«Музыкально-дидактические игры как способ развития творческих способностей дошкольников»
Подготовил:
музыкальный руководитель
МБДОУ Д/с «Колосок» с. Ивановка
Казбан Виктория Викторовна
СЛ №2 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.
В работах Н. А. Ветлугиной ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально - сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально - дидактических игр для развития:
- звуковысотного,
-ритмического,
-динамического и
тембрового слуха.
СЛ.№3 Ею намечены три типа дидактических игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
СЛ. №4 Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является
развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.
В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:
- одна из них - обучающая, которую преследует взрослый,
- другая - игровая, ради которой действует ребенок.
СЛ. №5 Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:
- формировать у детей музыкальные способности,
- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,
- развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,
- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных способностей (как я уже говорила ранее) на настольные, подвижные, хороводные.
СЛ. №6 Музыкально-дидактические игры способствуют:
1. Развитию звуковысотного слуха
2. Развитию динамического слуха
3. Формированию тембрового восприятия
4. Совершенствованию чувства ритма
5. Развитию ладового чувства
СЛ. №7 Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:
-пением
-музыкально - ритмическими движениями
- игрой на детских музыкальных инструментах
Использование музыкально - дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.
Песни звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Далее приведу примеры музыкально-дидактических игр:
- Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»
- Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»
- Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»
- Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»
- Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»
- Сочинение мелодий контрастного характера
СЛ. №8 Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться».
Примеры :
Музыкально - дидактическая игра: «Чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости.
Для детей более старшего возраста, используются игры: «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш», «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».
СЛ. №9 Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.
Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.
Музыкально - дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.
В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.
СЛ. №10 Рекомендации по оформлению музыкально - дидактических игр:
1. Название игры, цель, игровой материал.
2. Демонстрационный материал:
Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.
Музыкально-дидактические игры должны быть:
просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Как показывает практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
Сл.№11-50 Далее, на слайдах представлена картотека музыкально-дидактических игр:
1.«Цветик-семицветик».
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха
2.«Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки
3.«Теремок»
4.«Солнышко»
Дидактическая игра на определение высоты звуков
5.«Музыкальные птенчики»
Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука.
6. «Веселые подружки»
Дидактическая игра на развитие чувства ритма.
7.«Музыкальная поляна»
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.
8.«Музыкальное окошко»
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса
и узнавание музыкального инструмента.
9.«Кот и мыши»
10.«Веселые мячи»
11.«Музыкальный зонтик»
12.«Где мои детки?»
13.«Чудесный мешочек.»
14.«Птицы и птенчики.»
15. «Курица и цыплята.»
16.«Угадай – ка.»
17.«Кто в домике живет.»
18.«Найди игрушку.»
19.«В лесу.»
20.«Найди и покажи.»
21.«Найди нужный колокольчик.»
22. «Подумай и отгадай.»
23. «Найди игрушку»
24.«Буратино»
25.«Сладкий колпачок»
26.«Музыкальное лото»
27.«Музыкальное лото»
28. «Повтори звук»
29.«Три поросёнка»
30.«Три поросёнка»
31. «Музыкальная шкатулка»
32.«Приглашение»
33. «Музыкальные загадки»
34. «Слушаем внимательно»
35. «Определи инструмент»
36. «Наш оркестр»
37. «Сколько птичек поет»
38. «Нам игрушки принесли»
39. «Колпачки»