Молчанова С.В., учитель истории, руководитель многопрофильного
музея «Служу Отечеству» МБОУ «Школа № 111 имени дважды Героя Советского Союза Лелюшенко Д.Д.»
«Музейная педагогика в урочной и внеурочной деятельности»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология музейной педагогики.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. ХХ века и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000). Становление музейной педагогики связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах немецкие ученые описывали методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний.
В нашей стране изучением музейной педагогики занимались С. Т Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. ПО их инициативе в России был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках.
Внесли свой вклад в развитие музейной педагогики также Ванслова Е. Г., Федорова Н. Ф. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом базируются на исследованиях XX века, совершенствуя ее с учетом новых задач и возможностей. В публикациях М. В. Коротковой рассматривается методика организации музейных занятий в учебном процессе по истории и в реализации культурно-образовательных программ. В работах М. Ю. Юхневича, Е. Г. Артемова, А. А. Щербаковой рассматриваются виды музейных занятий. Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А.Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике.
Им разработана модель музейно-педагогического процесса в которой выделены:
составляющие музейно-педагогического процесса среда (околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат, зритель, музейный педагог);
формы музейно-педагогического процесса (экскурсия, занятие в музейной аудитории, лекция);
методологическая основа музейно-педагогического процесса (межличностный диалог участников педагогического процесса).
Педагогический словарь дает следующее определение музейной педагогики: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».
Актуальность данной программы определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образовании учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. В эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей.
Кроме того, основная образовательная программа «МБОУ «Школа №111 имени дважды Героя Советского Союза Лелюшенко Д.Д.» реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность, которая согласно Письму Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» проводится в отличных от классно-урочной системы формах и предполагает не менее 50% внеаудиторных занятий.
Отличительными особенностями программы являются:
использование музейной среды как важного образовательного ресурса, а использование музейной педагогики как важного педагогического ресурса урочной и внеурочной деятельности;
расширение возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности;
углубление знаний при изучении школьных курсов истории и обществознания;
предоставление возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся;
формирование устойчивого интереса к истории страны, области, города;
воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока). Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории и обществознания, а также через внеклассную работу по предмету обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся.
Цель программы «Музейная педагогика» - создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому, развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи программы:
формирование уважительного отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам;
расширение представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
формирование музейной культуры, музейного языка, музейной терминологии;
обеспечение условий осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта
развитие навыков поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;
формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
обогащение предметно-развивающей среды;
формирование научных и профессиональных интересов.
Принципы построения программы:
- принцип воспитывающего обучения;
- связь исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
- принцип научности;
- принцип наглядности;
- принцип предметности;
- принцип прочности усвоения знаний;
- принцип доступности.
Реализация программы происходит в исследовательской и познавательной деятельности. Программа имеет интегрированный характер, предполагает организацию деятельности обучающихся от урочный занятий с учителем к самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса не только к истории, но и к музееведческой деятельности. Организовывается посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность учащихся на уроке, совместную деятельность обучающихся, педагога и родителей вне урока. Музейные предметы и документы позволяют организовать работу по реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения: овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Главным методическим принципом выступает учет индивидуальных особенностей ребенка и выстраивание «лестницы успеха»: каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. Урок с элементами лабораторно-практической работы позволяет ученикам не останавливаться на урочной работе, а продолжать ее во внеурочное время, работая над исследовательскими проектами. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
В результате освоения программы:
У учащихся будут сформированы:
способность к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области;
интерес к изучению истории и культуры родного края;
первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
позитивных ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего;
творческих способностей на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Учащиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;
вносить полезные коррективы в свою работу;
использовать полученные навыки для работы в школьном музее «Служу Отечеству»
характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
прослеживать тенденции и противоречия развития края в любой исторический период;
анализировать экономическую и политическую ситуацию в 90-ые гг.;
описывать флаг и герб Ростовской области;
выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;
оценивать вклад Ростовской области в экономику культуры страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края.
Учащиеся получат возможность научиться:
адекватно оценивать результаты выполнения задания;
самостоятельно выполнять творческие задания;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
ориентироваться в картах, справочной и научной литературе;
оформлять результаты исследовательской деятельности;
самостоятельной интерпретации информации;
объяснению уклада жизни своего города, поселка, местности, участию в решении проблем местного сообщества;
анализутекущих событий, высказываний и аргументированию своей оценки важнейших событий и личностей.
Межпредметная и внутрипредметная интеграция
Представляется возможным выделить взаимосвязь курса «Музейная педагогика» с уроками истории, обществознания, литературы, русского языка, технологии, изобразительного искусства. Интегрированный курс «Музейная педагогика» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); регулятивные (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
Для учителя: апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков; организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты.
- сформировать положительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, России как основополагающим ценностям;
- активизировать гражданскую позицию по изучению, сотрудничеству с городскими музеями.
- сформировать потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- развивать нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
- укрепить любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявлять более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины;
- укреплять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
Регулятивные результаты.
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения поставленной проблемы;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
- расширять кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформировать представление о музееведение как о науке;
- усвоить элементарные музейные термины;
- реализовать навыки элементарной проектной деятельности;
- сформировать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- развивать наблюдательность, зрительнау память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформировать отдельные навыки оформления выставок;
- работать с текстом: осознанно читать текст с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание;
- описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
- устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;
- оформлять результаты исследовательской работы;
- составлять план текста и письменное высказывание;
- формулировать выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- приобретение опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы;
- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать для совместного решения проблемы (задачи).
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные УУД:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира;
- осваивать основы музейной грамотности, элементарных правил нравственного поведения в музее;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ИКТ - компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения поставленной задачи, самостоятельной познавательной деятельности;
- определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать презентации и видеофильмы.
Формы и методы работы:
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
К групповым методам относятся: кружковая работа; издание путеводителей, журналов; составление видеофильмов; создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.
Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает: работу с документальными, материалами архивов; подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки обучающихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, стране, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- объяснять материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные нетрадиционные формы работы педагога с обучающимися/воспитанниками;
- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в социуме.
«Технология реализации музейно-образовательных проектов»
Музейно-образовательный проект – это проект, требующий от педагогов высокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической реальной ситуации в школе, регионе, стране проектировать и реализовывать эффективные способы музейно-образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание образования в соответствии с требованиями развивающегося и постоянно изменяющегося современного общества.
Структура музейно-образовательного проекта .
1. Титульный лист.
2. Краткая аннотация проекта.
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательной организации; степень адекватности образовательного проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта и т. д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е. социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка
результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
12. Литература.
Список литературы и интернет ресурсы :
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006;
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007;
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000;
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006;
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987;
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2009;
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 2009;
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2012;
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006;
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных— М., 2011;
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009;
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013;
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003;
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010.
Интернет-ресурсы:
1.Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией // Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Вып. 5.0. М., 1997 // URL: www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf
2.Пантюлина Н. Слово о смешных картинах и два слова о «зачем и как» // Музей. 2012. №6. С. 48–51. // URL: www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf
3.Музей и личность: Сборник статей. Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии. Отв. ред. А.В. Лебедев, сост. М.Ю. Юхневич. // // URL: http://bookfi.org/book/802335
4.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике // URL: http://bookfi.org/book/809949