СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогик в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед использует все возможные методы для достижения необходимого результата – это, как традиционные, так и инновационные (нетрадиционные) методы работы, которые максимально повышают эффективность коррекционной деятельности с воспитанниками. Одним из таких нетрадиционных подходов и методов, является музейная педагогика.

 

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогик в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования»

(дошкольное отделение № 2)













ПРОЕКТ

Музейная педагогика в работе учителя-логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

(использования музейного пространства ДОУ)













Автор:

Учитель-логопед I кв. категории

Волгина Виктория Николаевна













Всеволожск

2023

Содержание

Паспорт проекта 3

  1. Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ 6

Музейная среда дошк. отделения № 2 МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» 9

  1. Ход реализации проекта 11

    1. Организационно-подготовительный этап 11

3.2 Основной этап- реализация проекта…………………………………… 11

3.3 Коррекционно-образовательная деятельность в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ  по лексическим темам в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет № 8.1 «Светлячок»………..…………......…………………………………...12

3.4 Заключительный этап…………..……………..………………………………….19

4. Оценивание результатов……………...........................................………………………19

Заключение………………………………………………………………………………....20

Список литературы………………………………………………………………………...21




























ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Название проекта

Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Руководитель проекта (автор)

Волгина Виктория Николаевна

Состав и возраст проектной группы

Группа старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР № 8.1 «Светлячок»

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Срок реализации

Долгосрочный (12 месяцев)

Типология проекта

Внутриучрежденческий, групповой, познавательный, творческий.

Образовательные области

Коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Актуальность проекта

Принятие ФГОС обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика.

Цель проекта

Интеграция образовательных, воспитательных, коррекционных областей в предметно-пространственной развивающей музейной среде ДОУ.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Формировать у детей представления о музее;

  • Формировать речевую активность, активизировать и обогащать словарный запас;

  • Учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Развивающие.

  • Развивать речевые навыки, лексико-грамматические средства языка и связную речь;

  • Развивать общие познавательные способности детей: наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий;

  • Развивать логическое мышление и воображение;

  • Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения в общественном месте;

  • Воспитывать уважение и любовь к истории, традициям и культуре своей страны, патриотические чувства.

Этапы

Организационно-подготовительный – сентябрь

Основной - октябрь-май

Заключительный - июнь

Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

Воспитатели:

  • информируют родителей о ходе проекта;

  • проводят предварительную работу: беседы, игры, тематические занятия;

  • выполняют рекомендации учителя-логопеда;

  • стимулируют интерес детей;

  • планируют с детьми деятельность;

  • организуют игры и викторины, выставки;

  • вовлекают родителей в совместную работу с детьми.

Учитель-логопед:

  • подбирает необходимый материал для проведения занятий в мини-музеях ДОУ;

  • Разрабатывает конспекты занятий;

  • Формирует речевую активность, активизирует и обогащает словарный запас детей;

  • Учит делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • Развивает речевые навыки, лексико-грамматический строй речи и связную речь детей;

  • Подбирает и разрабатывает дидактические игры;

  • Дает рекомендации воспитателям и родителям по организации образовательного процесса и ходу реализации проекта.

Родители:

  • Оказывают содействие в реализации проекта;

  • Выполняют домашнее задание и рекомендации учителя-логопеда и воспитателей;

  • Участвуют в обогащении предметно-пространственной среды ДОУ и группы.


Дети:

  • Обогащают свои знания;

  • Отгадывают загадки, поют, танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях, игровой деятельности;

  • Участвуют в изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;

  • Применяют свои знания, умения и навыки для решения поставленных задач в условиях мини-музеев ДОУ;

  • Принимают участие в оформлении мини-музеев, выставках.

Необходимое оборудование

Проектор, экран, дидактические игры, музейные экспонаты, ноутбук и другие.

Презентация итогов проекта

Открытые занятия для педагогов ДОУ о всех мини-музеях ДОУ;

Открытое занятия для педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия;

Презентации и публикации на сайтах дошкольного образования и педагогических сообществ;

Выступление на РМО с презентацией опыта работы по музейной педагогике.

Предполагаемый результат

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе, кабинете лого­педа и ДОУ создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,  преодоления отставания в речевом развитии; позво­ляет ребенку проявлять свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативнос­ти, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а зна­чит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Конспекты занятий, рабочие материалы, дидактические игры, фотоматериалы, презентации, пополнение мини-музеев новыми экспонатами.









  1. Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда



Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период, тем выше залог его успешного обучения в школе.

Одна из самых желаемых целей учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это, конечно, достижение максимальных результатов и приближение уровня развития речи воспитанников до эталона, возрастной нормы.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Как же учителю-логопеду объединить коррекцию и развитие речи дошкольников с ТНР и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников?

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед использует все возможные методы для достижения необходимого результата – это, как традиционные, так и инновационные (нетрадиционные) методы работы, которые максимально повышают эффективность коррекционной деятельности с воспитанниками.

Одним из таких нетрадиционных подходов и методов, является музейная педагогика. Музейная педагогика, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Целью использования мини-музея и тематических коллекций внутри них, является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, соблюдая все необходимые стандарты образования.

Использование таких нетрадиционных подходов позволяет решать глобальные образовательные задачи, а также объединять и интегрировать все образовательные области.

Мини-музей, организованный в пространстве группы и ДОУ, приобщает ребенка к восприятию многообразия общекультурных ценностей, обогащает и расширяет представления об окружающем мире.

В своей работе учитель-логопед может использовать как уже оформленные мини-музеи в предметно-пространственной среде групп и ДОУ, так и процесс коллекционирования с детьми.

Процесс коллекционирования – это интересное, обучающе-познавательное и захватывающее занятие, которое благотворно влияет на развитие дошкольников в целом. Под чутким и грамотным руководством педагога, совместно собранная коллекция, которая размещена в мине-музее, может быть весьма полезна в детальной работе с лексикой в образовательной деятельности. Коллекции могут быть абсолютно разными, сменяться через определенный период и тесно перекликаться с текущей лексической темой недели.

Включая в коррекционную деятельность с детьми коллекционирование для мини-музеев, учитель-логопед может использовать различные подходы к этому занимательному процессу. Он может использовать групповой подход для создания коллекций воспитанниками, а может и индивидуализировать ее для каждого ребенка, исходя из интересов и его возможностей. В этом случае ребенок примеряет на себя роль экскурсовода и является своего рода руководителем, который в последствии будет доносить до своих сверстников собранную информацию о своем увлечении, вовлекая тем самым их в этот познавательный процесс. Работая в данном контексте, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями и педагогами, при этом, что не мало важно, они развивают и совершенствуют свою диалогическую речь.

Как же учитель-логопед будет применять музейное коллекционирование и созданные мини-музеи в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения?

Образовательную деятельность с применением музейных экспонатов необходимо выстраивать с учетом взаимосвязи разделов речевой работы, так как именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения необходимых речевых умений и навыков. Для того, чтобы эти умения и навыки у детей закреплялись, в совместную работу необходимо включать беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, музейных экспонатов и составление по ним описательных рассказов, и т. д. Все это обеспечивает обогащение и активизацию словарного запаса, активирует работу смысловой и связной стороны речи.

Также деятельность педагога может вестись в традиционных методах – это интеграция образовательной деятельности, и в нетрадиционных – это всевозможные квесты, викторины, конкурсы, исследования, анализ информации из первоисточника, комментарии, "мозговой штурм", репортажи, интервью и т. д. В мини-музеях учитель-логопед в любой удобный момент может организовать совместные тематические вечера-посиделки, конкурсы загадок, виртуальные экскурсии и путешествия, могут отмечаться памятные даты, исторические события, связанные с музейной тематикой и коллекциями в них. Для этого педагог составляет цикл мероприятий, проводимых в музее, согласно календарно-тематическому плану. После проведения подобных мероприятий, ребятам можно предложить выполнить небольшое задание, которое в последствии также перерастет в выставку работ детского творчества. Творческим заданием могут быть рисунки, фотоотчет, составленные детские рассказы, поделки, книжки и многое другое, и все это также может стать достоянием мини-музея и коллекцией группы.

Выставки собранных коллекций в мини-музеях несомненно способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя различные части речи, начинают пользоваться словообразованием, подбирают необходимые слова в виде синонимов и антонимов, подбирают определение к словам, начинают понимать и использовать точное значение и смысл употребляемых слов. Большое количество предметов в музее служит наглядной опорой для составления описательных и творческих рассказов, сказок, загадок. Использование педагогом художественного слова во время образовательной деятельности в виде экскурсий, позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и формирует интонационную выразительность детской речи. Тренируя таким образом свою речевую активность, у детей, незаметно для них самих, начинает вырабатываться грамматически правильная и связная речь, т. е. дети постепенно достигают первоначальную задачу учителя-логопеда – это овладение эталонной речью, или другими профессиональными словами педагога – достижение полной коррекции.

Реализуя музейную деятельность и коллекционирование с воспитанниками в условиях дошкольного образовательного учреждения, им дается возможность стать интеллигентными людьми, с детства приобщенными к истории и культуре.

Мини-музей и тематическое коллекционирование может стать неотъемлемой частью развивающейся предметно-пространственной среды детского сада и группы в частности, и показать свою огромную значимость в коррекционно-педагогической деятельности.

По совместительству я являюсь музыкальным руководителем, что позволяет мне внедрять в логопедические занятия пение, слушание музыкальных произведений, фольклорные элементы, такие как русские народные и музыкально-ритмические игры, попевки, игру на музыкальных инструментах, логоритмику. Таким образом, способствовать преодолению речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

  1. Музейная среда дошкольного отделения № 2

МОБУ «СОШ «Весволожский ЦО»



В дошкольном отделении № 2 МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» оформлены мини-музеи как в каждой группе, так и в пространстве ДОУ.

В группах детского сада имеются следующие музеи:

  1. Патриотический мини-музей. Представляет собой набор дидактических игр по патриотическому воспитанию: символы России, лото «История России», настольная игра «Дорога Жизни», игра-ходилка «Микрорайон Южный», «Найди флаг России», достопримечательности России, Санкт-Петербурга, Всеволожска и т.д. Здесь представлены макеты Московского кремля, крепость Орешек, карты, разрезные картинки, портрет президента, флаг, герб России и другие экспонаты.

  2. Музей хлеба. В музее представлены образцы злаковых культур, коллекции колосьев, а также фотографии, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Рядом представлены фото орудий ручного сельскохозяйственного труда, связанные с уборкой и обработкой зерна: плуг, соха, коса, цеп, грабли, серп, рогатина. С помощью родителей созданы макеты печки, лошади с телегой, мельницы, комбайн, трактор, экспонаты «Блокадный хлеб», весы, мешочки с мукой и крупой. Разработаны дидактические игры по данной тематике, подобрана художественная литература о хлебе, картотеки и пошаговые инструкции по лепке, аппликации, рисованию.

  3. Мини-музей часов. В данном мини-музее представлена история развития часов, все виды часов: песочные, электронные, механические, водяные и т.д. Подобраны игры и картотеки для обучения детей определению времени.

  4. Мини-музей декоративно-прикладного творчества. Здесь представлены экспонаты народной игрушки, виды декоративной росписи, дидактические игры, пошаговые инструкции.

  5. Мини-музей «Народная кукла». В данном музее представлены обереговые и обрядовые народные куклы, их значение, пошаговые инструкции по их изготовлению, материалы для изготовления. Музей предназначен для знакомства с историй народной куклы.

В ДОУ оформлены следующие мини-музеи:

  1. Мини-музей «Русская изба». Инсталляция русской избы с предметами утвари, быта и старины.

  2. Картинная галерея. Позволяет осуществлять тематические выставки репродукций картин русских художников.

  3. Мини-музей космонавтики. Макет солнечной системы, фотографии космонавтов, созвездий и космических объектов, выставка творческих работ воспитанников на космическую тему: ракеты, спутники, скафандр, летающая тарелка и другие.

  4. Мини-музей краеведения «Край, в котором я живу». Широкоформатные магнитные карты: «Рельефная карта России», «Карта микрорайона Южный», «Карта Ленинградской области», «Карта Дороги Жизни», оснащенные магнитными картинками, гербами, фотографиями достопримечательностей для знакомства с историй и географией страны, области, района и города.

  5. Мини-музей «Дорожная азбука». Стол с машинками, дорожными знаками, дидактические игры по ПДД. Магнитный стенд с магнитными знаками и человечками.



3. Ход реализации проекта.

3.1 Организационно-подготовительный этап.

  1. Постановка цели и задач.

  2. Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

  3. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ по лексическим темам. 

  4. Разработка конспектов занятий, сценариев, подборка и изготовление дидактических игр, видео - роликов, мультфильмов, презентаций и наглядных материалов.

  5. Подборка загадок, заданий, подвижных игр, музыкального сопровождения

  6. Выбор методов и форм работы с детьми и родителями.

  7. Разработка рекомендаций воспитателям и родителям по реализации проекта.

3.2 Основной этап- реализация проекта.

При реализации проекта использовались следующие формы работы в мини-музеях:

  1. Занятия в мини-музеях.

  2. Коллекционирование

  3. Создание мини экспозиций, выставки творческих работ

  4. Беседы с детьми с использованием экспонатов

  5. Экскурсии для детей, виртуальные экскурсии.

  6. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

  7. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

  8. Работа по пополнению музея экспонатами.

  9. Творческие игры, образовательные путешествия.

  10. Чтение художественной литературы.

  11. Исследовательская деятельность, экспериментирование, продуктивная деятельность.

  12. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр презентаций.

Как итог работы, в каждом мини-музее ДОУ было проведено открытое обобщающее интегрированное занятие для педагогов ДОУ и педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия.

3.3 Коррекционно-образовательная деятельность в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ  по лексическим темам в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет № 8.1 «Светлячок»

Период

Лексическая тема

Коррекционные задачи

Использование средств музейной педагогики

Октябрь

1я неделя

Фрукты. Труд в саду

Учить составлять рассказ по схеме. Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь

- Оформление фруктовой выставки, составление рассказа о фрукте по схеме

- Рассматривание репродукций картин «Натюрморт», беседа по картинам

- Игры «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний»

-Чтение и обсуждение В. Сутеева «Мешок яблок» с опорой на иллюстрации.

2я неделя

Труд в поле. Хлеб

Активизировать и актуализировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь.

- Презентация «Откуда хлеб пришел?»

- Знакомство с правилами поведения в музее.

- Экскурсия в мини-музей хлеба в группе № 6, рассматривание экспонатов, беседа по ним.

- Игра «Сравни колоски», «Каша какая?», «Доскажи словечко»


3я неделя

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Учить видеть красоту природы, выражать свои мысли. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить составлять описательный рассказ по картине.

- Экскурсия в осенний лес, сбор природного материала, создание гербария.

- Игра «С какого дерева листок?»

- Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов, беседа по картине, составление описательного рассказа по осенней картине (работа в картинной галерее)

- Пластический этюд «Листопад», хоровод «Во поле береза стояла»


4я неделя

Одежда, обувь, головные уборы

Знакомить с историй русского народного костюма. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, графомоторные навыки.

- Презентация «История русского народного костюма»

- Игра «Дорисуй узор», русская вышивка

- Виртуальная экскурсия «Костюмы разных народов» (этнографический музей)

- Игра «Валенки», «Лапоток»

- Создание экспозиции «Пуговки»

Ноябрь

1я неделя

Домашние животные и их детеныши

Учить составлять связный рассказ, развивать внимание, память, грамматический строй речи.

- Фотовыставка «Мой домашний питомец», составление рассказов;

- Игра мемо «Домашние животные» (найди пару)

- Виртуальная экскурсия на ферму, беседа.

- Игра «Кто как голос подает?», «Детеныши животных»

- Экскурсия в школьный «музей Кошки» и библиотеку МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО»

2я неделя

Домашние птицы

Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие грамматического строя речи, связной речи.

- Виртуальная экскурсия «Птичий двор»

- Создание коллекции перышек, игра «Чье перо?» (голубиное, воронье, петушиное, гусиное, утиное и т.д.)

- Создание макета «Птичий двор» (изготовление из природного материала)

- Чтение, обсуждение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», просмотр мультфильма

- Совместное с музыкальным руководителем открытое занятие по логоритмике по мотивам сказки «Гуси-лебеди»

3я неделя

Семья. День матери

Учить составлять связный рассказ, развивать мелкую моторику. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

- Фотовыставка «Мамочка любимая», составление рассказа о маме.

- Совместная работа детей с родителями «Семейные традиции»

- Выставка поделок «У мамы руки золотые»

- Семейный клуб «Растем вместе» - изготовление зайчика на пальчик.

- Презентация: «Образ матери в искусстве»

4я неделя

Творчество

К.И. Чуковского

Развитие внимания, памяти, связной речи. Учить выразительно и эмоционально читать стихотворения.

Развивать творческие способности, графомоторные навыки.

- Выставка книг К.И. Чуковского

- Конкурс чтецов «Мой любимый Чуковский»

- Чтение и обсуждение сказок Чуковского

- Д/и «Чей предмет?», «Кто на чем ехал?», «Отгадай загадку», ассоциации.

- Выставка рисунков «Мой любимый герой»

Декабрь

1я неделя

Зима

Развивать умение составлять рассказ по картине, пересказывать текст, составлять план пересказа. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

- Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов по теме зима, беседа по картине, составление описательного рассказа по зимней картине (работа в картинной галерее)

- Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Морозко», пересказ.

- Выставка детских рисунков «Зимние узоры»

- Слушание П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года. Зима», пластический этюд «Снежинки»

- Д/и «Времена года»

- Открытое занятие в картинной галерее ДОУ «Времена года: осень, зима»

2я неделя

Мебель. Части мебели

Знакомство с мини- музеем «Русская изба», предметами быта.

Развитие грамматического строя речи, связной речи, логического мышления, конструкторских способностей.

- Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба», беседа «Как жили наши предки», рассматривание предметов быта.

- Игра «Что без чего?» (предметы мебели)

- Игра «Из чего какой?» (материал)

- Игра «Назови ласково» (уменьшительно-ласкательные формы слов)

- Выкладывание предметов мебели из счетных палочек, строительного конструктора.

3я неделя

Посуда

Знакомство с видами росписи: хохлома, гжель, жостово.

Развитие познавательных и творческих способностей, графомоторных навыков, слухового внимания, фонематических процессов.

- Экскурсия в мини-музей группа № 2 «Кораблики» - «Декоративно-прикладное творчество».

- Сюжетно-ролевая игра «Посиделки у самовара»

- Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

- Игра «Укрась тарелку»

- Ритмическая игра на деревянных ложках, чтение ритмического рисунка.

4я неделя

Зимние виды спорта

Автоматизация звуков в речи. Продолжать учить составлять рассказ из жизни, по картине. Учить соблюдать правила игры, выполнять игровые действия. Развивать двигательные умения, слуховое внимание.

- Презентация: «Зимние виды спорта и игры».

 - Выставка картин русских художников по теме: Федот Сычков "Лепка снеговика", Б. Кустодиев "Лыжники", В. Суриков «Взятие снежного городка», беседа по картинам

- Русские народные подвижные игры.

- Игры на ускорение «Лепим ком большой», «Елочки-пенечки»

- Игра на внимание «Что мне нравится зимой»

5я неделя

Новый год

Активизация и обогащение словарного запаса, расширение кругозора и общих представлений о празднике. Развивать умение слушать, отвечать по содержанию полным ответом, давать характеристику героям сказки. Развивать связную речь.

- Выставка «Новогодние открытки»

- Виртуальная экскурсия «Вотчина деда Мороза – Великий Устюг»

- Презентация «Как отмечают Новый год в разных странах»

- Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Снегурочка»

- Составление рассказа «Как мы с семьей встречаем новый год» (семейные традиции)

Январь

2я неделя

Профессии. Инструменты

Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря, формирование представлений о людях разных профессий. Развитие творческих способностей, фантазии, грамматического строя речи.

- Презентация «Все профессии важны, все профессии нужны»

- Экскурсия по детскому саду. Беседа о профессиях работников детского сада.

- Д/и «Кому что нужно для работы», лото «Профессии»

- Составление рассказов «Кем работают мои родители»

- Составление рассказа «Кем я буду, когда вырасту»

- Выставка рисунков «Я в будущем»

- Чтение и обсуждение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Вл. Маяковский «Кем быть?»

3я неделя

Транспорт

Закреплять правила поведения в транспорте, правила дорожного движения. Учить устанавливать причинно-следственные связи, закреплять знание дорожных знаков. Развивать связную речь.

- Презентация «Я знаю правила дорожного движения»

- Тематическое занятие в мини-музее «Дорожная азбука» (закрепление знаний дорожных знаков и ПДД, решение различных ситуаций)

- Подвижная игра «Светофор», лото «Дорожные знаки»

- Чтение и обсуждение «Дядя Степа – милиционер»

Тематическое мероприятие ко дню Снятия блокады Ленинграда

Формировать представление о периоде блокады Ленинграда в годы ВОВ.

- Тематическое занятие в мини-музее хлеба «Блокадный хлеб»

- Квест-игра для старших дошкольников «Блокада Ленинграда»

- Торжественное мероприятие, посвященное полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, чтение стихотворений.

- Выставка макетов и рисунков

- Презентация «Дорогой жизни шел к нам хлеб», Настольная игра «Дорога Жизни»

Февраль

1я неделя

Животные Севера и жарких стран

Развивать словарный запас, связную речь, логическое мышление, кругозор, грамматический строй речи, внимание, память. Продолжать учить отвечать по содержанию текста полным ответом, давать оценку поступкам героев.

- Презентация «Такие разные животные»

- Виртуальная экскурсия в зоопарк

- Игра «Мы веселые мартышки»

- Составление рассказа о животном по плану.

- Игра мемо «Животные разных стран», «Найди отличия»

- Чтение и обсуждение Ю. Яковлева «Умка», К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

2я неделя

Рыбы. Морские обитатели

Развивать словарный запас, связную речь, логическое мышление, кругозор, грамматический строй речи, внимание, память. Продолжать учить отвечать по содержанию текста полным ответом, давать оценку поступкам героев.

- Презентация «Обитатели рек, морей и океанов»

- Виртуальная экскурсия в океанариум, дельфинариум.

- Игра «Море волнуется раз», «Чей хвост?»

- Чтение, обсуждение и пересказ рус.нар.сказки «По щучьему веленью»

- Рисование ладошками «Осьминожки»

3я неделя

День Защитника Отечества

Продолжать учить составлять рассказ по картине. Развивать логическое мышление, внимание, связную речь.

- Презентация «Армия России»

- Тематическое занятие «Защитники земли русской» в картинной галерее с подборкой репродукций картин Васнецова.

- Чтение и обсуждение былин «Алеша Попович и Тугарин змей», «Илья Муромец и соловей разбойник»

- Игра «Атрибуты богатырей», «Силачи»

- Составление рассказа «Мой папа самый лучший»

4я неделя

Комнатные растения

Формирование грамматического строя речи: употребление предлогов. Развитие связной речи – составление связного рассказа.


- Презентация «Комнатные растения»

- Виртуальная экскурсия в «Санкт-Петербургский ботанический сад»

- Работа в уголке природы, правила ухода за комнатными растениями.

- Составление рассказа «Комнатное растение у меня дома»

- Игра «Где цветок?»

Развлечение для детей «Масленица»

Знакомить с традициями празднования Масленицы на Руси, с русскими народными играми. Развивать внимание, память, двигательные и игровые навыки, грамматический строй речи.

- Презентация «Широкая Масленица»

- Игра «Ручеек», «Печем блины», «Шел Ванюша погулять»

- Д/И «С чем блины?» (начинка какая?), «Один-много»

- Семейный клуб «Растем вместе» - изготовление обрядовой куклы «Масленички»


Март

1я неделя

Весна. Мамин праздник

Развитие просодической стороны речи, связной и грамматического строя речи, творческих способностей.

- Презентация «Весенние изменения в природе»

- Беседа и рассматривание картин русских художников-пейзажистов по теме Весна, беседа по картинам.

- Слушание произведений П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года»;

- Хоровод «Весна-красна идет», разучивание стихов на весенний утренник.

- Выставка рисунков детей на тему «Весна»

- Семейный клуб «Растем вместе» - тематическое занятие «Хранитель дома – Домовой», изготовление куклы «Крупенички»

2я неделя

Экспериментально – исследовательская деятельность

Продолжать знакомить  детей с русскими народными сказками, их героями; Формировать знания детей о предметах старинного русского быта: (печь, лапти, скалка, прялка и другие); Совершенствовать грамматический строй речи (подбор прилагательных на заданную букву, согласование прилагательных с существительным, подбор антонимов, уменьшительно-ласкательных форм слов); Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов; Активизировать и обогащать словарный запас детей.

- Презентация «Свойства предметов», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе»

- Тематическое занятие в мини-музее часов группы № 8 «Светлячок» - «Время»

- Д/ и «Времена года», «Когда это было?» (дни недели, части суток), «Было-стало» (предметы старины и современности)

- Открытое занятие в мини-музее ДОУ «Русская изба» - «Сказочное путешествие по русской избе»

3я неделя

Перелетные птицы

Формирование грамматического строя речи: употребление предлогов, подбор прилагательных, уменьшительно-ласкательные формы слов. Развитие связной речи, графомоторных навыков, воображения, творческих способностей

- Презентация «Перелетные птицы»

- Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», беседа по картине

- Игра «Кто как голос подает?», «Четвертый лишний», «Чей домик?»

- Чтение и обсуждение М.Горького «Воробьишко», В.Бианки «Красная горка».

- Игра в друдлы «Угадай, что на картинке», «Дорисуй»

4я неделя

Природные явления

Учить детей следовать инструкции, развивать исследовательские навыки, умение делать выводы и умозаключения. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Формировать основы экологического воспитания.

- Презентация «Явления природы»

- Экспериментирование: вулкан, снег в домашних условиях, радуга.

- Обучение игре на диатонических колокольчиках «Весенняя капель»

- Открытое интегрированное занятие для педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия в картинной галерее ДОУ «Времена года: весна, лето».

- Развлечение для детей «Всемирный день воды»

5я неделя

Г. Всеволожск

Дом и его части

Закреплять с детьми знание символики, своего адреса, учить ориентироваться на карте, развивать внимание, логическое мышление, связную речь, графомоторные навыки.

- Пешеходная экскурсия по микрорайону Южный г. Всеволожска

- Презентация «Дом и его части», «История развития Всеволожска»

- Настольная игра «Путешествие по микрорайону Южный»

- Д/и «Символы России», «Найди флаг России», «Собери картинку», «Скопируй индекс», «Найди герб Всеволожского района»

- Составление рассказа «Мой адрес, мой дом»

- Открытое занятие в мини-музее ДОУ «Край, в котором мы живем» на тему «Наша родина Россия, край родной-любимый край».

Апрель

1я неделя

Наша пища. Продукты питания

Формировать представление о ЗОЖ, здоровом питании. Развивать внимание, диалогическую и монологическую речь, умение понимать смысл худ.произведения, давать оценку поступкам героев.

- Экскурсия на пищеблок детского сада, беседа с поварами

- Презентация «Вредная и полезная пища»

- Составление рассказа «Мое любимое блюдо»

- Игра «Супермаркет», сюжетно-ролевая игра «Магазин»

- Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Каша из топора»

2я неделя

Космос

Формировать представление детей о космосе, закреплять знание названия планет, космических объектов, имена космонавтов. Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление. Учить детей выразительно читать стихотворения. Закреплять навык слогового разбора слов.

- Презентация «Космическое пространство»

- Виртуальная экскурсия в планетарий

- Чтение и обсуждение сказки К. Булычева «Тайна третьей планеты»

- Конкурс чтецов «Земля в иллюминаторе»

- Игра на ускорение «Я-ракета», д/и «Раздели на слоги», «Космическое судоку»

- Домашнее задание с родителями: подготовить рассказ о планете

- Открытое занятие в музее космонавтики ДОУ «Космическое путешествие»

-Выставка творческих работ «Космос», пополнение музея космонавтики ДОУ новыми экспонатами.

3я неделя

Театр. Музыкальные инструменты

Знакомить с правилами поведения в театре. Дать представление о происхождении русских народных инструментов, видах театра. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, чувство ритма. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

- Презентация «Виды театра»

- Чтение и обсуждение басни А. Крылова «Квартет», инсценировка.

- Игра «Угадай, что играет», «Подбери инструмент», «Зашифрованные картинки»

- Графический диктант «Колокольчик»

- Открытое совместное с музыкальным руководителем занятие с элементами логоритмики «Русские народные музыкальные инструменты»

4я неделя

Насекомые

Формировать представление о среде обитания и жизнедеятельности насекомых. Развивать внимание, память, логическое мышление, фонематические навыки. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

- Презентация «Насекомые», «Такие разные бабочки»

- Игра мемо «Насекомые» (развитие памяти, внимания)

- Чтение и обсуждение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича»

- Рисуем на песке двумя руками (развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики)

- Игра «Посади цветы» (дифференциация Ж-Ш)

- Открытое совместное с музыкальным руководителем занятие по логоритмике «История о том, как Гном построил дом»

Май

1я неделя

Цветы полевые и садовые

Закрепление представлений детей о многообразии растительного мира, строении цветов, названий садовых и полевых цветов, их свойств. Развитие слухового и зрительного внимания, творческих способностей, связной речи, навыков фонематического анализа и синтеза слов.

- Презентация «Садовые и полевые цветы», «Лекарственные растения»

- Игра «Я садовником родился», «Четвертый лишний»

- Выставка рисунков и составление рассказа по рисунку «Мой любимый цветок»

- Экскурсия в весенний лес

- Ребусы «Отгадай по первым буквам»

2я неделя

День Победы

Формировать представление о Великой Отечественной Войне, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Развивать внимание, связную речь. Познакомить с музеем «Прорыв блокады», дать представление о военной технике.

- Презентация «Великая Отечественная Война», «Памятники Дороги Жизни»;

- Настольная игра «Дорога Жизни»

- Игра «Собери картинку», расскажи о памятнике.

- Тематическое мероприятие «Победный май», чтение стихов о войне

- Экскурсия в музей «Прорыв блокады им. З. Г. Колобанова»

3я неделя

Человек. Здоровый образ жизни

Закреплять знание частей тела человека, органов чувств, работа с эмоциями. Развитие познавательных способностей, внимания, памяти, логического мышления, связной речи, грамматического строя речи.

- Презентация «Строение тела человека», «Органы чувств»

- Магнитная игра «Портрет», игра «Эмоции»

- Беседа по сюжетным картинкам «Эмоции»

- Просмотр развивающего мультфильма «Путешествие внутри человека»; - Рисование «Мой друг», составление рассказа «Мой лучший друг»

- Подвижная игра «Здоровайся вот так» (закрепление знаний частей тела, развитие скорости реакции, внимания).

- Международный день музеев (экскурсии по мини-музеям групп)

4я неделя

Санкт-Петербург

Формировать представление о Санкт-Петербурге, его истории, культурном значении, достопримечательностях. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

- Презентация «История Великого города»

- Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу

- Разрезные картинки «Достопримечательности СПб»

- Открытое совместное занятие с музыкальным руководителем с элементами логоритмики «Путешествие по Санкт-Петербургу»

- Выставка рисунков «Мой Петербург», составление рассказа по рисунку.

5я неделя

Школа. Школьные принадлежности

Развивать мыслительные операции – классификация, обобщение, сравнение, анализ, синтез; Развивать познавательные способности, внимание, связную речь; Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов; Способствовать повышению уровня мотивационной готовности к школьному обучению.

- Презентация «Скоро в школу»

- Выставка «Школьные принадлежности»

-Игра «Собери портфель»

- Экскурсия в школу «Первый урок», знакомство со школой и учителями.

- Тематическое занятие «Путешествие в школу»

- Сюжетно-ролевая игра «Школа»

- Выпускной бал «До свидания, детский сад!»

3.4 Заключительный этап.

  • Оформление проекта

  • Создание презентации «Музейная педагогика в работе учителя-логопеда»

  • Картотека фото, видео-презентаций, конспектов занятий.

  • Коллекция открыток, творческих работ и рисунков детей

  • Анализ результатов проекта.

  1. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Рефлексивная оценка родителей и воспитателей;

  • Итоговый мониторинг уровня освоения АООП для детей с ТНР;

  • Результаты комиссии ТПМПК на выпуск детей;

  • Сформированные знания детей о музеях и правилах поведения в музее;

  • Повышение уровня знаний об окружающем мире, о русских народных обычаях, традициях и условиях быта;

  • Сформированность лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи и связной речи;

  • Настроение и удовлетворенность всех участников проекта, отзывы родителей.

Заключение.



Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, активизирует словарь детей и расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, является действенным модулем развивающей предметной среды. Мини-музей является оптимальным средством передачи информации и внедрения в коррекционно-образовательный процесс ДОУ средств музейной педагогики.

Работу в мини-музее можно использовать:

- в совместной деятельности воспитателей, родителей и детей 4–7 лет, для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей;

- в ходе самостоятельной деятельности детей;

- в ходе реализации основных видов организованной коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных представлений об окружающем мире и речевому развитию;

Таким образом, использование мини-музея позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному и речевому развитию дошкольников с ТНР, сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, успешной социализации детей с ТНР.
















Список литературы:



  1. Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с.

  2. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.

  3. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрир. занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 57с. - (Серия "Программа развития").

  4. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.   (зп)

  5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.

  6. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике/ М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.




1