Конспект урока географии по теме: Основные этапы формирования земной коры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Цель: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы.
Задачи:Образовательная: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России.; научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа на территории страны в зависимости от тектонических структур. Развивающая: формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с картами (тектонической, геологической , физической)
Воспит-я: воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.
Оборудование:
Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица, презентация по теме «Формирование земной коры на территории России»
Ход урока
I.Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
-работа с картой «Минеральные ресурсы России»
III. Изучение нового материала Ребята! Перед тем как начать изучение нового материала давайте представим нашу планету в виде яйца. Скорлупа –земная кора, мантия –«белок», ядро – «желток. Скорлупа разрезана на разно размерные участки, а вещество «белка) постоянно движется. 1. Развитие земной коры Теория:
Учёные предполагают, что сначала образовалась древняя кора океанического типа. Затем стала формироваться земная кора материков. Их площадь постепенно увеличивалась. Древние литосферные плиты двигались, сталкивались друг с другом, при этом возникали складчатые горы суши.
Циклы, во время которых происходило формирование континентальной земной коры, называют эпохами складчатости. Выделяют следующие эпохи складчатости: Древнейшие, Байкальская, Каледонская, Герцинская, Мезозойская, Альпийская.
Образование платформ
Внешние силы постепенно выравнивали горные территории, и на их месте возникали платформы. Фундамент платформ состоит из разрушенных гор. При медленных опусканиях фундамента на его поверхности накапливались горные породы морского и континентального происхождения. Формировался осадочный чехол.
Плиты — части платформы с мощным осадочным чехлом.
Щиты — части платформы без осадочного чехла.
Платформы — крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании и осадочным чехлом поверх него.
Складчатые области — участки земной коры, в пределах которых слои горных пород смяты в складки. Это участки, на которых в разное время происходило активное горообразование.
В областях древней складчатости сформировались древние платформы, в остальных — молодые. На Земле насчитывается 11 крупных древних платформ. В пределах каждого материка лежит одна древняя платформа, а по краям находятся области более молодых складчатостей. Только Евразия имеет в своём составе 6 древних платформ, между которыми находятся складчатые области разного возраста.
Платформы находятся вдали от границ литосферных плит, поэтому они — более устойчивые участки земной коры, без землетрясений и вулканизма.
Образование горных массивов На границах схождения литосферных плит образуются горы: складчатые и глыбовые.
Пиренеи (складчатые горы)
Складчатые горы образуются в результате горообразования при смятии горных пород в складки. Характерны для областей кайнозойской складчатости. К ним, например, относятся горы Альпийско-Гималайского пояса, такие как Пиренеи, Альпы, Кавказ, Гималаи. Складчатые горы — молодые и высокие, имеют острые вершины и крутые склоны.
Западные Гаты (глыбовые горы)
Глыбовые горы — поднятия земной коры в виде горстов или куполов. Для них характерны плоские выровненные вершины. К глыбовым горам относятся Скандинавские горы, Урал, Куньлунь, Тянь-Шань, Западные и Восточные Гаты (Евразия); Драконовы горы (Африка); Большой Водораздельный хребет (Австралия).
Образование гор связано с подвижками в земной коре, поэтому часто сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями.
2. Литосферные плиты Теория:Литосферные плиты — крупнейшие устойчивые блоки земной коры, разделённые подвижными областями и гигантскими разломами. Литосферные плиты передвигаются по пластичному слою верхней мантии с малой скоростью (несколько сантиметров в год).
Платформы на территории России
Литосферные плиты на территории России Литосферные плиты имеют разные размеры. Границы литосферных плит не совпадают с очертаниями материков, проходят они на суше по горным поясам, в океанах — по срединно-океаническим хребтам. Литосферные плиты могут расходиться или сталкиваться.
При столкновении двух литосферных плит с материковой корой края этих плит сминаются в складки, и образуются горы. При столкновении литосферных плит, одна из которых — с материковой корой, а другая — с океанической, образуются глубоководные желоба и островные дуги.
При расхождении литосферных плит на суше образуются разломы (рифты). В океанах в зонах разломов поднимаются мощные потоки магмы, которая, застывая, наращивает края литосферных плит. Так, например, расширяется ложе Атлантического океана.
На границах литосферных плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов.
3. Летоисчисление
Теория:Облик поверхности Земли многократно менялся с момента её образования (4,6 млрд лет назад). За это время материки и океаны много раз поменяли свои размеры и очертания.
В геологическом развитии Земли учёными выделяются эры и периоды. Протяжённость эр составляет сотни миллионов и даже миллиарды лет. Эры, начиная с палеозойской, подразделяются на периоды.
Названия эр связаны с этапами развития жизни на Земле.
-Архей (от древнегреческого «археос» — древнейший, архаичный) — время древнейшей жизни;
-Протерозой (от древнегреческого «протерос» — первый, первичный) — время ранней жизни;
--Палеозой (от греческого «палеос» — древний) — время древней жизни;
-Мезозой (от древнегреческого «мезос» — средний) — время средней жизни;
-Кайнозой (от греческого «кайнос» — новый) — время новой жизни.
Окаменелые останки живых организмов находятся в осадочных породах определённого возраста.
Палеонтология — наука о вымерших организмах.
Благодаря остаткам живых организмов можно определить возраст горных пород.
IV. Закрепление
Назовите платформы на территории России
2. Складчатые области.
Работа с текстом учебника.
Что такое платформа?
Заполнить таблицу "Тектоническое строение территории России"
Платформы | Складчатые области | Щиты |
Русская | Байкальская | Балтийский |
Западно-Сибирская | Каледонская | Анабарский |
Сибирская | Герцинская | Алданский |
| Мезозойская | Воронежский массив |
| Кайнозойская | |
IV,Итог урока
-ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?
-что вы сегодня узнали?
-были ли такие вопросы, о которых вы уже знали ранее?
-что показалось легким? Сложным?
-с каким настроение вы покидаете кабинет?
V. Домашнее задание: Изучить материал и рассказать
VI. Выставление оценок за урок.