Музыкально - литературная гостиная
«Коломна литературная»
(посвященная 840-летию родного города)
Цели:
-краеведение: углубить понятие патриотизма;
-привить учащимся уважение к малой Родине;
-организовать встречу с поэтом-земляком.
Задачи:
-содействовать нравственно-патриотическому
воспитанию школьников;
-расширять представление о России как о родной стране;
-воспитывать любовь и уважение к России, Подмосковью, Коломне средствами художественного слова и музыкальных произведений;
-познакомить учащихся с поэтическими произведениями
лучших поэтов Подмосковья и г.о. Коломны.
Автор: учитель русского языка и литературы
Старостина Ирина Владимировна
2016 – 2017 учебный год
Сценарий музыкально-литературной гостиной
Ведущие:
1-ый ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
2-ой ведущий: Мы рады приветствовать Вас в музыкально-литературной гостиной «Коломна литературная».
Ведущие: Чтение стихотворения С.Васильева « Россия»
1 ведущий: Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
2 ведущий: Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
3 ведущий: Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
1 ведущий : Что такое Россия?
Это необъятные просторы, бездонные моря и озёра, бескрайние степи, высокие горы, заливные луга, обширные леса.
2 ведущий: Что такое Россия?
Это великие писатели и поэты, всемирно известные художники и музыканты, учёные с мировым именем.
3 ведущий: Что такое Россия?
Это самая многонациональная страна. Это великий народ с его вековыми традициями и обычаями. Об этом говорится в стихотворении В.Духанина «Россия» (читают ученики)
Россия.
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу.
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень.
Когда в небе, курлыча, летят журавли.
Когда шишки созревшие падают с сосен.
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка.
Когда снег серебристый лежит на земле.
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках.
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна.
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна.
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
2 ведущий:
- На уроках литературы мы знакомимся с поэтическими признаниями в любви Родине и русской природе поэтов 19-20 веков, а сегодня поговорим о лучших поэтах Подмосковья и нашего родного города Коломны.
1 ведущий: Предлагаем оправиться Вам в путешествие по Коломне. Внимание на экран. Презентация «Моя Коломна».
3 ведущий: О любимом городе писала Елена Антонова, которая родилась в Коломне. Занималась в литературном объединении под руководством поэта А. Ф. Кирсанова. Публиковалась в местных газетах. Умерла в 2008 году.
Щербакова: Нашей родной Коломне посвящено много стихотворений. Одно из них написано Алевтиной Бондаренко.
2 ведущий: Алевтина БОНДАРЕНКО родилась и выросла в Брянске. Сейчас живёт в Коломне. Пишет стихи для детей. Выпустила несколько поэтических сборников. Печаталась в местной газете. Стихотворение Бондаренко нам прочтет ученица_____ кл.
Над Коломною — колокольный звон
У земли сегодня бессонница —
Это вновь весна занимает трон.
Оживает старая звонница —
Над Коломною колокольный звон.
Ты земля моя, Богом данная,
И родство с тобой у меня в крови;
Ты, земля моя, осиянная,
Невозможно жить без твоей любви.
Отвори окно — бег весны ускорь —
Птичьи песни в небе рождаются!
Над Россиею свет весенних зорь
В куполах церквей отражается.
А вдали земля с небом сходится,
И спешит Ока к синеве небес…
Мы помолимся Богородице
С нашей радостью, что Христос воскрес!
2 ведущий:
В Коломне родился еще один поэт - Валерий КАПРАЛОВ, который окончил Московский горный институт, работал в Сибири, на Урале, в Поволжье. Кандидат технических наук. Автор пяти сборников стихов. Пишет прозу. Член Союза писателей СССР и России с 1988 года. Живёт в Москве.
Его стихотворение «Коломна» Вы звучало в фильме «Коломна литературная» в исполнении ученицы 6 Б. класса Поздняковой Вероники.
1ведущий: Нет, не всё было в жизни напрасно,
Годы творчества зря не прошли.
Он родной поэт – это ясно,
Гордость всей подмосковной земли.
3 ведущий:
Стихи еще одного знаменитого поэта-земляка Александра Кирсанова наполнены страстной верой в будущее России. Его стихотворение «Над Коломною» читает ________, уч-ца ___ кл.
Тихим вечером
Всюду светятся огоньки.
Вся огнями она рассвечена
От Москвы-реки до Оки.
Вдоль по улицам
Липы с кленами
Зачарованные стоят,
Будто крыльями зелеными,
Тихо ветками шевелят.
Нас уводит
Дорога длинная,
И пока горят огоньки,
Будем рядом ходить с любимою
От Москвы-реки до Оки.
Не заметим,
Как зорька ранняя
Повстречает нас у реки.
Для влюбленных ведь расстояния
Удивительно коротки.
1 вед.: На Великой Русской равнине
Есть земля, что люблю наяву.
Московская область звучит её имя.
Она обнимает столицу Москву.
2 вед.: Щедры просторы Московии нашей,
Холмы и озёра, луга и поля.
От клинских лесов до коломенских башен
Раскинулась наша родная земля.
3 вед.: Россия в памяти заветной
Хранит любимые края.
Там есть на карте разноцветной
Земля Московская моя.
1 вед.: В большой земле с загадочной душою,
Где мужество соседствует с любовью,
В единстве с вечною Москвой
Живёт и процветает Подмосковье
Один и тот же символ помещён
На флаг Москвы и области Московской:
Былинный образ всадника с копьём
В народе наречён Победоносцем.
2 вед.: Подмосковье! Сияй, Подмосковье!
Добрым светом победных страниц!
Подмосковье! Звени, Подмосковье!
Детским смехом и пением птиц!
3 вед.: Коломне исполняется в этом году 840 лет. Любимому городу посвящается… Гимн Коломне в исполнении хора учащихся ___ класса.
***Хор звучит и показываем презентацию «Коломна - мой любимый город..»
1 вед.: Эти строки признания в любви родному городу.
2 вед.: Коломна…Маленькая точка на карте Подмосковья.
3 вед.: Наш родной город, который по праву называют Жемчужиной Подмосковья. Просмотр презентации «Коломна литературная» (истор.аспект)
1 вед.: Уважаемые ребята! Что такое Коломна для вас?
Ответы учащихся.
2 вед.: Почему наш город получил такое название?
Выступления учащихся – версии происхождения названия города Коломна.
1-ая версия
2-ая версия
3-ья версия
1 ведущий: В любом случае имя городу досталось от ………
2 ведущий: А вот ещё одна необычная версия коломенской сказочницы. Вашему вниманию предлагается сказка о Коломне в исполнении учащихся ___ класса.
3 ведущий: Сказка развивает интерес к истории родного города, воспитывает патриотические чувства, любовь к малой родине; желание защищать Родной город.
Инсценировка сказки.
Сказка написана балладным стилем, чтобы пробудить интерес у детей к разным литературным жанрам.
Давным-давно, когда в лесах грибов и ягод было вдоволь, а в прудах и реках рыбы водились, жил народ на Руси матушки да не тужил. Только стали вдруг дела нехорошие твориться. Стали враги земли наши разорять, да огнем жечь. Настали времена нелегкие для земли русской. Да только жил в те времена на Руси матушки славный и могучий князь Коломоец со своей женой верной Òкой. Жили они в любви и согласии, бед не ведая, печалей не зная, до той поры, пока беда не настигла их город.
Горели, стонали города русские под их ударами. Силы их несметной не было числа.
Загоревали князь Коломоец и жена его Òка. Стали думать они, как город спасти, да людей уберечь от гибели.
День и ночь молился князь перед образом святым о спасении, взывая о помощи силы небесные. Услышал Господь молитвы его, и вот в святое воскресенье явился пред князем Коломойцем старец, да молвил таковы слова:
- Только хитростью, да храбростью можно одолеть "черную тьму". Вот послушай моего совета. Когда придет ночь, выведи всех людей из города, да в лесу густом схорони их, а сам с храброй дружиной своею поджидай врагов у стен города. Как только приблизятся силы вражьи к воротам, отопри ворота, да впусти их в город, а дружина твоя пусть ворота за ними крепко запрет, а лучники меткие пусть тетиву у луков натянут потуже, да выпустят стрелы вострые, огнем полыхающие на город. Город перед этим обложи соломой, да чучела соломенные по углам расставь, да пороху под стенами порассыпь. Да поможет тебе и твоему народу сила господня.
Закончив речь свою долгую, старец исчез.
Придя в себя от слов заветных, да собравшись с духом, князь Коломоец в тот же час созвал на совет дружину храбрую, да поведал воинам верным о ведении святом. Так и порешила дружина, как святой образ посоветовал.
В ту же ночь вывели из города всех жен, детей и стариков, а сами стали к засаде готовиться. Заложили пороху под стенами, настелили соломы на крышах, чучел соломенных понаставили. Лучники заточили стрелы вострые, да наконечники серой намазали. Спряталась дружина за камнями высокими, а князь Коломоец у ворот ждать остался "черную тьму".
На рассвете задрожала земля русская, потемнело небо синее, показались тени черные. Приготовилась дружина храбрая, навострили стрелы лучники меткие, обрамил себя крестом князь Коломоец, да молитву спасительную зашептал. Приблизилось войско темное к воротам города, Вышел им на встречу князь храбрый, поклонился им, да слово молвил:
- Не гоже более грабить и убивать людей простых, сами мы отворяем ворота города нашего, да голову пред вами склоняем.
Засмеялись проклятые, да в слова княжьи поверили:
- Показывай, князь, дорогу в город свой богатый.
Пошел Коломоец в город, ринулось войско темное за ним.
Закрыли ворота крепкие дружинники верные, дружинники храбрые за войском проклятым. Выпустили стрелы огненные лучники меткие. Ринулись стрелы со всех сторон на стены города – занялся город заревом алым, вспыхнули стены дубовые, полонилось пламенем войско черное да так, что не выбраться. Все до тла сгорело.
Занялась плачем земля русская. Склонили головы дружинники перед городом своим славным, да князем своим храбрым, в огне том погибшем, живот свой отдавшем во спасение земли родной.
Загоревали горожане о городе и о князе своем. Да возрадовались победе над врагом ненасытным.
Место то с землей сравняли, город новый заложили – крепкий, каменный. Только княгиня долго горем убивалась, слезоньки лила. Текли слезы ручьями по холмам, да полям; ручьи в озера сбирались, да в реку набирались. В реке той княгиня, горем – печалью убитая и растворилась.
Город новый именем князя назвали – Коломна, а реку Окой – в честь княжны. Жители стали зваться коломенцами и по сей день зовутся.
2 ведущий: Многие коломенские поэты признаются в любви родному городу.
3 ведущий: Знаменитый коломенский писатель Лажечников И. когда-то сказал: «Коломна – мой город, горжусь ею».
1 ведущий: Берегите Россию
Всею жизнью своей
От заклятых врагов,
От неверных друзей.
Пусть в распахнутой сини
Светят ярко над ней
Той звезды негасимой
Пять горячих лучей!
2 ведущий: Берегите Россию –
Без неё нам не жить!
Берегите её,
Чтобы вечно ей жить!
Нашей правдой и силой,
Нашей гордой судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
Заключительное слово.
3 ведущий: Чувство Родины – это отношение человека к своей маме, своей семье, это корни и связь с родным домом, это восхищение окружающим миром.
2 ведущий: Чувство патриотизма многогранно – это любовь к родным местам и гордость за свой народ, желание сохранить и преумножить богатства своей Родины.
1 ведущий: Поэтому нужно любить свою семью, свой дом, свою улицу, свой город и школу, свою страну! Так давайте любить всё, что нас окружает!!!
Музыкальное сопровождение (звучит песня о Коломне Ю.Минькиной).
Спасибо за внимание и до новых встреч!