Введение.
Профессиональное музыкальное искусство Ставрополья отсчитывает свою историю буквально с момента основания крепостей Азово-Моздокской укреплённой линии. В каждой из десяти оборонных крепостей формировался полковой или дивизионный оркестр. Поэтому можно считать, что именно военные музыканты открыли путь развития профессиональной культуры в регионе
К 1820-м годам известность приобрели города-курорты Кавказских Минеральных Вод, и в связи с этим регион стали регулярно посещать знаковые фигуры русской культуры. По пути из столицы «на Воды» представители интеллигенции, как правило, останавливались и в Ставрополе. Первым по-настоящему значительным событием в музыкальной жизни города явилось прибытие основоположника русской классической музыки М. И. Глинки в мае 1823 года. Композитор писал: «Мне там было хорошо, особенно в Пятигорске. Между прочим я видел пляску черкешенок, игры и скачку черкесов, мирных аулов, разумеется» [3, c. 20].
Знакомство с уникальной природой Кавказа, традициями и музыкой коренных народов региона вдохновили композитора на создание произведений, в которых так или иначе запечатлён местный колорит. Так, известно, что в основе романса «Не пой, красавица при мне» (слова А. С. Пушкина) лежит подлинная грузинская мелодия [6]. Значительно более ярко заявил о себе Кавказ в опере «Руслан и Людмила».
Не менее значимым для культуры Ставрополья стал приезд на Кавказ и А. А. Алябьева. Композитор в 1832-1833 гг. жил в Ставрополе, перебираясь на время курортного сезона в Пятигорск. Дома, в которых останавливался Алябьев в Ставрополе и в Пятигорске, сохранились до наших дней. Дом на Воробьевке (г. Ставрополь, ныне – ул. Дзержинского, 189) был местом притяжения для всех, кто хотел познакомиться с композитором и его творчеством. А пятигорский дом «майорши Карабутовой» сейчас является мемориальным музеем Алябьева.
Конец 1832 и начало 1833 годов были временем активной работы автора над первой оперой на кавказскую тематику «Аммалат – Бек». К этому же времени относится создание романсов «Узник» (слова А. С. Пушкина), «Сижу на береге потока» (слова Д. Давыдова), «Черкесская песня» (слова М. Ю. Лермонтова). Объём созданных в регионе Алябьевым романсов оказался столь значительным, что уже к концу 1833 г. в Москве был издан сборник, названный «Кавказский певец». На обложке издания - изображение Пятигорска и горы Машук [1].
Тогда же по многочисленным просьбам создан казачий духовой оркестр, впервые исполнивший алябьевскую «Французскую кадриль из азиатских песен».
В 1869 году Ставрополь посетил идейный вдохновитель и глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев. На Кавказе композитор приступил к сочинению первой части Концерта для фортепиано с оркестром. Здесь же была задумана симфоническая поэма «Тамара» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова). Несмотря на то, что реализация этого проекта растянулась на долгие годы, произведение сохраняет свежесть композиторских впечатлений от природы, легенд, музыки Кавказа.
На заре своей карьеры в 1893 году здесь дал свой единственных концерт великий русский бас Ф. И. Шаляпин, впоследствии поделившийся воспоминаниями об этом в своей книге «Страницы моей жизни». Концерт прошёл с большим успехом и стал своеобразным мастер-классом для представителей вокального искусства города.
Таким образом, первый век с момента основания Ставрополя в музыкальном отношении проходил под знаком непосредственного участия выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов с мировым именем, приезжавшим в регион как для отдыха, так и специальных гастрольных поездок. На протяжении XIX века здесь побывали ключевые фигуры не только русского, но и, шире, мирового искусства ― австрийский композитор и виолончелист Давид Поппер, венгерский скрипач и педагог Леопольд Ауэр, польский пианист Иосиф Гофман. Безусловно, такое внимание со стороный прославленных музыкантов не замедлило сказаться и на постепенном формировании региональной исполнительской и композиторской школы.
Пожалуй, первым в ряду имён ставропольской композиторской школы следует назвать В. Д. Беневского (1864-1930). Он внёс свой вклад в развитие культуры региона не только как композитор, но и как педагог и дирижёр. В августе 1890 года В. Д. Беневский получил должность учителя пения в Ставропольском женском епархиальном училище и все годы своей деятельности отдал развитию певческого церковного искусства.
На рубеже XIX-XX столетий одним из самых частых гостей в Ставрополе был симфонический оркестр из Таганрога под управлением Вильгельма Розенфеля [7]. Репертуар коллектива составляли симфонические произведения как отечественной, так и западноевропейской музыки. Выступления оркестра имели прорывное значение для культуры региона, т. к. до этого знакомство с симфонической литературой для жителей Ставрополя было практически недоступно.
Если в предшествующие десятилетия Ставрополь был прежде всего военным, административным и экономическим центром региона, то на рубеже веков выходит на передовые позиции и в отношении культуры.
Существенные перемены произошли в 1890 году, когда из Екатеринодара (ныне ― Краснодар) прибыл выдающийся общественный деятель, музыкальный просветитель и педагог Иван Егорович Попов. Он занял должность дирижёра театрального оркестра. [2]
Усилиями И. Е. Попова в Ставрополе в 1900 году на ул. Армянской, д. 5 открылась первая музыкальная школа . Появление профессионального учебного заведения положило начало стремительному развитию музыкальной культуры всего региона. Число желающих посвятить себя музыке оказалось впечатляющим, что 7 января 1902 года по инициативе того же Попова состоялось официальное открытие Ставропольского Губернского отделения Императорского русского музыкального общества. Именно местное отделение ИРМО позже было переименовано в Ставропольскую краевую филармонию [7].
К 1911 году относится прошение Попова о преобразовании музыкальных классов в музыкальное училище. Подобное действие требовало увеличения государственных дотаций, чему воспротивилась супруга ставропольского губернатора М. Янушевич, возглавлявшая Дирекцию местного отделения ИРМО. Возникший конфликт между Янушевич и Поповым привел к отказу последнего от должности и отъезду из Ставрополя.
На смену И. Е. Попову пришел дирижер Соколовский-Чичеринский, однако, он не обладал харизмой и организаторскими способностями своего предшественника. И вскоре также покинул свой пост. После его ухода (в конце 1912 г.) музыкальные классы практически прекратили своё существование и были закрыты [8].
Ставропольское отделение Императорского Русского музыкального общества ещё некоторое время продолжало просветительную работу, но непростые исторические события ― Первая мировая война, вспыхнувшие народные волнения ― не способоствовали продуктивному развитию Общества и к 1917 г. деятельность Ставропольского губернского отделения ИРМО практически остановилась.
В начале 1920-х годов произошло возрождение музыкального образования в Ставрополе. В 1921 г. в городе открыт Музтехникум
Начало очередного коренного перелома связано с Великой Отечественной войной. Однако в отличие от революционного периода военный катаклизм отнюдь не спровоцировал упадок культуры. Напротив, музыка мыслилась как важнейшее средство подъема боевого духа солдат и всего народа. На Ставрополье как и по всей стране организовывались концертные бригады, выступавшие в военных частях и госпиталаях.
Уникальным для региона можно назвать тот факт, что спустя всего полгода после освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков было подписано постановление об организации в городе театра музыкальной комедии.
Обратим внимание, что решение о создании театра подписано 20 августа 1943 г., т.е. фактически оно принималось в разгар битвы на Курской дуге ― сложнейший период Великой Отечественной войны [2]. В этом же 1943 г. из эвакуации (с Дальнего Востока) вернулась труппа Пятигорского театра музыкальной комедии. Артисты в короткие сроки не только восстановили прежние спектакли, но и представили премьерные постановки: оперетты «Девушка из Барселоны» Б. Александрова, «На берегу Амура» М. Блантера.
В послевоенный период театральные труппы Ставропольского и Пятигорского театра были объединены. Репертуар объединенного театра составляли как классические оперетты, так и соврменные музыкальные комедии.
Послевоенный период в музыкальной жизни Ставрополья связан с проведением конкурсов и фестивалей Всесоюзного масштаба. Особенно богатыми на события стали 1960-е годы. 6 сентября 1968 г. в Ставропольском драматическом театре состоялось торжественное открытие Первого фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». Концерты фестиваля прошли практически во всех крупных населённых пунктах края: в столице региона, Невинномыске, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Железноводске, Светлограде, Ипатово и др. Показательна программа и приглашённые гости фестиваля, среди которых имена прославленных музыкантов: Т. Н. Хренникова, В. П. Соловьева-Седого, А. Я. Эшпая, В. И. Мурадели, М. М. Кожлаева и многих других [5]. Ещё в июне 1949 г. решением Политбюро ЦК КПСС был создан Советский комитет защиты мира. Организация регулярно проводила тематические литературные и музыкальные конкурсы, выставки детского рисунка. В 1969 г. в конкурсе краевого комитета защиты мира и краевого хорового общества победа была присуждена песне «Суровая память», созданная поэтом Геннадием Фатеевым и композитором Даниилом Осиновским [2]. Именно с этого момента можно утверждать, что творческая деятельность Осиновского во многом стала ключевой для развития культуры всего края.
Список литературы
Алексенко О. С. Алябьев в Пятигорске. [Электронный ресурс] URL: http://kmvline.ru/father/aliabiev.php (дата обращения 16.09.2022г)
Государственный архив новейшей истории Ставропольского края. Музыкальная культура на Ставрополье. [Электронный ресурс] URL: http://www.ganisk.ru/about-the-archive/photo-gallery/kulturnaa-life/Musik/ (дата обращения 03.09.2022г).
Глинка М. И. Записки. - М.: Музыка, 1988. – 222 с.
История русской музыки: В 10 томах. Т.10Б: 1890-1917 / [Л.О. Акопян и др.]. ― М.: Музыка, 2004. – 1071 с.
Макарова Т. Русское музыкальное общество на Ставрополье. // Государственный архив Ставропольского края. [Электронный ресурс] URL: http://www.stavarhiv.ru/deyatelnost/publikacii/russkoe-muzykalnoe-obschestvo-na-stavropole.html (дата обращения 30.09.2022г).
Мерситов Е. Сравнительный анализ «Не пой красавица при мне...» на слова А.С. Пушкина в интерпретации М. И. Глинки и С. В. Рахманинова. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021114 (дата обращения 18.09.2022г).
Ставропольская государственная филармония. История [Электронный ресурс] URL: https://stavfilarmonia.ru/o-filarmonii/istoriya (дата обращения 19.09.2022г).
Шведова С. В Ставрополе 120 лет назад зазвучала классическая музыка [Электронный ресурс] URL: https://bloknot-stavropol.ru/news/v-stavropole-120-let-nazad-zazvuchala-klassicheska-1437856(дата обращения 12.09.2022г).