Урок № 20 7кл _________________
Музыкальная драматургия - развитие музыки
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
- Ребята, давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности? Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика, регистр.
- Для чего существуют средства музыкальной выразительности?
3.Изучение нового материала. (15 минут)
- Прочтите тему (музыкальная драматургия), давайте разберёмся, что такое драматургия, от слова драма?
Слово «драматургия», «драматический» употребляют при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека. О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин музыкальная драматургия используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставления по принципу сходства или различия. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Повтор: Одним из самых распространённых способов развития музыки является повтор.
Повтор - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. В повторах ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.
Варьирование: Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - варьирование.
Варьировать (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке. На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования. Прокофьев – Мимолётности №1
Разработка: Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Гендель – Сюита №7 G –moll. Пасскалия. (секвенция)
Контраст. Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу различия. Главной составляющей этого принципа является контраст. Контраст – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
- Перечислите известные вам музыкальные контрасты? Мелодия ритм, лад, темп, регистр, динамика, гармония, звуковедение (штрих)
- Прослушаем пример произведение, где чётко слышны музыкальные контрасты.
Рахманинов – симфония №1 d – moll
4.Распевка. (3 минуты)
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни.
Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
6.Рефлексия (5 минут).
Давайте подведём итог урока. - Что такое музыкальная драматургия? - Способы музыкального развития? - По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (сходство и различие)
7.Домашнее задание (2 минуты)