Тема урока: Музыка «серьезная» и музыка «легкая»
Цели урока: учить определять критерии «серьёзной» и «лёгкой» музыки; развивать осознанное восприятие музыкальных произведений и умение вести диалог, используя музыкальную терминологию, способность аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на теоретические сведения о делении музыкальных произведений на «серьёзные» и «лёгкие» жанры и личностное восприятия музыкального материала; петь знакомые песни, используя вокальные навыки и природный талант; формировать активную гражданскую позицию и положительный психологический микроклимат в классе; воспитывать художественный вкус и любовь к музыке и музыкальному творчеству.
Тип урока: комбинированый
Вид урока: нетрадиционный
Оборудование: телевизор, ноутбук, USB-носители; музыкальный материал: Й.С.Бах. Токатта и фуга Ре-минор. Скерцо (в исполнении органа и симфонического оркестра и в стиле «modern»); А.Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаяне» в разных музыкальных стилях; И.Дунаевский «Школьный вальс», В.Стрижак «Школьный хип-хоп»; Б. Мокроусов, слова Наума Лабковского и Бориса Ласкина. Песенка фронтового шофёра; музыка, подобранная учениками.
Ход урока.
1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие )
2.Мотвация и актуализация знаний учащихся
Звучит фрагмент из песни «Живая музыка».
Учитель:.. Доверяю, музыке, я свою судьбу, доверяю музыке я свою мечту, музыка волшебная, ты нам помоги, музыка душевная, ты нас поддержи!... Разобраться во всех сложностях современной жизни, быть культурным и воспитанным человеком, отдохнуть, расслабиться, пофилософствовать – всё это может помочь сделать музыка. Какую музыку мы можем назвать современной? Какую слушаем и почему? А нужна ли современным людям «классика»? А какая разница между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой? и на многие другие вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем необычном уроке, где вы побудете и учителями и учениками;
3. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами будем говорить о музыке серьёзной и музыке легкой (постановка целей урока). Представление группы учащихся «Музыкальные знатоки», группы «Моя музыка» и группы «Моё мнение».
4.Творческо-аналитическая часть урока
Работа группы «Музыкальные знатоки»: презентация «Критерии лёгкой и серьёзной музыки», озвучивание записей в рабочих тетрадях
Серьёзная:
1.Главное- мелодия и гармония.
2.Крупные и малые формы
3.художественный образ динамичен.
4.Имеет собственную логику.
5Восприятие углубленное.
6.Заставляет человека обратиться внутрь себя.
7.Поднимает слушателя до своего уровня.
8.ставит свои самостоятельные задачи.
9.Приобщает к вечным идеалам.
Лёгкая:
1. Главное –ритм
2.малые формы.
3.образ статичен
4.-имеет тематику, иногда аналогичен
5.Восприятие поверхностное.
6Помогает выбросить , то чем тяготитесь.
7.Спускается к человеку.
8Служит фоном.
9.Приобщение к жизни.
Упражнение «Продолжи ассоциативный ряд» (учитель).
Рассказы о музыке Баха, Хачатуряна. Слушание фрагментов Токатты иСкерцо, просмотр видео из балета «Гаяне» (классический стиль)
Группа «Моё мнение». Музыка, которая заставляет задуматься слушателей, необходимо подготовиться к восприятию такой музыки- это серьёзная музыка. Серьёзная музыка предназначена для того, чтобы человек мог думать, размышлять. Легкая музыка, для того, чтобы развлекаться. В наши дни звучит чаще лёгкая музыка, а серьёзную мы больше слушаем на уроках музыки
Слушание этих же произведений в стиле «модерн».
Группа «Моё мнение». Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые происходят в наше время, все стороны жизни нашего общества никак не коснулись музыки, её стилей, образов, средств выразительности. Любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим поколением. Современная музыка при всем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из неё.
Новаторство - это прежде всего новый взгляд на жизнь, постановке новых проблем, рождение новых чувств, мыслей и средств выразительности. Нет «плохих» средств или «запрещенных». Новаторские методы и приёмы придают классике современное звучание и понимание.
Учитель читает стихи Николая Ушакова “Бах”.
Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
Учитель. Можно ли провести разделительную грань между музыкой серьёзной и лёгкой?
Группа «Моё мнение»: чтение и обсуждение высказывания разных людей о музыке:
1. “Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь то литература, живопись, скульптура или музыка, самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное по красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного (Т. Попова).
2 “Вполне естественна любовь многих слушателей к подлинно художественной лёгкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор, ощущение радости жизни. Но настоящее искусство составляет нечто более значительное, нежели миг приятного развлечения” (И. Нестьев).
Группа «Моя музыка» предлагают для обсуждения свою музыку. Учащиеся определяют грани « серьёзности» и «лёгкости» услышанной музыки.
Группа «Музыкальные знатоки» презентуют песни Б.Мокроусова «Песенка военного шофёра» и Дунаевского «Школьный вальс».
-- слушание и просмотр видеороликов «Песенки…» в исполнении М.Бернеса и группы «Челси». Обмен мнениями и рассуждениями.
Исполнение песни учащимися под фонограмму.
-- слушание фрагментов песни «Школьный вальс» Дунаевского и видеоролика «Школьный хип-хоп» В.Стрижак. Обмен мнениями, обсуждение.
Исполнение песни «Школьный хип-хоп» участницами вокального ансамбля «Золотинки»
5. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось? Учащимся предлагаются высказывания:
-Антуан де Сент Экзюпери: «Глазами всего не увидишь – по-настоящему зорким может быть только сердце».
-Н.Островский: «В песне душа народа. Испортишь песню – убьёшь душу!».
-Автор неизвестен: « Есть такие песни, что когда ты закрываешь глаза, они становятся людьми».
Какое из высказываний соответствует вашему духовному и эмоциональному состоянию после нашего общения на уроке?
Вывод. Людям необходимо самая разная музыка, отражающая нашу с вами жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличать подделку от истинного шедевра, как серьезной музыки, так и легкой.
6. Оценка творческой работы учащихся, д/з – выучить слова « Песенки военного шофёра».
.