Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования»
(дошкольное отделение № 2)
ПРОЕКТ
Музейная педагогика в работе учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
(использования музейного пространства ДОУ)
Автор:
Учитель-логопед I кв. категории
Волгина Виктория Николаевна
Всеволожск
2023
Содержание Паспорт проекта 3
Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ 6
Музейная среда дошк. отделения № 2 МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» 9
Ход реализации проекта 11
Организационно-подготовительный этап 11
3.2 Основной этап- реализация проекта…………………………………… 11
3.3 Коррекционно-образовательная деятельность в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ по лексическим темам в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет № 8.1 «Светлячок»………..…………......…………………………………...12
3.4 Заключительный этап…………..……………..………………………………….19
4. Оценивание результатов……………...........................................………………………19
Заключение………………………………………………………………………………....20
Список литературы………………………………………………………………………...21
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР |
Руководитель проекта (автор) | Волгина Виктория Николаевна |
Состав и возраст проектной группы | Группа старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР № 8.1 «Светлячок» |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители |
Срок реализации | Долгосрочный (12 месяцев) |
Типология проекта | Внутриучрежденческий, групповой, познавательный, творческий. |
Образовательные области | Коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие |
Актуальность проекта | Принятие ФГОС обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика. |
Цель проекта | Интеграция образовательных, воспитательных, коррекционных областей в предметно-пространственной развивающей музейной среде ДОУ. |
Задачи проекта | Образовательные: Формировать у детей представления о музее; Формировать речевую активность, активизировать и обогащать словарный запас; Учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей. Развивающие. Развивать речевые навыки, лексико-грамматические средства языка и связную речь; Развивать общие познавательные способности детей: наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий; Развивать логическое мышление и воображение; Развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в общественном месте; Воспитывать уважение и любовь к истории, традициям и культуре своей страны, патриотические чувства. |
Этапы | Организационно-подготовительный – сентябрь Основной - октябрь-май Заключительный - июнь |
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко) | Воспитатели: информируют родителей о ходе проекта; проводят предварительную работу: беседы, игры, тематические занятия; выполняют рекомендации учителя-логопеда; стимулируют интерес детей; планируют с детьми деятельность; организуют игры и викторины, выставки; вовлекают родителей в совместную работу с детьми. Учитель-логопед: подбирает необходимый материал для проведения занятий в мини-музеях ДОУ; Разрабатывает конспекты занятий; Формирует речевую активность, активизирует и обогащает словарный запас детей; Учит делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; Развивает речевые навыки, лексико-грамматический строй речи и связную речь детей; Подбирает и разрабатывает дидактические игры; Дает рекомендации воспитателям и родителям по организации образовательного процесса и ходу реализации проекта. Родители: Оказывают содействие в реализации проекта; Выполняют домашнее задание и рекомендации учителя-логопеда и воспитателей; Участвуют в обогащении предметно-пространственной среды ДОУ и группы. Дети: Обогащают свои знания; Отгадывают загадки, поют, танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях, игровой деятельности; Участвуют в изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации; Применяют свои знания, умения и навыки для решения поставленных задач в условиях мини-музеев ДОУ; Принимают участие в оформлении мини-музеев, выставках. |
Необходимое оборудование | Проектор, экран, дидактические игры, музейные экспонаты, ноутбук и другие. |
Презентация итогов проекта | Открытые занятия для педагогов ДОУ о всех мини-музеях ДОУ; Открытое занятия для педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия; Презентации и публикации на сайтах дошкольного образования и педагогических сообществ; Выступление на РМО с презентацией опыта работы по музейной педагогике. |
Предполагаемый результат | Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе, кабинете логопеда и ДОУ создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта | Конспекты занятий, рабочие материалы, дидактические игры, фотоматериалы, презентации, пополнение мини-музеев новыми экспонатами. |
Роль музейной педагогики в коррекционной работе учителя-логопеда
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период, тем выше залог его успешного обучения в школе.
Одна из самых желаемых целей учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это, конечно, достижение максимальных результатов и приближение уровня развития речи воспитанников до эталона, возрастной нормы.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Как же учителю-логопеду объединить коррекцию и развитие речи дошкольников с ТНР и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников?
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед использует все возможные методы для достижения необходимого результата – это, как традиционные, так и инновационные (нетрадиционные) методы работы, которые максимально повышают эффективность коррекционной деятельности с воспитанниками.
Одним из таких нетрадиционных подходов и методов, является музейная педагогика. Музейная педагогика, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Целью использования мини-музея и тематических коллекций внутри них, является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, соблюдая все необходимые стандарты образования.
Использование таких нетрадиционных подходов позволяет решать глобальные образовательные задачи, а также объединять и интегрировать все образовательные области.
Мини-музей, организованный в пространстве группы и ДОУ, приобщает ребенка к восприятию многообразия общекультурных ценностей, обогащает и расширяет представления об окружающем мире.
В своей работе учитель-логопед может использовать как уже оформленные мини-музеи в предметно-пространственной среде групп и ДОУ, так и процесс коллекционирования с детьми.
Процесс коллекционирования – это интересное, обучающе-познавательное и захватывающее занятие, которое благотворно влияет на развитие дошкольников в целом. Под чутким и грамотным руководством педагога, совместно собранная коллекция, которая размещена в мине-музее, может быть весьма полезна в детальной работе с лексикой в образовательной деятельности. Коллекции могут быть абсолютно разными, сменяться через определенный период и тесно перекликаться с текущей лексической темой недели.
Включая в коррекционную деятельность с детьми коллекционирование для мини-музеев, учитель-логопед может использовать различные подходы к этому занимательному процессу. Он может использовать групповой подход для создания коллекций воспитанниками, а может и индивидуализировать ее для каждого ребенка, исходя из интересов и его возможностей. В этом случае ребенок примеряет на себя роль экскурсовода и является своего рода руководителем, который в последствии будет доносить до своих сверстников собранную информацию о своем увлечении, вовлекая тем самым их в этот познавательный процесс. Работая в данном контексте, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями и педагогами, при этом, что не мало важно, они развивают и совершенствуют свою диалогическую речь.
Как же учитель-логопед будет применять музейное коллекционирование и созданные мини-музеи в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения?
Образовательную деятельность с применением музейных экспонатов необходимо выстраивать с учетом взаимосвязи разделов речевой работы, так как именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения необходимых речевых умений и навыков. Для того, чтобы эти умения и навыки у детей закреплялись, в совместную работу необходимо включать беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, музейных экспонатов и составление по ним описательных рассказов, и т. д. Все это обеспечивает обогащение и активизацию словарного запаса, активирует работу смысловой и связной стороны речи.
Также деятельность педагога может вестись в традиционных методах – это интеграция образовательной деятельности, и в нетрадиционных – это всевозможные квесты, викторины, конкурсы, исследования, анализ информации из первоисточника, комментарии, "мозговой штурм", репортажи, интервью и т. д. В мини-музеях учитель-логопед в любой удобный момент может организовать совместные тематические вечера-посиделки, конкурсы загадок, виртуальные экскурсии и путешествия, могут отмечаться памятные даты, исторические события, связанные с музейной тематикой и коллекциями в них. Для этого педагог составляет цикл мероприятий, проводимых в музее, согласно календарно-тематическому плану. После проведения подобных мероприятий, ребятам можно предложить выполнить небольшое задание, которое в последствии также перерастет в выставку работ детского творчества. Творческим заданием могут быть рисунки, фотоотчет, составленные детские рассказы, поделки, книжки и многое другое, и все это также может стать достоянием мини-музея и коллекцией группы.
Выставки собранных коллекций в мини-музеях несомненно способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя различные части речи, начинают пользоваться словообразованием, подбирают необходимые слова в виде синонимов и антонимов, подбирают определение к словам, начинают понимать и использовать точное значение и смысл употребляемых слов. Большое количество предметов в музее служит наглядной опорой для составления описательных и творческих рассказов, сказок, загадок. Использование педагогом художественного слова во время образовательной деятельности в виде экскурсий, позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и формирует интонационную выразительность детской речи. Тренируя таким образом свою речевую активность, у детей, незаметно для них самих, начинает вырабатываться грамматически правильная и связная речь, т. е. дети постепенно достигают первоначальную задачу учителя-логопеда – это овладение эталонной речью, или другими профессиональными словами педагога – достижение полной коррекции.
Реализуя музейную деятельность и коллекционирование с воспитанниками в условиях дошкольного образовательного учреждения, им дается возможность стать интеллигентными людьми, с детства приобщенными к истории и культуре.
Мини-музей и тематическое коллекционирование может стать неотъемлемой частью развивающейся предметно-пространственной среды детского сада и группы в частности, и показать свою огромную значимость в коррекционно-педагогической деятельности.
По совместительству я являюсь музыкальным руководителем, что позволяет мне внедрять в логопедические занятия пение, слушание музыкальных произведений, фольклорные элементы, такие как русские народные и музыкально-ритмические игры, попевки, игру на музыкальных инструментах, логоритмику. Таким образом, способствовать преодолению речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Музейная среда дошкольного отделения № 2
МОБУ «СОШ «Весволожский ЦО»
В дошкольном отделении № 2 МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» оформлены мини-музеи как в каждой группе, так и в пространстве ДОУ.
В группах детского сада имеются следующие музеи:
Патриотический мини-музей. Представляет собой набор дидактических игр по патриотическому воспитанию: символы России, лото «История России», настольная игра «Дорога Жизни», игра-ходилка «Микрорайон Южный», «Найди флаг России», достопримечательности России, Санкт-Петербурга, Всеволожска и т.д. Здесь представлены макеты Московского кремля, крепость Орешек, карты, разрезные картинки, портрет президента, флаг, герб России и другие экспонаты.
Музей хлеба. В музее представлены образцы злаковых культур, коллекции колосьев, а также фотографии, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Рядом представлены фото орудий ручного сельскохозяйственного труда, связанные с уборкой и обработкой зерна: плуг, соха, коса, цеп, грабли, серп, рогатина. С помощью родителей созданы макеты печки, лошади с телегой, мельницы, комбайн, трактор, экспонаты «Блокадный хлеб», весы, мешочки с мукой и крупой. Разработаны дидактические игры по данной тематике, подобрана художественная литература о хлебе, картотеки и пошаговые инструкции по лепке, аппликации, рисованию.
Мини-музей часов. В данном мини-музее представлена история развития часов, все виды часов: песочные, электронные, механические, водяные и т.д. Подобраны игры и картотеки для обучения детей определению времени.
Мини-музей декоративно-прикладного творчества. Здесь представлены экспонаты народной игрушки, виды декоративной росписи, дидактические игры, пошаговые инструкции.
Мини-музей «Народная кукла». В данном музее представлены обереговые и обрядовые народные куклы, их значение, пошаговые инструкции по их изготовлению, материалы для изготовления. Музей предназначен для знакомства с историй народной куклы.
В ДОУ оформлены следующие мини-музеи:
Мини-музей «Русская изба». Инсталляция русской избы с предметами утвари, быта и старины.
Картинная галерея. Позволяет осуществлять тематические выставки репродукций картин русских художников.
Мини-музей космонавтики. Макет солнечной системы, фотографии космонавтов, созвездий и космических объектов, выставка творческих работ воспитанников на космическую тему: ракеты, спутники, скафандр, летающая тарелка и другие.
Мини-музей краеведения «Край, в котором я живу». Широкоформатные магнитные карты: «Рельефная карта России», «Карта микрорайона Южный», «Карта Ленинградской области», «Карта Дороги Жизни», оснащенные магнитными картинками, гербами, фотографиями достопримечательностей для знакомства с историй и географией страны, области, района и города.
Мини-музей «Дорожная азбука». Стол с машинками, дорожными знаками, дидактические игры по ПДД. Магнитный стенд с магнитными знаками и человечками.
3. Ход реализации проекта.
3.1 Организационно-подготовительный этап.
Постановка цели и задач.
Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.
Комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ по лексическим темам.
Разработка конспектов занятий, сценариев, подборка и изготовление дидактических игр, видео - роликов, мультфильмов, презентаций и наглядных материалов.
Подборка загадок, заданий, подвижных игр, музыкального сопровождения
Выбор методов и форм работы с детьми и родителями.
Разработка рекомендаций воспитателям и родителям по реализации проекта.
3.2 Основной этап- реализация проекта.
При реализации проекта использовались следующие формы работы в мини-музеях:
Занятия в мини-музеях.
Коллекционирование
Создание мини экспозиций, выставки творческих работ
Беседы с детьми с использованием экспонатов
Экскурсии для детей, виртуальные экскурсии.
Самостоятельное рассматривание экспонатов.
Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
Работа по пополнению музея экспонатами.
Творческие игры, образовательные путешествия.
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность, экспериментирование, продуктивная деятельность.
Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр презентаций.
Как итог работы, в каждом мини-музее ДОУ было проведено открытое обобщающее интегрированное занятие для педагогов ДОУ и педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия.
3.3 Коррекционно-образовательная деятельность в предметно-развивающем пространстве мини-музеев ДОУ по лексическим темам в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет № 8.1 «Светлячок»
Период | Лексическая тема | Коррекционные задачи | Использование средств музейной педагогики |
Октябрь |
1я неделя | Фрукты. Труд в саду | Учить составлять рассказ по схеме. Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь | - Оформление фруктовой выставки, составление рассказа о фрукте по схеме - Рассматривание репродукций картин «Натюрморт», беседа по картинам - Игры «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний» -Чтение и обсуждение В. Сутеева «Мешок яблок» с опорой на иллюстрации. |
2я неделя | Труд в поле. Хлеб | Активизировать и актуализировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь. | - Презентация «Откуда хлеб пришел?» - Знакомство с правилами поведения в музее. - Экскурсия в мини-музей хлеба в группе № 6, рассматривание экспонатов, беседа по ним. - Игра «Сравни колоски», «Каша какая?», «Доскажи словечко» |
3я неделя | Лес. Грибы, ягоды, деревья. | Учить видеть красоту природы, выражать свои мысли. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить составлять описательный рассказ по картине. | - Экскурсия в осенний лес, сбор природного материала, создание гербария. - Игра «С какого дерева листок?» - Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов, беседа по картине, составление описательного рассказа по осенней картине (работа в картинной галерее) - Пластический этюд «Листопад», хоровод «Во поле береза стояла» |
4я неделя | Одежда, обувь, головные уборы | Знакомить с историй русского народного костюма. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, графомоторные навыки. | - Презентация «История русского народного костюма» - Игра «Дорисуй узор», русская вышивка - Виртуальная экскурсия «Костюмы разных народов» (этнографический музей) - Игра «Валенки», «Лапоток» - Создание экспозиции «Пуговки» |
Ноябрь |
1я неделя | Домашние животные и их детеныши | Учить составлять связный рассказ, развивать внимание, память, грамматический строй речи. | - Фотовыставка «Мой домашний питомец», составление рассказов; - Игра мемо «Домашние животные» (найди пару) - Виртуальная экскурсия на ферму, беседа. - Игра «Кто как голос подает?», «Детеныши животных» - Экскурсия в школьный «музей Кошки» и библиотеку МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО» |
2я неделя | Домашние птицы | Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие грамматического строя речи, связной речи. | - Виртуальная экскурсия «Птичий двор» - Создание коллекции перышек, игра «Чье перо?» (голубиное, воронье, петушиное, гусиное, утиное и т.д.) - Создание макета «Птичий двор» (изготовление из природного материала) - Чтение, обсуждение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», просмотр мультфильма - Совместное с музыкальным руководителем открытое занятие по логоритмике по мотивам сказки «Гуси-лебеди» |
3я неделя | Семья. День матери | Учить составлять связный рассказ, развивать мелкую моторику. Способствовать укреплению детско-родительских отношений. | - Фотовыставка «Мамочка любимая», составление рассказа о маме. - Совместная работа детей с родителями «Семейные традиции» - Выставка поделок «У мамы руки золотые» - Семейный клуб «Растем вместе» - изготовление зайчика на пальчик. - Презентация: «Образ матери в искусстве» |
4я неделя | Творчество К.И. Чуковского | Развитие внимания, памяти, связной речи. Учить выразительно и эмоционально читать стихотворения. Развивать творческие способности, графомоторные навыки. | - Выставка книг К.И. Чуковского - Конкурс чтецов «Мой любимый Чуковский» - Чтение и обсуждение сказок Чуковского - Д/и «Чей предмет?», «Кто на чем ехал?», «Отгадай загадку», ассоциации. - Выставка рисунков «Мой любимый герой» |
Декабрь |
1я неделя | Зима | Развивать умение составлять рассказ по картине, пересказывать текст, составлять план пересказа. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. | - Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов по теме зима, беседа по картине, составление описательного рассказа по зимней картине (работа в картинной галерее) - Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Морозко», пересказ. - Выставка детских рисунков «Зимние узоры» - Слушание П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года. Зима», пластический этюд «Снежинки» - Д/и «Времена года» - Открытое занятие в картинной галерее ДОУ «Времена года: осень, зима» |
2я неделя | Мебель. Части мебели | Знакомство с мини- музеем «Русская изба», предметами быта. Развитие грамматического строя речи, связной речи, логического мышления, конструкторских способностей. | - Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба», беседа «Как жили наши предки», рассматривание предметов быта. - Игра «Что без чего?» (предметы мебели) - Игра «Из чего какой?» (материал) - Игра «Назови ласково» (уменьшительно-ласкательные формы слов) - Выкладывание предметов мебели из счетных палочек, строительного конструктора. |
3я неделя | Посуда | Знакомство с видами росписи: хохлома, гжель, жостово. Развитие познавательных и творческих способностей, графомоторных навыков, слухового внимания, фонематических процессов. | - Экскурсия в мини-музей группа № 2 «Кораблики» - «Декоративно-прикладное творчество». - Сюжетно-ролевая игра «Посиделки у самовара» - Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» - Игра «Укрась тарелку» - Ритмическая игра на деревянных ложках, чтение ритмического рисунка. |
4я неделя | Зимние виды спорта | Автоматизация звуков в речи. Продолжать учить составлять рассказ из жизни, по картине. Учить соблюдать правила игры, выполнять игровые действия. Развивать двигательные умения, слуховое внимание. | - Презентация: «Зимние виды спорта и игры». - Выставка картин русских художников по теме: Федот Сычков "Лепка снеговика", Б. Кустодиев "Лыжники", В. Суриков «Взятие снежного городка», беседа по картинам - Русские народные подвижные игры. - Игры на ускорение «Лепим ком большой», «Елочки-пенечки» - Игра на внимание «Что мне нравится зимой» |
5я неделя | Новый год | Активизация и обогащение словарного запаса, расширение кругозора и общих представлений о празднике. Развивать умение слушать, отвечать по содержанию полным ответом, давать характеристику героям сказки. Развивать связную речь. | - Выставка «Новогодние открытки» - Виртуальная экскурсия «Вотчина деда Мороза – Великий Устюг» - Презентация «Как отмечают Новый год в разных странах» - Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Снегурочка» - Составление рассказа «Как мы с семьей встречаем новый год» (семейные традиции) |
Январь |
2я неделя | Профессии. Инструменты | Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря, формирование представлений о людях разных профессий. Развитие творческих способностей, фантазии, грамматического строя речи. | - Презентация «Все профессии важны, все профессии нужны» - Экскурсия по детскому саду. Беседа о профессиях работников детского сада. - Д/и «Кому что нужно для работы», лото «Профессии» - Составление рассказов «Кем работают мои родители» - Составление рассказа «Кем я буду, когда вырасту» - Выставка рисунков «Я в будущем» - Чтение и обсуждение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Вл. Маяковский «Кем быть?» |
3я неделя | Транспорт | Закреплять правила поведения в транспорте, правила дорожного движения. Учить устанавливать причинно-следственные связи, закреплять знание дорожных знаков. Развивать связную речь. | - Презентация «Я знаю правила дорожного движения» - Тематическое занятие в мини-музее «Дорожная азбука» (закрепление знаний дорожных знаков и ПДД, решение различных ситуаций) - Подвижная игра «Светофор», лото «Дорожные знаки» - Чтение и обсуждение «Дядя Степа – милиционер» |
Тематическое мероприятие ко дню Снятия блокады Ленинграда | Формировать представление о периоде блокады Ленинграда в годы ВОВ. | - Тематическое занятие в мини-музее хлеба «Блокадный хлеб» - Квест-игра для старших дошкольников «Блокада Ленинграда» - Торжественное мероприятие, посвященное полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, чтение стихотворений. - Выставка макетов и рисунков - Презентация «Дорогой жизни шел к нам хлеб», Настольная игра «Дорога Жизни» |
Февраль |
1я неделя | Животные Севера и жарких стран | Развивать словарный запас, связную речь, логическое мышление, кругозор, грамматический строй речи, внимание, память. Продолжать учить отвечать по содержанию текста полным ответом, давать оценку поступкам героев. | - Презентация «Такие разные животные» - Виртуальная экскурсия в зоопарк - Игра «Мы веселые мартышки» - Составление рассказа о животном по плану. - Игра мемо «Животные разных стран», «Найди отличия» - Чтение и обсуждение Ю. Яковлева «Умка», К.И. Чуковского «Доктор Айболит» |
2я неделя | Рыбы. Морские обитатели | Развивать словарный запас, связную речь, логическое мышление, кругозор, грамматический строй речи, внимание, память. Продолжать учить отвечать по содержанию текста полным ответом, давать оценку поступкам героев. | - Презентация «Обитатели рек, морей и океанов» - Виртуальная экскурсия в океанариум, дельфинариум. - Игра «Море волнуется раз», «Чей хвост?» - Чтение, обсуждение и пересказ рус.нар.сказки «По щучьему веленью» - Рисование ладошками «Осьминожки» |
3я неделя | День Защитника Отечества | Продолжать учить составлять рассказ по картине. Развивать логическое мышление, внимание, связную речь. | - Презентация «Армия России» - Тематическое занятие «Защитники земли русской» в картинной галерее с подборкой репродукций картин Васнецова. - Чтение и обсуждение былин «Алеша Попович и Тугарин змей», «Илья Муромец и соловей разбойник» - Игра «Атрибуты богатырей», «Силачи» - Составление рассказа «Мой папа самый лучший» |
4я неделя | Комнатные растения | Формирование грамматического строя речи: употребление предлогов. Развитие связной речи – составление связного рассказа. | - Презентация «Комнатные растения» - Виртуальная экскурсия в «Санкт-Петербургский ботанический сад» - Работа в уголке природы, правила ухода за комнатными растениями. - Составление рассказа «Комнатное растение у меня дома» - Игра «Где цветок?» |
Развлечение для детей «Масленица» | Знакомить с традициями празднования Масленицы на Руси, с русскими народными играми. Развивать внимание, память, двигательные и игровые навыки, грамматический строй речи. | - Презентация «Широкая Масленица» - Игра «Ручеек», «Печем блины», «Шел Ванюша погулять» - Д/И «С чем блины?» (начинка какая?), «Один-много» - Семейный клуб «Растем вместе» - изготовление обрядовой куклы «Масленички» |
Март |
1я неделя | Весна. Мамин праздник | Развитие просодической стороны речи, связной и грамматического строя речи, творческих способностей. | - Презентация «Весенние изменения в природе» - Беседа и рассматривание картин русских художников-пейзажистов по теме Весна, беседа по картинам. - Слушание произведений П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года»; - Хоровод «Весна-красна идет», разучивание стихов на весенний утренник. - Выставка рисунков детей на тему «Весна» - Семейный клуб «Растем вместе» - тематическое занятие «Хранитель дома – Домовой», изготовление куклы «Крупенички» |
2я неделя | Экспериментально – исследовательская деятельность | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их героями; Формировать знания детей о предметах старинного русского быта: (печь, лапти, скалка, прялка и другие); Совершенствовать грамматический строй речи (подбор прилагательных на заданную букву, согласование прилагательных с существительным, подбор антонимов, уменьшительно-ласкательных форм слов); Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов; Активизировать и обогащать словарный запас детей. | - Презентация «Свойства предметов», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе» - Тематическое занятие в мини-музее часов группы № 8 «Светлячок» - «Время» - Д/ и «Времена года», «Когда это было?» (дни недели, части суток), «Было-стало» (предметы старины и современности) - Открытое занятие в мини-музее ДОУ «Русская изба» - «Сказочное путешествие по русской избе» |
3я неделя | Перелетные птицы | Формирование грамматического строя речи: употребление предлогов, подбор прилагательных, уменьшительно-ласкательные формы слов. Развитие связной речи, графомоторных навыков, воображения, творческих способностей | - Презентация «Перелетные птицы» - Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», беседа по картине - Игра «Кто как голос подает?», «Четвертый лишний», «Чей домик?» - Чтение и обсуждение М.Горького «Воробьишко», В.Бианки «Красная горка». - Игра в друдлы «Угадай, что на картинке», «Дорисуй» |
4я неделя | Природные явления | Учить детей следовать инструкции, развивать исследовательские навыки, умение делать выводы и умозаключения. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Формировать основы экологического воспитания. | - Презентация «Явления природы» - Экспериментирование: вулкан, снег в домашних условиях, радуга. - Обучение игре на диатонических колокольчиках «Весенняя капель» - Открытое интегрированное занятие для педагогов ДДЮТ в рамках сетевого взаимодействия в картинной галерее ДОУ «Времена года: весна, лето». - Развлечение для детей «Всемирный день воды» |
5я неделя | Г. Всеволожск Дом и его части | Закреплять с детьми знание символики, своего адреса, учить ориентироваться на карте, развивать внимание, логическое мышление, связную речь, графомоторные навыки. | - Пешеходная экскурсия по микрорайону Южный г. Всеволожска - Презентация «Дом и его части», «История развития Всеволожска» - Настольная игра «Путешествие по микрорайону Южный» - Д/и «Символы России», «Найди флаг России», «Собери картинку», «Скопируй индекс», «Найди герб Всеволожского района» - Составление рассказа «Мой адрес, мой дом» - Открытое занятие в мини-музее ДОУ «Край, в котором мы живем» на тему «Наша родина Россия, край родной-любимый край». |
Апрель |
1я неделя | Наша пища. Продукты питания | Формировать представление о ЗОЖ, здоровом питании. Развивать внимание, диалогическую и монологическую речь, умение понимать смысл худ.произведения, давать оценку поступкам героев. | - Экскурсия на пищеблок детского сада, беседа с поварами - Презентация «Вредная и полезная пища» - Составление рассказа «Мое любимое блюдо» - Игра «Супермаркет», сюжетно-ролевая игра «Магазин» - Чтение и обсуждение рус.нар.сказки «Каша из топора» |
2я неделя | Космос | Формировать представление детей о космосе, закреплять знание названия планет, космических объектов, имена космонавтов. Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление. Учить детей выразительно читать стихотворения. Закреплять навык слогового разбора слов. | - Презентация «Космическое пространство» - Виртуальная экскурсия в планетарий - Чтение и обсуждение сказки К. Булычева «Тайна третьей планеты» - Конкурс чтецов «Земля в иллюминаторе» - Игра на ускорение «Я-ракета», д/и «Раздели на слоги», «Космическое судоку» - Домашнее задание с родителями: подготовить рассказ о планете - Открытое занятие в музее космонавтики ДОУ «Космическое путешествие» -Выставка творческих работ «Космос», пополнение музея космонавтики ДОУ новыми экспонатами. |
3я неделя | Театр. Музыкальные инструменты | Знакомить с правилами поведения в театре. Дать представление о происхождении русских народных инструментов, видах театра. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, чувство ритма. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | - Презентация «Виды театра» - Чтение и обсуждение басни А. Крылова «Квартет», инсценировка. - Игра «Угадай, что играет», «Подбери инструмент», «Зашифрованные картинки» - Графический диктант «Колокольчик» - Открытое совместное с музыкальным руководителем занятие с элементами логоритмики «Русские народные музыкальные инструменты» |
4я неделя | Насекомые | Формировать представление о среде обитания и жизнедеятельности насекомых. Развивать внимание, память, логическое мышление, фонематические навыки. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | - Презентация «Насекомые», «Такие разные бабочки» - Игра мемо «Насекомые» (развитие памяти, внимания) - Чтение и обсуждение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича» - Рисуем на песке двумя руками (развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики) - Игра «Посади цветы» (дифференциация Ж-Ш) - Открытое совместное с музыкальным руководителем занятие по логоритмике «История о том, как Гном построил дом» |
Май |
1я неделя | Цветы полевые и садовые | Закрепление представлений детей о многообразии растительного мира, строении цветов, названий садовых и полевых цветов, их свойств. Развитие слухового и зрительного внимания, творческих способностей, связной речи, навыков фонематического анализа и синтеза слов. | - Презентация «Садовые и полевые цветы», «Лекарственные растения» - Игра «Я садовником родился», «Четвертый лишний» - Выставка рисунков и составление рассказа по рисунку «Мой любимый цветок» - Экскурсия в весенний лес - Ребусы «Отгадай по первым буквам» |
2я неделя | День Победы | Формировать представление о Великой Отечественной Войне, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Развивать внимание, связную речь. Познакомить с музеем «Прорыв блокады», дать представление о военной технике. | - Презентация «Великая Отечественная Война», «Памятники Дороги Жизни»; - Настольная игра «Дорога Жизни» - Игра «Собери картинку», расскажи о памятнике. - Тематическое мероприятие «Победный май», чтение стихов о войне - Экскурсия в музей «Прорыв блокады им. З. Г. Колобанова» |
3я неделя | Человек. Здоровый образ жизни | Закреплять знание частей тела человека, органов чувств, работа с эмоциями. Развитие познавательных способностей, внимания, памяти, логического мышления, связной речи, грамматического строя речи. | - Презентация «Строение тела человека», «Органы чувств» - Магнитная игра «Портрет», игра «Эмоции» - Беседа по сюжетным картинкам «Эмоции» - Просмотр развивающего мультфильма «Путешествие внутри человека»; - Рисование «Мой друг», составление рассказа «Мой лучший друг» - Подвижная игра «Здоровайся вот так» (закрепление знаний частей тела, развитие скорости реакции, внимания). - Международный день музеев (экскурсии по мини-музеям групп) |
4я неделя | Санкт-Петербург | Формировать представление о Санкт-Петербурге, его истории, культурном значении, достопримечательностях. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | - Презентация «История Великого города» - Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу - Разрезные картинки «Достопримечательности СПб» - Открытое совместное занятие с музыкальным руководителем с элементами логоритмики «Путешествие по Санкт-Петербургу» - Выставка рисунков «Мой Петербург», составление рассказа по рисунку. |
5я неделя | Школа. Школьные принадлежности | Развивать мыслительные операции – классификация, обобщение, сравнение, анализ, синтез; Развивать познавательные способности, внимание, связную речь; Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов; Способствовать повышению уровня мотивационной готовности к школьному обучению. | - Презентация «Скоро в школу» - Выставка «Школьные принадлежности» -Игра «Собери портфель» - Экскурсия в школу «Первый урок», знакомство со школой и учителями. - Тематическое занятие «Путешествие в школу» - Сюжетно-ролевая игра «Школа» - Выпускной бал «До свидания, детский сад!» |
3.4 Заключительный этап.
Оформление проекта
Создание презентации «Музейная педагогика в работе учителя-логопеда»
Картотека фото, видео-презентаций, конспектов занятий.
Коллекция открыток, творческих работ и рисунков детей
Анализ результатов проекта.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итоговый мониторинг уровня освоения АООП для детей с ТНР;
Результаты комиссии ТПМПК на выпуск детей;
Сформированные знания детей о музеях и правилах поведения в музее;
Повышение уровня знаний об окружающем мире, о русских народных обычаях, традициях и условиях быта;
Сформированность лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи и связной речи;
Настроение и удовлетворенность всех участников проекта, отзывы родителей.
Заключение.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, активизирует словарь детей и расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, является действенным модулем развивающей предметной среды. Мини-музей является оптимальным средством передачи информации и внедрения в коррекционно-образовательный процесс ДОУ средств музейной педагогики.
Работу в мини-музее можно использовать:
- в совместной деятельности воспитателей, родителей и детей 4–7 лет, для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей;
- в ходе самостоятельной деятельности детей;
- в ходе реализации основных видов организованной коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных представлений об окружающем мире и речевому развитию;
Таким образом, использование мини-музея позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному и речевому развитию дошкольников с ТНР, сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, успешной социализации детей с ТНР.
Список литературы:
Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с.
Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.
Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрир. занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 57с. - (Серия "Программа развития").
Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35. (зп)
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике/ М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.
1