МБОУ «Карпогорская средняя школа №118
структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк»
Проект
«Мы с этим именем живём,
Мы этим именем гордимся»
Воспитатель: Пестова Галина Фёдоровна
с. Карпогоры
2019 год
Пояснительная записка
В рамках подготовки к юбилею нашего писателя земляка Фёдора Александровича Абрамова я подготовила проект «Мы с этим именем живём, мы этим именем гордимся». Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами: важность предстоящих событий, популяризация имени Фёдора Абрамова, воспитание детей на творчестве книг Ф.А.Абрамова, своевременность.
Сегодня необходимо формирование у дошкольников основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину и за свой родной край, расширению представлений о заслугах прославленных земляков.
Дети должны знать, что каждый край земли, знаменит людьми, которые стали известны всей стране. Мы, пинежане, гордимся тем, что на нашей земле, в деревне Веркола Пинежского района родился такой великий писатель. К сожалению, творчество Абрамова в основном посвящено взрослым, он писал о природе нашего края, родной деревне, которую любил, его людях.
Живое слово Абрамова пробуждает в душах юных читателей чувство радости и тревоги, нежности и печали. Мы благодарны писателю за то, что его рассказы учат сочувствию, состраданию, воспитывают в маленьком человеке большое чувство долга, ответственности и требовательности к себе.
Мы с этим именем живём,
Мы этим именем гордимся!
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Сроки реализации: две недели (с 18.02. – 1.03.2019г.)
Задачи проекта:
1.Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством Федора Александровича Абрамова.
2.Заинтересовать детей произведениями Фёдора Абрамова с тем, чтобы им захотелось прочитать и другие рассказы.
3.Приобщать к прошлому и настоящему своей малой Родины. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края.
4.Развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
5.Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о его природном разнообразии. Формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
6.Показать на примере Фёдора Абрамова, как надо любить свою малую родину.
7. Развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе района.
8.Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, ловкость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и прыжках.
9.Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетические чувства.
10.Воспитывать чувство гордости за наш северный край, где жили и живут такие удивительные люди, как герои рассказов Фёдора Александровича Абрамова.
Цель: Прививать интерес и любовь к книге, чтению через произведения Фёдора Александровича Абрамова.
Гипотеза: педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством Ф.А.Абрамова будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других писателей и поэтов, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Подготовительный этап:
Выбор темы проекта;
Постановка целей и задач;
Подбор методической литературы;
Подбор наглядного материала, художественной литературы, музыкального сопровождения, реквизита, фотоматериалов;
Подбор иллюстраций, картин по творчеству Ф.А.Абрамова;
Приготовление материала для художественного творчества (цветная бумага, картон, карандаши, ножницы, мелки т.д.)
Приготовление материала к сюжетно-ролевой игре «Библиотека».
Ожидание результата:
У детей сформируется умение воспроизводить текст на слух;
Будут развиваться эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности;
Увеличится объём памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы;
Повысится уровень развития речи;
Пополнится предметно-развивающая среда художественной литературой, играми;
Сформируется интерес к творчеству Ф.А.Абрамову.
Принцип реализации проекта:
Основной этап
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
Работа с детьми;
Работа с родителями;
Работа с социумом.
Формы организации детской деятельности:
Интегрированная деятельность педагога с детьми;
Совместная деятельность педагога с детьми;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность;
Творческая работа.
Работа с детьми:
Совместное чтение произведений Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», «Алые олени», «Ласточка», «Стёпка», «Воробей», «Где встречаются зима с летом»;
Объясни содержание пословиц: «Хлебну кроху да не поднять – в жизни удачи не видать»; «Дом построить – не шапку на голову надеть», «Лес поит, кормит, укрывает, согревает»
Игровая деятельность;
Беседы «Это Пинежье родное»; «Всё конь, всё от коня»
Экскурсия в районную библиотеку имени Ф.А.Абрамова: «Наедине с Абрамовым» (в холле у Ф.А.Абрамова), посещение «Выставки детского творчества по произведениям земляка – писателя», «Ф.А.Абрамов: жизнь и творчество» (выступление библиотекаря);
Виртуальная экскурсия «Улица деревянных коней»;
Просмотр презентаций «По абрамовским местам», «Жизнь и творчество Ф.А.Абрамова»;
Слушание пинежских народных песен в аудиозаписи »Хожу я по травке», «Я в амбаре была», «Прялица»;
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;
Организованная деятельность в книжном уголке «Интересные факты о лошадях», рассматривание фотоальбома Тарасовых «Северные красоты», «Карта Пинежского района»;
Тематическая подборка игр и упражнений на тему «Лошадки»;
Музыкально-имитационная игра «Лошадка»; музыкально-дидактическая игра «Тройка»;
Физминутка «Конь меня в дорогу ждёт…»,
Пальчиковая гимнастика «Эй, кузнец, молодец…»;
Рассматривание гнезда ласточки;
Конструирование «Дома на нашей улице»
Дидактические игры «Назови сходство и различие: город-село», «Лошадки».
Изобразительная деятельность: лепка «Лошадка», «Подкова»; рисование «Украшение прялки мезенской росписью», «Кони пасутся».
Итоговое интегрированное занятие по развитию речи «Знакомство с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова на основе произведения «О чём плачут лошади?».
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Знакомим детей с творчеством Ф.А.Абрамова»
Тематический стенд «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Совместное чтение детей и родителей произведений Ф.А.Абрамова;
Изготовление лошадок на палочках;
Выставка работ народных мастеров.
Анализ организации образовательного процесса, результатов работы:
Фото-презентация «По абрамовским местам»
Мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «По абрамовским местам»
Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой
Определение перспективы дальнейшего развития проекта.
Результативность проекта:
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям Ф.А.Абрамова, сформировать умение воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний. Также позволил сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитии связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями; умение договариваться, помогать друг другу. Также необходимо отметить активное участие родителей в реализации проекта, популяризацию семейного чтения. В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.
Вывод:
Выдвинутая ранее нами гипотеза подтвердилась, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Значимость проекта:
Данный проект в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на развитие интеллекта детей, позитивного отношения к миру. Ознакомление детей с художественной литературой позволяет формировать представление о книгах, бережное отношение к книге; даёт возможность рассматривать с детьми иллюстрации и беседовать по ним. Участие в данном проекте позволит обогатить знания и привить интерес к художественной литературе; развивать творческие способности; связную речь.
Перспективы дальнейшей работы:
В 2020 году мы будет отмечать 100-летие со дня рождения нашего писателя земляка Фёдора Александровича Абрамова. Мы ставим перед собой следующие задачи:
Принять активное участие в подготовке юбилейного дня рождения Абрамова.
Продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству Ф.А.Абрамова.
Продолжать деятельность «Чтение с мамой».
Информационные ресурсы:
«От рождения до школы» Основная образовательная программа ДО под редакцией Н.Е Вераксы
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомство дошкольников с художественной литературой»
ЛатышинаД.И. «Традиции воспитания детей у русского народа» М., 2004.
Приложение:
Музыкально-дидактические игры:
Игра «Тройка»
Группа делится на две команды. Каждой команде демонстрируют три народных инструмента. Дети должны быстро найти по три признака сходства и различия этих инструментов.
Музыкально – имитационная игра «Лошадка»
Дети на народных инструментах (коробочка, копытца, бубенцы, ложки и др.) имитируют цоканье копыт лошадки, учитывая акустические свойства инструмента, наделяя звучащие образы конкретными характеристиками: молодая лошадь, старая лошадь, жеребёнок и т.д., создают различные звуковые картины (галоп, скачки, тройка и т.д.).
Подвижные игры:
«Волк и жеребята»
Из группы играющих выбираются волк и 2-3 лошади. Остальные дети изображают жеребят. Огораживают чертой поле – пастбище, на котором пасутся жеребята (лошади охраняют их, чтобы не ушли далеко от табуна). Очерчивают место для волка. Все становятся на свои места, игра начинается. Пасущиеся лошадки распростёртыми руками сгоняют в табун резвящихся и убегающих с пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры.
«Лошадки»
Играют в лошадок вдвоём: один - лошадка, другой – всадник. Лошадке надевают вожжи или можно использовать скакалку, всадник берется за концы и по сигналу всадника: «но!» бегают по площадке. На сигнал всадника «тпру» лошадь останавливается, затем дети меняются ролями.
Тематическая подборка игр и упражнений на тему «Лошадка»
Цель: Познакомить с особенностями внешнего вида и образа лошади. Обогащать активный словарь по теме. Учить детей путём несложных экспериментов выяснять свойства сахара и воды.
Учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст. Формировать устойчивые представления о цвете, положении в пространстве (на, за, перед, рядом), величине (высоко-низко, маленький-большой), скорости (быстро-медленно).
Совершенствовать навыки лепки, рисования цветными карандашами, наклеивания, конструирования.
Учить находить предмет, отличающийся от остальных.
Упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционное дыхание, чувство ритма, темпа.
Материал: игрушечные лошадки. Сундук, кубики и картинка с изображением табуна лошадей, кубики и бруски из строительного материала, лист бумаги с нарисованной лошадью без хвоста и гривы, коричневые карандаши, прищепки, силуэт лошадей без ног и хвоста, вырезанные из плотного картона. Стаканчики с водой. Чайные ложки. Кусковой сахар. Листы бумаги с нарисованной лошадью без хвоста и гривы, коричневые карандаши, вырезанные из цветной бумаги «сёдла», «всадники» и солнышки, клей, вырезанные из картона подковы, плотный силуэт лошадей со вставленными в отверстия нитями (грива и хвост). Солёное тесто, игрушечные молотки. Вырезанные из плотной бумаги подковы с отверстиями, пластмассовые болты из конструктора. Солёное тесто, маленькие счётные палочки зелёного цвета. Картинки с изображением подков с одной отличающейся от других. Силуэтные цветные картинки трёх лошадок разной величины, вырезанные из картона силуэтные картинки конюшен соответствующей величины с открывающимися дверцами. Аудиозаписи: «Едем-едем на лошадке», «Цок-цок», «Посмотрите на лошадку».
Задания:
- Послушайте звук и отгадайте, кто же спрятался в сундуке?
(Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт)
Цок-цок-цок-цок! Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!
-Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
-Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово!
«Чтобы у лошади не разбились о твёрдую дорогу копыта, придумали подковы. Подковы – это такая лошадиная обувь, которая прибивается гвоздями к копытам лошади. Подковать – значит прибить подкову.
(Дети вставляют «гвозди» (пластиковые шурупы из конструктора) в силуэтное изображение подковы из плотного картона с отверстиями).
Посмотри, как я красива. Хороши и хвост и грива.
Цок,цок,цок,цок! Я лошадка – серый бок!
- Покажите, где у лошадки голова, бок, хвост, грива, копыта. Назовите, что я показываю. (Ответы детей) Вот лошадка мама. А это её ребёнок – жеребёнок. Кто большой? Кто маленький?
(Дети сравнивают по величине размены трёх конюшен – большая, средняя, маленькая, затем лошадок отправляют в домики-конюшни в соответствии с размером их).
Из солёного теста дети лепят прямым раскатыванием колбаску. Загибают её в форме подковы, сверху прикладывают «гвозди» (шурупы из конструктора), которые забивают игрушечным молотком.
На картинке все подковы одинаковые, кроме одной. Найдите эту подкову. Не такую как все остальные. Чем она отличается от других подков? (Одна подкова другого цвета). Далее детям предлагается другой вариант, где одна подкова перевёрнутая.
-Раскатайте солёное тесто и придавите его так, чтобы получилась большая лепёшка. Это будет земля. Возьмите лошадок и походите ими по земле. Пусть ваши лошадки скачут так, чтобы на земле оставались их следы. Рассмотрите следы. Ваши лошадки долго скакали и захотели кушать. Возьмите зелёные палочки и воткните в землю – вырастет травка для лошадки.
(Под музыку «Еду-еду на лошадке») – Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта. (Показываю лошадку-качалку) На неё садятся сверху и раскачиваются. Давайте покачаемся на носках вперёд-назад, как будто на лошадке.
Бывают лошадки-скакалочки на палочке. Вот такие. Палочку ставя между ног и скачут. Давайте поскачем на палочках-лошадках. А можно играть в лошадок вдвоём. Берите скакалки и накидывайте вот так. (На грудь, концы под мышками) Один играющий лошадка, другой – всадник. Скажите «но», чтобы лошадка поехала. Скажите «тпру», чтобы лошадка остановилась.
-Поставьте перед лошадкой брусок. Пусть ваша лошадка перепрыгнет через него. А теперь рядом поставьте ещё брусок, а на него сверху другой. Прыгай, лошадка! Пусть ваша лошадка прыгнет высоко, а теперь низко. Как прыгала лошадка через заборчик? (Дети сравнивают высоко-низко)
- Дети, поставьте перед собой кубик, теперь возьмите в руки лошадку и поставьте её сверху на кубик, сзади за кубик, впереди перед кубиком, сбоку рядом с кубиком.
Цок-цок, цок-цок, вот лошадка идёт.
Вот лошадки побежали и копытца застучали.
Наши лошади устали, громко-громко закричали: и-го-го!
Вот поскакала лошадка быстро, а теперь медленно. А теперь скажем как лошадки: «Иго-го-о-о!»
(Под музыку «Посмотрите на лошадку» дети «скачут» игрушечной пластмассовой лошадкой друг другу по спинкам, ручкам и ножкам).
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни.(Показать ладони)
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперёд, передвигая пальцы)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок. Скачет резвый табунок!
(Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!» Поскакали далеко.
(Звукоподражание)
-Во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт.Язык должен быть широким. (Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной),
-«Скачет резвый табунок» - что за слово такое «табунок»? Табунок или табун – это компания лошадей, которые собрались вместе. Вот на картинке табун лошадей. Сколько лошадей в табуне?
-Дети, посмотрите, что забыл нарисовать художник у наших лошадок? Да, гриву и хвостик. А вы умеете их рисовать? А хотите научиться этому? (Показ способа рисования) Давайте ещё травку нарисуем, чтобы наша лошадка могла кушать. Каким карандашом будем рисовать траву? (Зелёным) А теперь давайте наклеим на рисунок седло. Вот такое седло есть у лошадки на спине. Оно называется седлом, потому что на него садятся, когда едут на лошади верхом. Кто же поедет на нашей лошадке? Наклейте всадника. А ещё наклеим солнышко, чтобы было нашей лошадке тепло и светло.
- С помощью прищепок сделайте лошадке хвост и ноги. Гриву делайте от уха до спины, а ноги – две впереди и две позади.
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
(Чтение сопровождается игровыми действиями: причёсывается шерстка «гладко», хвостик приглаживается гребешком). Гребешок – это вот такая расчёска без ручки и немного вытянутая. А что значит причешу «гладко»? «Гладко» - это как? (Ответы детей)
- Вытягивайте нити за узелки и делайте лошадке красивые хвост и гриву. Вот скачет наша лошадка быстро. А теперь медленно.
-Когда лошадка скачет быстро, хвост и грива у неё развеваются. Давайте подуем на хвост и гриву лошадки, чтобы они развевались. Старайтесь дуть, не надувая щёки.
-Вот здесь у меня то, что любят кушать лошадки. Вы знаете, что это? Это сахар. Возьмите в руки по кусочку. Какого сахар цвета? Какой сахар на ощупь? Сахар твёрдый. Попробуйте, какой он на вкус? Сладкий, вкусный. А что в стаканчиках? (Вода) Попробуйте её на вкус. У воды нет вкуса.А теперь положите в стаканчик с водой кусочек сахара и размешайте ложечкой. Поглядите в стаканчик. Куда подевался сахар? Сахар растаял, растворился в воде. Снова попробуем воду. Какой стала вода? Вода стала сладкой А почему вода стал сладкой? Что произошло с водой? Вода стала сладкой, потому что мы растворили в ней сладкий сахар.
Еле-еле-еле-еле закружились карусели
(Медленно идём по кругу, держась за обруч)
А потом-потом-потом (Немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (Бежим)
Тише-тише не спешите (Замедляется)
Карусель остановите. Стоп!
(Потом повторяется в другую сторону.
Конь меня в дорогу ждёт, (Руки за спиной сцеплены в замок)
Бьёт копытом у ворот, (Ритмичные поочерёдные поднимания согнутых коленях ног)
На ветру играет гривой пышной, сказочно красивой. (Покачивание головой)
Быстро я в седло вскочу, не поеду – полечу! (Подскоки на месте)
Цок-цок-цок, цок-цок-цок, (Руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой, помашу тебе рукой. (Подскоки на месте, машут рукой)
Занятие по развитию речи в старшей группе
«Знакомство с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова на основе произведения «О чём плачут лошади».
Цель: Воспитание интереса к творчеству Ф. А. Абрамова. Ответить на вопрос, заданный писателем в заглавии произведения.
Задачи:
-Познакомить с отдельными фактами биографии нашего земляка Ф.А.Абрамова.
-Развивать эмоциональное отношение к проблеме поднятой в произведении Абрамова «О чём плачут лошади».
-Уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми, развивать логическое мышление.
-Обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить давать полные ответы.
-Развивать умение координировать речь с движениями.
-Упражнять в звукопроизношении.
-Воспитывать чувство любви к малой родине.
-Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Здоровье сберегающие технологии:
-Дыхательная гимнастика «Грива вьётся на ветру…»
-Пальчиковая гимнастика «Эй, кузнец…»
Оборудование:
Презентация «Жизнь и творчество Ф.А.Абрамова», подборка иллюстраций «Роль лошади для народа», выставка «Всё – конь, всё – от коня», портрет моего деда на лошади, трафареты подков и стразы.
Предварительная работа: чтение произведений Ф.А.Абрамова, посещение библиотеки, ситуативные беседы, экскурсия «Улица деревянных коней», дидактические и подвижные игры в «Лошадки».
Словарная работа: писатель, земляк, тошно, выносливая, служит человеку.
Ход
Звучит песня «Хожу я по травке», дети входят в группу, здороваются, садятся на свои места.
Воспитатель: У каждого человека есть своя малая Родина, отчий дом, место, где он родился и вырос. Для нас с вами это место наш родной Пинежский край. Он славен богатством лесов, глубиной рек и озёр, а самое главное людьми, которые прославили наш русский север. Один из таких людей – писатель Ф.А.Абрамов. Сегодня мы вспоминаем его жизненный путь и поговорим о его творчестве.
(Слайд 1 – портрет Ф.А.Абрамова)
- Что вам известно об этом писателе? (Ответы детей)
-Кто был в Верколе, поднимите руку.
Слайды 2, 3,4,5
Сегодня я предлагаю вам отправиться по абрамовским местам. Представьте себе на минутку, что мы находимся на берегу речки Пинеги. На берегах её раскинулось множество старинных сёл и деревень. В одной из таких деревень с необычным названием Веркола 29 февраля 1920 года родился Ф.А.Абрамов.
В Пинеге как в зеркале
Отразилась Веркола,
Отразилась Веркола
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
Слайд 6
Поздно как-то, рано ли, но в семье Абрамовых появился сын. Прозвали его Фёдором .
Слайд 7
Отец – Александр Степанович - умер рано, маленькому Феде не было ещё и два года. Во главе семьи встала мать писателя – Степанида Павловна, а отца ему заменил старший брат – Михаил. Вот как вспоминает об этом Абрамов: «Мама моя, Степанида Павловна, неграмотная крестьянка, которая с трудом умела ставить три печатные буквы. Но крепкая, работящая женщина, рано овдовевшая, но которая твёрдой рукой повела нашу семейную ладью».
Слайд 8
Веркольскую школу закончил лучшим учеником.
Слайд 9
На следующий год был принят в Карпогорскую школу и через пять лет успешно её заканчивает.
Слайд 10
Потом поступает в Ленинградский университет на филологическое отделение. Но мирную учёбу прерывает Великая Отечественная война. «Многие друзья не вернулись с полей сражения – говорил Абрамов, но мне «повезло» - я остался живым. Дважды был ранен, испытал тяжесть блокадного Ленинграда.
После войны жил и работал в Ленинграде, много путешествовал, но душа и сердце его оставались в любимой Верколе.
Слайд 11
Вот в этом доме, который он построил сам. Обстановка в доме самая обычная – простая, деревенская, а из окна открывается прекрасный вид на Пинегу. «Запах родины… Благоухание родного воздуха…» Вот так выглядит «абрамовский угор» со стороны Пинеги.
Он так любил берёзы и космеи
И пинежский напевный говорок,
День ото дня сильнее и сильнее
Его тянуло на родной порог.
Слайд 12
Умер он 14 мая 1983 года, похоронили на угоре возле дома, в котором он жил.
Ф.А.Абрамов пишет о деревне, людях-тружениках, скромной северной природе.
Вспомните, какие рассказы написал Фёдор Абрамов?
Слайд 13
«Алые олени» - Что несут на рогах олени? Почему они алые
Слайд 14
«Где зима с весною встречаются?» - Какие здесь написаны рассказы?»
Слайд 15
«Ласточка», «Воробей»
Слайд 16
«О чём плачут лошади»
- Что заставляло героя приходить к лошадям? (Читаю текст: «Они волновали меня…до слов – травка попалась)
- Почему разговор в этот раз не состоялся между двух товарищей?
Перескажите кратко их разговор.
-Какую роль в деревне играла лошадь?
(Рассматривание иллюстраций на мольберте)
-На картинах многих русских художников мы можем видеть какую роль лошадь или конь играла для русского народа. (Ответы детей)
«Лошадь – сокровище. Главная опора и надежда для всей крестьянской жизни. Потому как без лошади – никуда: ни поле вспахать, ни в лес. Да и не погулять как следует»
- Как вы можете охарактеризовать лошадь? (Ответы детей: сильная, выносливая, она кормит, служит, любит хозяина)
-Конь – опора деревенской семьи, сокровище
- Как хозяин относился к лошади?
-Как живётся лошадям? (Тошно)
-Почему им тошно слушать о прежней жизни своих товарищей?
- Как изменилась жизнь лошадей в наше время и почему?
Читаю: «Рыжуха всё так же…. А что я мог ответить этим бедолагам?»
-Почему автор не сказал правды лошадям?
(Он не мог это сделать, думая, что не сказав правды, он облегчит жизнь лошадям, заставит их понять, что их по-прежнему ценят, уважают, любят. Но потом осознал, что изменить ничего нельзя, и он тоже в этом немного виноват).
-Итак, попробуйте теперь ответить на вопрос «О чём плачут лошади?»
(Лошади плачут об уходящем прошлом, о том, что их заменили железные кони, о том, что уже никогда не вернуть, как бы не хотелось.)
Читаю последний абзац произведения: « Всё моё существо, весь мой слух… до слов – которые были до сих пор»
-Как вы думаете, к чему может привести плохое отношение к животным?
-Что нужно сделать, чтоб животные не плакали?
- Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Рассказ Ф. Абрамова учит нас не только бережнее и заботливее относиться к беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.
Запряжём наших коней.
Физминутка (дети встают из-за столов)
Конь меня в дорогу ждёт (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьёт копытом у ворот (ритмично поднимают согнутую ногу в колене)
На ветру играет гривой (покачивание головой)
Пышной, сказочно красивой (наклоны в стороны)
Быстро на седло вскачу,
Не поеду, полечу (подскоки на месте)
Цок-цок-цок, цок-цок-цок (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой помашу тебе рукой. (машут рукой)
Артикуляционная гимнастика
- Как идёт сначала конь? (медленно цокают язычками, потом быстрее, переходим на галоп). Жарко стало лошадям, ветерок на них подует, им легче. (Делают глубокий вдох, затем медленно выдыхают).
Повторим шепотом скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит»
(дети читают с разной силой голоса и темпом чтения)
Воспитатель: (Обращаю внимание на выставку коней)
Конь красивое животное, без которого жизнь на Севере не жизнь. Даже сейчас бывает трудно обойтись без коня. Где мы встречаемся с конём? (Ответы детей)
- Конь – вершина дома, богатырь; гордый, могучий, являлся символом спокойствия, дружелюбия, если люди видят конька на крыше, они знают, что в этот дом можно войти, там радушно встретят и примут. Деревянный конь смотрел на ребёнка с крыши родного дома, про коня-богатыря пела ему мама, конём он украшал прялку , подросши, для своей суженой, с конём-игрушкой развлекался , даже в игре «Шахматы» есть конь. «Сделать ход конём» - говорят. «Всё – конь, всё – от коня» - говорил Абрамов.
Кто прочитает стишок А. Барто «Лошадка» (1 ребёнок – читает, 2 – качается на лошадке, 3 – скачет на палочке)
Заботливый хозяин своего коня подковывал. (Показываю подкову)
Мой дедушка служил в царской Армии драгуном и подковал коня у самого царя, Николая второго. (показ портрета), за это он получил вот такой рисунок коня с всадником, а лицо деда.
Пальчиковая гимнастика.
«Эй, кузнец, молодец захромал мой жеребец
Ты подкуй его опять. (Выполняют поочерёдно движение кулак-ладошка)
-Отчего не подковать: (Разводят руки в стороны)
вот гвоздь, вот подкова (Одна рука – кулак, другая – ладонь)
Раз – два и готово! (Стучат кулаком по ладошке, в конце выпрямляют ладошки вместе)
(Показываю подкову).
Подковой встречало почти каждое крыльцо. Давайте украсим подкову, повесим её дома на счастье.
(Дети проходят к столам, садятся и по своему выбору украшают подкову стразами, после выполненной работы, садятся на прежнее место)
Слайд 17
О чём бы я рассказал Ф. Абрамову, если бы он был жив? Какой бы радостью поделился?
Как увековечена память писателя-земляка Ф.А.Абрамова? (Библиотека имени Ф Абрамова, улица Ф.Абрамова, в Верколе есть музей Ф.Абрамова, по его произведениям ставят спектакли)
Я надеюсь, что вы полюбите творчество нашего северного писателя. Многому можно научиться у героев его произведений: доброте, щедрости, любви к Родине, трудолюбию, заботе о ближних.
Анкета для дошкольников
1.Река, на берегу которой родился Ф.Абрамов.
2.Дерево, которое растёт у его дома.
3. Деревня, в которой родился Ф.Абрамов.
4.Город, в котором он учился и работал.
5.Что несут на рогах алые олени?
6.Как Ф.Абрамов называет северное сияние?
7.Какое лекарство всё же вылечило больную бабу Маню?
8.Назовите имя конюха в рассказе «О чём лошади плачут».
Заключение:
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляли как в форме организованной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию, с задачами различных образовательных областей.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, различным природным явлениям и др. У детей появился интерес и к тому, что его окружает, к его «малой родине». Сформировались представления о том, что у него, его семьи и места проживания есть своя история. Дети познакомились с достопримечательностями своего села, пинежскими традициями, народным пинежским костюмом. Отношение у старших дошкольников становится более осознанным и активным. Данный проект реализован полностью.