Урок музыки №1 в 1 классе. Тема четверти: “Музыка вокруг нас”.
Тема урока: Здравствуй, школьная страна! “И Муза вечная со мной!”.
Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения. Планируемые результаты: Предметные: формировать первоначальные певческие навыки, исполнять композиторские песни, определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. Балалайка); - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме. Познавательные УУД: - умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Личностные УУД: - наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; - позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей. Оборудование: компьютер, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, Д. Б. Кабалевского, словарь эстетических эмоций.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку. В. Шаинский. «Чему учат в школе».
Учитель здоровается с детьми. Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!
- Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. Зовут меня Елена Николаевна. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.
- Какие звуки вы услышали? (ответы детей)
- Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.
- Наш мир полон звуков, назовите их (шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…)
- Какие это звуки? Дети: Шумовые.
- А какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.
Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.
- Вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать?
- Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.
Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
- Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?
Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.
– Кто руководит оркестром? Дирижер
– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит? Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет. Что же необходимо, чтобы музыка существовала?
По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).
- Сейчас я проверю, какие вы слушатели. Игра «Узнай инструмент»
1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль)
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)
- Следующее задание называется – "Кто, на чём играет?"
Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.
- Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.
Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук "А")
Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль.
- Ну что ж, ребята, вы справились со всеми моими заданиями. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”. На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили? (Ответы детей.)
- Чтобы научиться управлять своим голосом, нужно знать правила пения.
Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос. Дыхательная гимнастика – Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза. – Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза. – Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза. Артикуляционная гимнастика – “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке. – “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера. |
“Песня о школе”, музыка Д. Кабалевского.
- С помощью, каких знаков записывают музыку? НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка "Волк и сколько: козлят?
- Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета).
Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский.
(импровизируем, выполняем музыкально-пластические движения).
- Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас 9 муз. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.
- Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов? Аплодисменты.
- Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
Дети под музыку выходят из кабинета музыки.