ТБ-1. (Теоретический блок) |
Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного. 1. Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится, как правило, в форме множественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель. 2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спокойствие и ровная речь. 3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение. |
Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.
1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.
_____________________________________________________________
2. Молодость и природа ускорил__ мое выздоровление.
_____________________________________________________________
3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.
_____________________________________________________________
4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.
_____________________________________________________________
5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.
_____________________________________________________________
6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?
_____________________________________________________________
7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.
_____________________________________________________________
8. Исчез__ ревность и досада.
_____________________________________________________________
9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.
_____________________________________________________________
ТБ-2. (Теоретический блок) |
Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного. Определение, относящееся к существительным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Например: Дикий гусь и утка прилетели первыми. Если ясности нет, то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница. |
Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определения с существительными – однородными членами.
1. Реставрированн__ музей и картинная галерея открыты для посетителей.
_____________________________________________________________
2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.
_____________________________________________________________
3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.
_____________________________________________________________
4. Наш__ наука и культура нуждаются в государственной поддержке.
_____________________________________________________________
5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра вернулись из деревни.
_____________________________________________________________
6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.
_____________________________________________________________
7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.
_____________________________________________________________
ТБ-3. (Теоретический блок) |
Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного. Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы. Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой термины, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, существительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида. |
Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определяемое существительное в нужном падеже и числе.
1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).
_____________________________________________________________
2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).
_____________________________________________________________
3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).
_____________________________________________________________
4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).
_____________________________________________________________
5. Проект достаточно подготовлен с технической и организационной (сторона).
_____________________________________________________________
6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).
_____________________________________________________________
7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).
_____________________________________________________________