СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С.Лесков "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.С.Лесков "Левша"»

помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа,  подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей; увидеть авторское отношение к персонажу произведения; раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу; учить школьников анализу литературного произведения; выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством; вырабатывать навыки комментированного чтения.
  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа,

подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

учить школьников анализу литературного произведения;

выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;

вырабатывать навыки комментированного чтения.

« Объездил он все страны и везде через свою ласковость имел самые междуусобные разговоры со всякими людьми.»  « Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».  « Государь на всё это радуется».  «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».  «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».  «Пожалуйста, не порть мне политики».  «Вы есть первые мастера на всём свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».  « Государь так соображал, что нет англичанам равных в искусстве». « Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».   «…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».   « Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».  «…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: « Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».  « Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».

« Объездил он все страны и везде через свою ласковость имел самые междуусобные разговоры со всякими людьми.»

« Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

« Государь на всё это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всём свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

« Государь так соображал, что нет англичанам равных в искусстве».

« Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

« Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: « Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».

« Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».

 равнодушен к русским талантам, интерес к иностранному , бессмысленно тратит казну государства.
  • равнодушен к русским талантам,
  • интерес к иностранному ,
  • бессмысленно тратит казну государства.

патриот, прям и честен, справедлив, настойчив.
  • патриот,
  • прям и честен,
  • справедлив,
  • настойчив.

 Исследовательская работа Автор :  Измороина Анастасия 6 класс  Руководитель : Жарникова Эльвира Викторовна, учитель русского языка и литературы

Исследовательская работа

Автор : Измороина Анастасия 6 класс

Руководитель : Жарникова Эльвира Викторовна,

учитель русского языка и литературы

1.Изучение, осмысление и обобщение теоретических материалов. 2.Нахождение фактов в сказе Н.С.Лескова «Левша». 3. Выводы.
  • 1.Изучение, осмысление и обобщение теоретических материалов.
  • 2.Нахождение фактов в сказе Н.С.Лескова «Левша».
  • 3. Выводы.
Тема, взятая нами для исследования, кажется нам актуальной в связи с тем, что творчество Н.С. Лескова все больше вызывает интерес у читателей не только в России, но и за ее пределами. Писатель удивляет манерой письма, своеобразной стилистикой, особенности которой очень интересно исследовать.
  • Тема, взятая нами для исследования, кажется нам актуальной в связи с тем, что творчество Н.С. Лескова все больше вызывает интерес у читателей не только в России, но и за ее пределами. Писатель удивляет манерой письма, своеобразной стилистикой, особенности которой очень интересно исследовать.
   Цель: выявление возможности использования фактов окказионализмов в качестве основного художественно-изобразительного средства в сказе Н.С.Лескова «Левша», свидетельствующего о самобытности писателя;

  • Цель: выявление возможности использования фактов окказионализмов в качестве основного художественно-изобразительного средства в сказе Н.С.Лескова «Левша», свидетельствующего о самобытности писателя;
Найти окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша»  Провести словообразовательный анализ авторских слов  Определить их роль в тексте  Составить словарь окказионализмов.
  • Найти окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша»
  • Провести словообразовательный анализ авторских слов
  • Определить их роль в тексте
  • Составить словарь окказионализмов.
Окказионали́змы - мн. Слова, образованные в какой-либо определённый временной момент, применительно к какому-либо специальному случаю, как одна из разновидностей неологизмов( Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ) Окказионали́зм  — (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский  неологизм , созданный поэтом или писателем в соответствии с законами  словообразования  языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.(википедия)
  • Окказионали́змы - мн.
  • Слова, образованные в какой-либо определённый временной момент, применительно к какому-либо специальному случаю, как одна из разновидностей неологизмов( Современный толковый словарь русского языка Ефремовой )
  • Окказионали́зм  — (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский  неологизм , созданный поэтом или писателем в соответствии с законами  словообразования  языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.(википедия)
Окказионализмы авторские -разновидность неологизмов, созданных по нестандартным моделям:  магазинус  ( В . Шукшин) Окказионализмы- (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры: Умненькая учица,над столом склоненная, щурится, очкарица,вредница-ехидница.( А. Левин) (Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило)
  • Окказионализмы авторские -разновидность неологизмов, созданных по нестандартным моделям:  магазинус  ( В . Шукшин)
  • Окказионализмы- (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:

Умненькая учица,над столом склоненная,

щурится, очкарица,вредница-ехидница.( А. Левин)

(Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило)

 Укушетка Свистовые Долбица Аболон полведерский Мерблюзьи Керамиды Верояции Нимфозория Пубель Ногавки Тугамент Дансе Публицейские Буреметр Твердиземное море  мелкий микроскоп Пудинг студень фельетон клевета

  • Укушетка
  • Свистовые
  • Долбица
  • Аболон полведерский
  • Мерблюзьи
  • Керамиды
  • Верояции
  • Нимфозория
  • Пубель
  • Ногавки
  • Тугамент
  • Дансе
  • Публицейские
  • Буреметр
  • Твердиземное море

мелкий

микроскоп

Пудинг

студень

фельетон

клевета

Пубель - Скорее всего, слово «пубель» образовалось от двух слов: кобель и пудель. Семантически они довольно близки, так как слово кобель обозначает самца собаки, а пудель – породу. Мелкоскоп - Слово «мелкоскоп» могло произойти от слов : микроскоп (прибор для рассматривания объектов на клеточном уровне, широко используемый в биологии) и мелкий (т. е. маленький). Преламут - Слово преламут - результат совмещения двух близких по звучанию слов перламутр и преломлять (свет). Нимфозория - У меня возникло предположение, что возможно слово нимфозория – результат наложения слов инфузория и нимфа из-за их фонетического сходства. Инфузория (туфелька) – хорошо развитое одноклеточное животное, а нимфа – божество, олицетворяющее силы природы, невидимые человеческому глазу. Твердиземное - Возможно, тут упоминается Средиземное море, так как это море, буквально, расположено «среди земли», а слово твердь как раз можно истолковать, как земля.
  • Пубель - Скорее всего, слово «пубель» образовалось от двух слов: кобель и пудель. Семантически они довольно близки, так как слово кобель обозначает самца собаки, а пудель – породу.
  • Мелкоскоп - Слово «мелкоскоп» могло произойти от слов : микроскоп (прибор для рассматривания объектов на клеточном уровне, широко используемый в биологии) и мелкий (т. е. маленький).
  • Преламут - Слово преламут - результат совмещения двух близких по звучанию слов перламутр и преломлять (свет).
  • Нимфозория - У меня возникло предположение, что возможно слово нимфозория – результат наложения слов инфузория и нимфа из-за их фонетического сходства. Инфузория (туфелька) – хорошо развитое одноклеточное животное, а нимфа – божество, олицетворяющее силы природы, невидимые человеческому глазу.
  • Твердиземное - Возможно, тут упоминается Средиземное море, так как это море, буквально, расположено «среди земли», а слово твердь как раз можно истолковать, как земля.
Бюстры - в данном случае, слово бюстры – совмещение сходных по звучанию слов бюсты и люстры. Оба эти слова обозначают предметы, украшающие зал, и потому сходны семантически. Аболон Полведерский - это слово – намек на знаменитую статую, название которой – Аполлон Бельведерский. Здесь автор использовал перестановку букв в этих словах, чтобы добавить названию небрежную, простонародную нотку (полведра) Дансе - произошло от английского dance, что означает танец. Верояция - употреблено вместо слова вариация (форма танца). Возможно изменение корня произошло под влиянием слова повернуться, т.е. здесь имеется в виду поворот в сторону. Долбица умножения - в данном случае слово долбица произошло от слов таблица умножения и долбить.  Эти слова немного сходны и фонетически, и семантически, так как таблицу умножения нужно просто вдалбливать себе в голову.
  • Бюстры - в данном случае, слово бюстры – совмещение сходных по звучанию слов бюсты и люстры. Оба эти слова обозначают предметы, украшающие зал, и потому сходны семантически.
  • Аболон Полведерский - это слово – намек на знаменитую статую, название которой – Аполлон Бельведерский. Здесь автор использовал перестановку букв в этих словах, чтобы добавить названию небрежную, простонародную нотку (полведра)
  • Дансе - произошло от английского dance, что означает танец.
  • Верояция - употреблено вместо слова вариация (форма танца). Возможно изменение корня произошло под влиянием слова повернуться, т.е. здесь имеется в виду поворот в сторону.
  • Долбица умножения - в данном случае слово долбица произошло от слов таблица умножения и долбить. Эти слова немного сходны и фонетически, и семантически, так как таблицу умножения нужно просто вдалбливать себе в голову.
Н. С. Лесков используя в сказе слова-окказионализмы, преследует несколько целей:  1. Подчеркнуть значимость русских умельцев и их производства;   2. Обратить внимание на то, что русские могут делать не только не хуже, а даже лучше, чем заграничные мастера;   3. Показать необходимость решения проблемы с безграмотностью русского народа, а так же обеспечением хороших условий для труда. Все выше сказанное свидетельствует о самобытности таланта Н.С. Лескова, о стилистическом богатстве языка его произведений. Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка.
  • Н. С. Лесков используя в сказе слова-окказионализмы, преследует несколько целей: 
  • 1. Подчеркнуть значимость русских умельцев и их производства;
  •   2. Обратить внимание на то, что русские могут делать не только не хуже, а даже лучше, чем заграничные мастера;
  •   3. Показать необходимость решения проблемы с безграмотностью русского народа, а так же обеспечением хороших условий для труда.
  • Все выше сказанное свидетельствует о самобытности таланта Н.С. Лескова, о стилистическом богатстве языка его произведений.
  • Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка.
   Алексеев М.П. Проблема художественного перевода // Сборник трудов / Иркут. ун-т. - Иркутск, 1931. - Т.18, № 1. - С.143-196.  Словарь русского языка в четырёх томах. М., 1985 . Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 10 / 959. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы по русскому языку. М., 1959 Троицкий В.Ю. Лесков – художник. М.,Наука, 1974. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа. М., Наука, 1974.  Улуханов И. С. Словообразовательная семантика русского языка. М., Наука, 1977. http://ru.wikipedia.org/

 

  • Алексеев М.П. Проблема художественного перевода // Сборник трудов / Иркут. ун-т. - Иркутск, 1931. - Т.18, № 1. - С.143-196.
  • Словарь русского языка в четырёх томах. М., 1985 .
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
  • Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 10 / 959.
  • Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы по русскому языку. М., 1959
  • Троицкий В.Ю. Лесков – художник. М.,Наука, 1974.
  • Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа. М., Наука, 1974.
  • Улуханов И. С. Словообразовательная семантика русского языка. М., Наука, 1977.
  • http://ru.wikipedia.org/
Прочитать произведение Н.С. Лескова «Человек на часах»
  • Прочитать произведение Н.С. Лескова «Человек на часах»

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!