготовления чая, коктейлей, лимонадов.
Джемы и варенья. Готовят из лепестков роз джемы и варенье.
Салаты. Свежие лепестки добавляют в фруктовые и овощные салаты.
Сиропы. Готовят для добавления в напитки и десерт. А также из розы можно приготовить вкусный и полезный мёд.
3.Практическая часть
3.1 Проведение анкетирования.
Свои исследования я начал с анкетирования одноклассников. (Приложение 1) Опрос показал, что роза является любимым цветком ребят моего класса. Некоторые ребята знали, что можно купить розу цвета радуги, но самостоятельно покрасить розу не пробовали. Результаты анкетирования отражены в диаграммах (Приложение 2)
Выполнив свой проект, я расскажу о возможности получения радужной розы в домашних условиях.
3.2 Изготовление радужных роз в домашних условиях
Розы бывают самых разных оттенков, но иногда хочется чего-то необыкновенного, волшебного. Я решил в домашних условиях получить розу, у которой лепестки окрашены в цвета радуги.
Самое первое, что приходит на ум при желании изменить цвет лепестков, – это просто перекрасить ее краской. Ведь именно так и поступили садовники из сказки «Алиса в стране чудес» Л.Кэролл, которая мне очень нравится:
«…У самого входа в сад рос высокий цветущий розовый куст. Розы на нем были белые, но возле куста суетились трое садовников и деловито красили их красной краской. Алиса не поверила своим глазам и решила подойти поближе, надеясь понять, что же там такое творится на самом деле…»
Так поступают и недобросовестные продавцы роз. Такие розы долго не стоят, да и руки пачкают. Я стал изучать технологию окрашивания лепестков роз.
Радужные розы появились в результате экспериментов голландского флориста Питера ван де Веркена.
Изначально он тоже опрыскивал лепестки белых роз краской, но способ оказался неэффективным. Тогда ван де Веркен стал окрашивать растения в период роста. Процесс выращивания оказался трудоёмким и долгим — исследования длились несколько лет.
Все секреты технологии до сих пор неизвестны. Краситель либо добавляют в воду при поливе, либо вводят в стебель цветка.
Уникальным является то, что изобретателю удалось достичь такого эффекта, когда все лепестки цветка окрашены в разные цвета: жёлтый, голубой, оранжевый, зелёный, сиреневый и т.д.
Впервые радужные розы поступили в продажу в 2005 году.
Меня заинтересовал опыт голландского дизайнера, который «изобрёл» радужные розы.
Мама купила мне белые розы и пищевые красители: красный, зелёный, синий и жёлтый. Одна роза была полностью раскрыта, а другая в плотном бутоне. И я решил попытаться изменить их цвет в домашних условиях.
Так как меня вдохновил на эксперимент пример Питера Ван де Веркена, я решил попробовать добиться радужного эффекта.
Моя работа
Окрашивание цветов пищевыми красителями.
Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы или кремовые.
Для окрашивания лепестков роз следует использовать пищевые красители, которые будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разводится краситель в воде комнатной температуры. Чем больше красителя, тем быстрее окрасятся цветы.
В пластиковых стаканчиках я развёл красители и перемешал до полного растворения. Всыпал в каждый стаканчик по одной чайной ложке сахара, чтобы срезанные розы дольше сохраняли свежесть.
Острым ножом обрезать стебли цветов так, чтобы осталось 15-20 см. (Чем короче стебель, тем быстрее начнет окрашиваться роза.) Срезы следует делать под углом 45°. С помощью мамы я разделил каждый стебель на 4 части. (Столько у меня было красителей.) Длина разреза 8-10 см. Теперь подготовленные розы нужно поставить на ночь в стаканчики с красителями. Каждую часть стебля в отдельный стаканчик с определённым красителем.
Уже через 2 часа видны некоторые изменения. Через 5 часов окрас стал более заметен. Через 12 часов розу было не узнать. Каждый лепесток был окрашен в цвет красителя. На полное окрашивание нужно 48 часов.
Окрашивание происходит неравномерно! Первыми окрасились кончики лепестков и толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска лепестков.
Окрашивание живых цветов — это не очень трудная задача. Главное — придерживаться некоторых правил.
Для всех желающих повторить мой опыт я подготовил памятку «Как получить радужную розу в домашних условиях».
Для эксперимента нам потребуется:
Белые розы (желательно нераспустившиеся);
Пищевые красители различных цветов;
Канцелярский нож;
Пластиковые стаканчики или пробирки.
Действуем таким образом:
1. Наполняем емкости водой.
2. Добавляем пищевой краситель, перемешиваем
3. Растворяем в окрашенной воде 1-2 чайные ложки сахара.
4. Обрезаем стебель под углом 45 градусов, оставляя 15-20 см.
5. Делаем надрезы вдоль стебля канцелярским ножом длиной 8-10 см, столько сколько у вас красителей.
6. Помещаем цветок в емкости с красителем.
7. Подождём, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки.
Мне стало интересно: почему так происходит? Ведь роза лишилась корней, а всё равно продолжает поглощать воду.
Оказывается, вода с красителем к бутону срезанной розы поступает через тонкие капилляры, расположенные в стебле. Это своеобразные трубочки, по которым вода поднимается к бутонам, питая их, а заодно и окрашивая лепестки в определённый цвет.
Мама помогла мне всё это увидеть с помощью микроскопа.
Радужные розы – это отличное решение для тех, кто хочет удивить своих близких чем-то интересным, экзотическим, необычным. Они сочетаются с любыми другими цветами и прекрасно смотрятся как в букетах, так и отдельно.
Разноцветный букет выглядит престижно и дорого, поэтому не нуждается в дополнении другими подарками. Делая радужные розы самостоятельно, можно окрасить их под индивидуальные предпочтения, выбирая именно те оттенки, которые нравятся вам или вашим близким.
Заключение
Изучив литературу о розе, я познакомился с историей её происхождения, узнал интересные факты о ней. Также я теперь знаю, где и как человек использует розу. В практической части мне удалось покрасить белую розу в радужный цвет. Поэтому моя гипотеза о том, что лепестки розы можно покрасить в цвета радуги в домашних условиях с помощью пищевых красителей подтвердилась. Это не только позволяет узнать много нового о розе, но и развивает творческие и умственные способности.
Выполнив все задачи, я достиг поставленной цели и сделал вывод.
Вода с растворенными в ней пищевыми красителями поднимается по определенным участкам стебля к бутону, окрашивая лепестки в цвет красителя.
Получение радужных роз в домашних условиях возможно.
Работа может использоваться на уроках технологии , изобразительного искусства и окружающего мира в начальной школе.
5. Список использованных источников
1. Всё о розах. Исчерпывающее руководство по выращиванию роз и уходу за ними. Д-р Д.Г. Хессайон Москва «Кладезь-Букс» 2002, 342 с.
2. История цветка королей: откуда к нам пришла роза [Электронный ресурс]. Режим доступа: Источник: https://kazahstangid.ru/istoriya-vozniknoveniya-nazvaniya-roza-interesnye-fakty-i-legendy/
3. Роза. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/roza-5a4c73
4.Розы: посадка и уход [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/family/sad-i-ogorod/rozy/
5. Что за цветы радужные розы? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flor2u.ru/blog/chto-za-tsvety-raduzhnye-rozy/
6. Роза и её применение? [Электронный ресурс]. Режим доступа https://openfito.ru/art/19-rastenie/316-rouse
6. Приложение 1.
Анкетирование среди учащихся 2 класса
1.Какие ваши любимый цветы. ( роза, другие)
2. Любимый цвет розы. ( Покрасьте розу в любимый цвет).
3. Знаете ли вы, что розу можно перекрасить в радужный цвет? (да, нет)
4. Вы пробовали красить розу в радужный цвет? ( да, нет )
Приложение 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Расково муниципального образования «Город Саратов»
Рецензия на исследовательскую работу ученика 2 класса «А» Иксанова Тимура.Для работы была выбрана тема «Роза цвета радуги»
Данная исследовательская работа имеет чёткую структуру и состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, источников информации и приложения. Ученик четко сформулировал цель и задачи исследовательской работы, в которой присутствуют моменты исследования.
Во введении ученик объяснил актуальность данной работы и выдвинул гипотезу. Изучив литературу о розе, познакомившись с историей и условиями её выращивания, а также узнав практическое применение розы в быту человека, он обогатил знания о растениях, в частности о розах.
После изучения теоретического материала и анализа полученных результатов (опроса) Иксанов Т. получил радужную розу в домашних условиях, используя пищевые красители, тем самым доказав гипотезу.
Содержание работы полностью отвечает выбранной теме. Проанализированы результаты исследований, сформулированы основные выводы.
В работе ученик проявил исследовательские качества, самостоятельность в изучении источников информации, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.
Учеником исследован материал, выходившей за рамки школьной программы, который может использоваться на уроках как дополнительный материал.
Руководитель: Панина Н.А
Февраль, 2025г