СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально – игровое занятие «Музыка в детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкально – игровое занятие «Музыка в детском саду»»

Музыкально – игровое занятие «Музыка в  детском саду»


Цель:

используя музыкально - игровую развивающую среду  как средство развития, активное  участие родителей в музыкально-игровых занятиях  и в  праздниках,  содействовать обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития  детей раннего возраста.


Задачи:

способствовать становлению музыкального вкуса у детей и  родителей, слушая лучшие произведения мировой классики, детские песенки;

 способствовать  развитию  музыкальных и творческих способностей детей 3-4 лет;

 содействовать сплочению детско - взрослого коллектива, укреплению семейных традиций и семейных отношений;

 формировать навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности и взаимоуважения.


Материал и оборудование:

игрушки: большое и маленькое сердце ; шумовые музыкальные инструменты; куклы бибабо


Ход встречи.

  1. часть. Организационная.


Музыкальный руководитель:   Добрый день, уважаемые ребята и родители!

Я благодарю всех вас, что вы нашли время и пришли посетить нашу музыкальную гостиную. А начать нашу встречу я хотела бы с релаксационного упражнения. Рабочий день подходит к концу, сегодня каждый из вас  был занят делами, заботами и сейчас я предлагаю немного отдохнуть, отвлечься от дел, забот и перенестись в райский уголок, уголок своей мечты вместе с вашими детьми.

вучит релаксационная музыка)

Давайте мы с вами закроем глаза и медленно перенесемся, туда -  где нам хорошо, где нам тепло и уютно, забудем о своих заботах, проблемах, обидах и просто будем наслаждаться окружающей нас красотой (слушаем музыку).

Музыкальный руководитель.    Но время неумолимо мчится вперёд и нам пора возвращаться. Откройте, пожалуйста, глаза. Расслабились? Отдохнули? Можете поделиться, рассказать о своих ощущениях, когда вы оказались в уголке своей мечты?

И сейчас предлагаю наши сердца наполнить теплотой своих эмоций. Мы передаём сердце, и говорим, что мы ощущали? Большое сердечко передают родители друг другу, а маленькое наши детки. Сначала начнём с ребят, продолжат родители.

 (Родители и дети передают сердце и рассказывают о своих  эмоциях, ощущениях)

 Музыкальный руководитель:    Уважаемые родители и ребята скажите, а помогла ли вам музыка, которая звучала? В чём была её роль?

(Ответы родителей и детей)


  1. часть. Вступительная.


Музыкальный руководитель. Музыка помогла почувствовать, пофантазировать, представить красоту сказочного уголка, который мы представили, наполнила его красками, ощущениями.

Великий философ Платон сказал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. Музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Мы оставили наши впечатления  в наших сердцах, сердцах взрослого человека и ребёнка. И какими эмоциями, впечатлениями, ощущениями  они наполнились!

«...Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат...» - так говорил великий композитор Д. Шостакович.

Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как вода и воздух. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку, приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полёта, а также служить средством общения. 

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий мир, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребёнка, побуждать к творчеству.

Важно научить каждого ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения. Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в детях в различные моменты их деятельности, вызывая радость, ощущение жизни. Но разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, "купаться” в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. В дошкольном учреждении мы слушаем народную музыку, классическую, детские песенки. А дома  зачастую дети слышат только  "современную эстраду”, ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема. К тому же  многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.  От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Каждый человек идет к музыке своим путем. Наша главная задача – не оставить детей равнодушными, вызвать эмоциональный отклик.  

Помогите детям полюбить музыку. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как часто они ищут мелодии для сопровождения своих забав: маршировок, плясок, считалок, игр, порой импровизируют свои мелодии. Для этого надо, чтобы дети имели определённый запас песен, игр, хороводов. Взрослым можно помочь им в этом, показав наиболее интересные песенки.

Рекомендации для родителей:

1. Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки:

2.        Слушая и исполняя  дома детские песенки «Антошка», «Дружба крепкая», песни современных детских ансамблей,  например, группы «Непоседы», группы «Барбарики», исполнение родителями для детей традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику. 3. Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) и изготавливайте их сами. Тем самым Вы создадите домашний МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК. 4. Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни и танцы. 5. Если Вы владеете игрой на каком - ни будь музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу. 6. Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты. 7. Ищите везде музыку: дома, в городе, на природе (в лесу, в парке, на улице, на даче, на море, у реки и т. д.).



3 часть. Игротренинг (коммуникативные игры и упражнения)

 Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами познакомимся с одной формой привлечения детей к музыкальной деятельности в домашних условиях – это озвучивание знакомых  сказок, стихотворений, необычных историй. Мы их будем называть – сказки - шумелки. Начинать озвучивание сказок надо с несложных стихотворений, и используя только один звук, один инструмент, вот например:

«Ежик и барабан»

 Взрослый читает стихотворение, а ребенок играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. (Взрослый читает, а дети пальчиками барабанят по столу, имитируя барабаны)

 

С барабаном ходит ежик,

Бум - бум - бум!

Целый день играет ежик,

Бум - бум - бум!

С барабаном за плечами,

Бум - бум - бум!

Ежик в сад попал случайно

Бум - бум - бум!

Очень яблоки любил он

Бум - бум - бум!

Барабан в саду забыл он

Бум - бум - бум!

Ночью яблоки срывались

Бум - бум - бум!

И удары раздавались

Бум - бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум - бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули

Бум - бум - бум!

Затем задание усложняется, и в игру вступают уже несколько звуков и несколько инструментов.

И сейчас я предлагаю  озвучить с помощью детских музыкальных инструментов  всем известную русскую  народную сказку «Волк и лиса». (Взрослый читает сказку, а дети играют на музыкальных инструментах)

Сказка «Волк и лиса» 

-  Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок.

Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА)

- Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался:

«Вот будет моей старухе воротник на шубу!»

-  Бросил он лису в сани,  (БАРАБАН),  а сам пошёл впереди.                            ( ЦЕЛЛОФАН)

Лошадка бежит, колокольчиком звенит (БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА)

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

           (КСИЛОФОН ГЛИССАНДО)

Выбросила  всю рыбку и сама убежала     (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ)

 

Музыкальный руководитель.  Но если у вас дома нет детских музыкальных инструментов, для этого пригодится любой подручный материал: расчёска, целлофан, стиральная доска и многое другое. Ведь у каждого предмета в нашем доме, есть свой голос, свой звук, который и поможет нам озвучить сказку с ребёнком.

Такие игры взрослого с ребёнком, способствуют тому, что:

1. Дети  реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

3.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

 

4 часть. Творческая работа.


 Музыкальный руководитель.  Ещё одной формой привлечения детей к музыкальной деятельности являются – праздники. Детство - самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства… они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Праздники оказывают яркие положительные эмоции, стимулируют творческую активность ребёнка. Семья в этом отношении тоже может помочь малышу закрепить полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду. Вместе спеть песню, станцевать, закрепить то, что ребёнок разучил на занятиях в детском саду. В семье необходима атмосфера внимания к музыкальной деятельности ребёнка. Он должен чувствовать, что его «выступление» одобряют и поддерживают. Родители должны постоянно заботиться о музыкальном развитии своих детей.

И вы можете организовать праздник для своего ребёнка сами. Конечно самыми яркими праздниками были и остаются наверное день рождение и Новый год. Когда мы можем украсить всё в доме шарами или мишурой, поставить нарядную ёлку, а самое главное для ребёнка  ожидание подарков. Организовать игры для детей, если их много, сюрпризы, веселье и т.д. И все мы понимаем,  что такие праздники оставляют неизгладимый след в жизни наших детей. Тогда может их надо для наших детей делать по чаще. Например, можно организовать игру с детьми «День рождение любимой куклы или любимой игрушки». Сценарий такого развлечения я и предлагаю нам сейчас с вами обыграть.

Для начала давайте ознакомимся, какие герои у нас с вами будут участвовать, загляните в сценарий. (Родители называют).

А сейчас задание будет для ребят. Нужно послушать музыкальное произведение, и определить к какому образу оно подходит, подняв карточку с изображением данного персонажа и подумать, как его можно передать в движениях.

(Дети слушают музыкальное произведение и определяют персонажа, подбирают движения)

Тоже самое, уважаемые родители можно делать с ребёнком дома. Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня. Лучше всего — после завтрака или дневного сна. Заранее приготовьтесь. Найдите  пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи.

При прослушивании музыки детям можно показать игрушку, либо картинку, передать образ героя в движениях. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

И только после того, как вы  с ребенком послушали музыку, можно переходить к  знакомству с  куклами бибабо. Куклы-бибабо не  сложны в управлении. Управляют этими куклами следующим образом: указательный палец держит голову, остальные управляют руками. Предлагаю выполнить несколько  этюдов с куклами бибабо.

Этюды. Например, герой отправился в гости на день рождения, хлопает  в ладоши, несет цветочек. Когда звучит тревожная музыка, просим взрослых показать, что делают герои, когда они испуганы, боятся. (Сгибают спину, прижимают голову руками)

И наконец, показ кукольного спектакля. Лучше, если этот спектакль будет разыгран двумя людьми – кто-то из родственников исполняет роли, спрятавшись за ширмой, а мама берёт на себя роль ведущей, ребёнок 3-4 лет может и сам играть роль с какой – нибудь куклой.  Итак, сейчас давайте попробуем сыграть наш спектакль. И участниками спектакля сейчас буду наши родители.

 

(Раздаются слова героев, выбираются герои сказки «Гуси – лебеди»). Герои заходят за ширму.

 

Кукольный спектакль сказки
«Гуси - лебеди»

 

5 часть. Заключительная.

 Музыкальный руководитель.  Вот так  не заметно, уважаемые родители, сможете приобщить ребенка к миру музыки. Доверяйте ребенку! Он воспринимает музыку по-своему. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ! Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – счастливое детство наших малышей!