Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть – Цилемская средняя общеобразовательная школа им.М.А.Бабикова»
(МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова»)
СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по ВР __________ Ермолина О.С. « » 20 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Усть-Цилемская СОШ __________ Неустроева М.П им.М.А.Бабикова») « » 20 г |
Дополнительная образовательная программа
«НВП»
Срок реализации 1 – год
Возраст обучающихся 14 – 15 лет (8 класс)
Направленность: военно-патриотическая
Составитель: Серебренников Сергей Николаевич
Учитель физической культуры
с. Усть – Цильма
2023 год
Пояснительная записка.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы.
Реализация основных направлений программы «Начальная военная подготовка» позволит решить многие вопросы и проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, возрастет возможность к активному участию их в решении важнейших проблем общества, в том числе в воинской и в других, связанных с ней видах государственной службы.
В результате изучения программы учащиеся получат теоретические и практические навыки и научатся применять их на практике с целью: - формирования военно-профессиональной ориентации;
- формирования психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
- развития физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения воинского долга по вооружённой защите РФ;
- овладения знаниями в области НВП;
- освоения практических навыков в огневой, строевой, физической подготовке;
- формирования осознанного отношения к выбору профессии;
- содействия сохранению и укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры.
Формирование универсальных учебных действий:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь регулировать собственную деятельность, поведение;
- ставить и реализовывать свои цели;
- уметь преодолевать трудности;
- воспитывать силу волю;
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблему;
- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием материала гражданско - патриотического направления.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение сотрудничать с педагогом и в группе сверстников.
Личностные: - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- готовность и способность кадетов к нравственному и физическому самосовершенствованию, реализации творческого потенциала и познавательной активности;
- осознание себя членом коллектива, общества, государства;
- развитие самосознания, самоуважения, позитивной самооценки.
- будет сформулирована внутренняя позиция кадета на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты действительности и принятия образца «хорошего кадета»;
- будет развита широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- воспитание личности в целом (интеллектуальные, волевые, моральные и эмоциональные качества) осознание ценности соревнований детьми, как критерия спортивного достижения;
- установление своего «Я» в коллективе сверстников.
Методы обучения:
1) Обьяснительно – иллюстративный;
2) Исследовательский;
3) Практический;
4) Учебно-поисковый;
5) Проблемный.
Содержание программы «Начальная военная подготовка».
Содержание программы «Начальная военная подготовка» учитывает специфику состава кадет (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и др.). Эта программа помогает обучаемому оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения. Перспективным является использование современных образовательных технологий.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям ученика, а с другой стороны, предоставляет ему возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Количество часов
по предметам военной и специальной подготовки.
№ | Предметы обучения | Количество часов |
1 | Огневая подготовка | 10 |
2 | РХБЗ | 2 |
3 | Уставы ВС РФ | 1 |
4 | Строевая подготовка | 5 |
5 | Военная топография | 2 |
6 | Военно–медицинская подготовка | 1 |
7 | экскурсии | 2 |
8 | Физическая подготовка | 11 |
9 | итого | 34 часа |
Содержание учебной деятельности.
8 класс
Уставы ВС РФ (1 час):
Тема 1 - Дисциплинарный устав. Общие положения.
Строевая подготовка (5 часов):
Тема 1-3: Строевые приемы и движение без оружия. Тема 4-5: Строи подразделений в пешем порядке.
Огневая подготовка (10 часов):
Тема 1:-Техника безопасности. Тема 2--3: Материальная часть стрелкового оружия. Тема 4 -6:-Ведение огня из пневматической винтовки сиди с упора .Тема 7-8: Ведение огня из пневматической винтовки стоя с упора. Тема 9-10 : Ведение огня из пневматической винтовки лежа с упора.
Радиационная, химическая и биологическая защита (2 часа):
Тема 1 - 2: Индивидуальные средства защиты и пользование ими.
Военная топография (2часа):
Тема 1-2 : Местность, как элемент боевой обстановки.
Военно-медицинская подготовка (1 час):
Первая помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, отравлениях
Экскурсии к памятникам (2 часа)
Физическая подготовка (11 часов)
Медленный бег до 3 км по пересеченной местности., Метание гранаты., Прыжки в длину с разбега и с места., Бег на короткие дистанции., Выполнение норм ГТО.
Тематическое планирование для 8 класса
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | часы |
1 | Дисциплинарный устав. Общие положения. | Изучают основные положения дисциплинарного устава ВС РФ. | 1 |
2 | Экскурсия к памятникам | Изучают героические поступки наших военнослужащих | 1 |
3 | Строевые приемы и движение без оружия | Изучают определения строевого устава, обязанности солдат перед построением и в строю. Применяют их во время занятий по строевой подготовке, выполнения воинских ритуалов. | 1 |
4 | Строевые приемы и движение без оружия | Изучают порядок и правила выполнения команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять», «Головные уборы – одеть». | 1 |
5 | Строевые приемы и движение без оружия | Изучают порядок и правила выполнения строевой стойки, поворотов на месте, строевого и походного шага. | 1 |
6 | Строи подразделений в пешем порядке. | Изучают порядок и правила выполнения поворотов в движении. | 1 |
7 | Строи подразделений в пешем порядке. | Обучаются выполнению выхода военнослужащего из строя и подхода к начальнику, отхода от него | 1 |
8 | Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке. | Изучают назначение и боевые свойства автомата, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Проводят неполную разборку и сборку автомата, | 1 |
9 | Материальная часть стрелкового оружия | Изучают назначение и боевые свойства автомата, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Проводят неполную разборку и сборку автомата, | 1 |
10 | Материальная часть стрелкового оружия | Изучают назначение и боевые свойства автомата, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Проводят неполную разборку и сборку автомата, | 1 |
11 | Ведение огня из пневматической винтовки сидя с упора | Обучаются приемам и правилам стрельбы сидя с упора. | 1 |
12 | Ведение огня из пневматической винтовки сидя с упора | Обучаются приемам и правилам стрельбы сидя с упора. | 1 |
13 | Ведение огня из пневматической винтовки сидя с упора | Обучаются приемам и правилам стрельбы сидя с упора. | 1 |
14 | Ведение огня из пневматической винтовки стоя с упора | Обучаются приемам и правилам стрельбы стоя с упора. | 1 |
15 | Ведение огня из пневматической винтовки стоя с упора | Обучаются приемам и правилам стрельбы стоя с упора. | 1 |
16 | Ведение огня из пневматической винтовки лежа с упора | Практически выполняют упражнения стрельб из пневматической винтовки. | 1 |
17 | Ведение огня из пневматической винтовки лежа с упора | Практически выполняют упражнения стрельб из пневматической винтовки. | 1 |
18 | Индивидуальные средства защиты и пользование ими | Изучают назначение, основные части и защитные свойства фильтрующего противогаза и респиратора, порядок осмотра и пользования ими. Обучаются определять неисправности противогаза и респиратора, а также способы их устранения. Обучаются правильной укладке в сумку. Изучают приемы надевания противогаза на пораженного, применяют их во время занятий. | 1 |
19 | Индивидуальные средства защиты и пользование ими | Изучают назначение, основные части и защитные свойства фильтрующего противогаза и респиратора, порядок осмотра и пользования ими. Обучаются определять неисправности противогаза и респиратора, а также способы их устранения. Обучаются правильной укладке в сумку. Изучают приемы надевания противогаза на пораженного, применяют их во время занятий. | 1 |
20 | Местность, как элемент боевой обстановки | Узнают как использовать местность во время обороны и атаки. Разновидности местности. | 1 |
21 | Местность, как элемент боевой обстановки | Узнают как использовать местность во время обороны и атаки. Разновидности местности. | 1 |
22 | Первая помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, отравлениях | Изучают виды кровотечений, переломов, отравлений. Обучаются оказывать первую помощь при кровотечениях. Применяют их во время соревнований, | 1 |
23 | Медленный бег до 3 км по пересеченной местности. | Изучают правила бега на длинные дистанции, самоконтроль. | 1 |
24 | Обучение технике метания гранаты (500 грамм) на дальность. | Изучают технику безопасности при занятиях с учебной гранатой, укрепляют плечевой пояс, осваивают технику метания гранаты. | 1 |
25 | Закрепление техники метания гранаты (500 грамм) на дальность. | Повторяют технику безопасности при занятиях с учебной гранатой, укрепляют плечевой пояс, осваивают технику метания гранаты | 1 |
26 | Контроль техники метания гранаты (500 грамм) на дальность. | Повторяют технику безопасности при занятиях с учебной гранатой, укрепляют плечевой пояс, осваивают технику метания гранаты | 1 |
27 | Бег на короткие дистанции (30, 60 метров) | Изучают технику бега на короткие дистанции. | 1 |
28 | Прыжки в длину с разбега. | Изучают технику прыжка в длину с разбега. | 1 |
29 | Прыжки в длину с места. | Изучают технику прыжка в длину с места. | 1 |
30 | Прыжки в высоту с разбега. | Изучают технику прыжка в высоту с разбега | 1 |
31 | Выполнение норм комплекса ГТО. | Выполняют нормы комплекса ГТО на улице. | 1 |
32 | Выполнение норм комплекса ГТО. | Выполняют нормы комплекса ГТО в спортивном зале | 1 |
32 | Выполнение норм комплекса ГТО. | Выполняют нормы комплекса ГТО в спортивном зале | 1 |
33 | Экскурсия к памятникам | Изучают героические поступки наших военнослужащих | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Основная литература
Основы подготовки к военной службе : методич. материалы и документы : кн. для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чиненный. – Москва : Просвещение, 2003. – 190 с. – Текст : непосредственный.
Смирнов, А. Т. Основы военной службы : учеб. пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – Москва : Дрофа, 2004. – 240 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Современная начальная военная подготовка : учебно-методич. материалы / К. В. Даурцев, М. И. Дружинин, Д. В. Коринный [и др.]. – Москва : Вымпел-Каскад, 2018. – 551 с. – Текст : непосредственный.
Безопасность жизнедеятельности : плейлист. – Изображение. Устная речь : электронные // Galileo Info : информ.-образоват. канал на YouTube. – 22 видео. – URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpX49j9oKceC3cmAmit3OXjwhwrooO1wW (дата обращения: 14.12.2022).
Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9-е классы : учеб. в 2-х ч. / Т. В. Куличенко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.] ; под науч. ред. Ю. С. Шойгу. – Москва : Просвещение, 2022. – Текст : непосредственный.
Дополнительная литература
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2004. –224 с. – Текст : непосредственный.
Волков, Б. С. Психология подросткового возраста : учебник / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2020. – 266 с. : табл. – (Бакалавриат). – Текст : непосредственный.
Клюев, А. В. Основы военной службы. Тесты, практические задания. 10–11-е классы : учеб. пособие / А. В. Клюев. – Ростов-на-Дону : Легион, 2011. – 144 с. – Текст : непосредственный.
Патриотическое воспитание детей: (игры и программы) / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник» ; вып. 11). – Текст : непосредственный.
Равнение на победу : методич. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – Москва : ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. – (Серия «Б-чка для педагогов, родителей и детей» : прил. к журн. «Внешкольник» ; вып. 7). – Текст : непосредственный.
Чтобы памяти нить не прервать : пособие по проведению комплекса патриотических мероприятий / сост.: Н. В. Мазыкина, Г. Г. Журавлева. – Москва : Витязь-М, 2016. – 71 с. – (Методическое пособие для образовательных организаций : прил. к журн. «Дополнительное образование и воспитание»; № 3 (29) 2016). – Текст : непосредственный.
Шапкин, П. С. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в военных и спортивных клубах / П. С. Шапкин. – Москва : Правовая Россия, 2015. – 48 с. – Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы
План-конспект.ру: конспекты по военной подготовке : [сайт]. – URL: https://plan-koncpect.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОВС». 5–9-й класс / воспитатели: А. В. Бобров, А. А. Бяков, И. С. Маматов [и др.] ; АОУ «Удмуртский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Валентина Георгиевича Старикова». – Воткинс, 2021. – 103 с. – URL: https://ciur.ru/vtk/vtk_ksi/DocLib14/ООО/ВК/ВК_ОВС%205-9%20кл.pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный
Учебный центр : База знаний по военным дисциплинам : [сайт]. – URL: https://uchebniy-center.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
Швец, С. В. Геодезия. Топографические карты : учеб. пособие / С. В. Швец, В. В. Таран. – Mосква : МИИГАиК, 2015. – 64 с. – URL: https://www.miigaik.ru/upload/iblock/56a/56a895d28e0b96ebe6353337e5e69070.pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный.
Shooting-UA. Учимся стрелять: методика и техника подготовки стрелка : [сайт]. – URL: https://shooting-ua.com/control_On-Line.htm (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
Weapons-world.ru: энциклопедия вооружения «Мир оружия» : [сайт]. – URL: http://weapons-world.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные.
Приложение.
Неполная разборка - сборка автомата АК-74
Тест 1. Неполная разборка автомата АК-74
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Оружие на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия приступить» до доклада, обучаемого «Готово».
Порядок неполной разборки автомата:
1. Отделить магазин.
2. Проверить, нет ли патрона в патроннике.
3. Вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада.
4. Отделить шомпол.
5. Отделить дульный тормоз - компенсатор.
6. Отделить крышку ствольной коробки.
7. Отделить возвратный механизм.
8. Отделить затворную раму с затвором.
8. Отделить затвор от затворной рамы.
10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 15 с. |
2. | 8 баллов | 17 с. |
3. | 6 баллов | 19 с. |
Тест 2. Сборка автомата АК-74 после неполной разборки
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Сборка оружия после неполной разборки: оружие разобрано, части и механизмы аккуратно разложены на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды «К сборке оружия приступить» до доклада, обучаемого «Готово». Сборка автомата после неполной разборки производится в обратной последовательности.
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 25 с. |
2. | 8 баллов | 27 с. |
3. | 6 баллов | 32 с. |
Тест 3. Снаряжение магазина к АК-74 патронами
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
Обучаемый находится перед подстилкой, на которой разложены магазины, учебные патроны.
Время отсчитывается от команды руководителя «К снаряжению магазина приступить» до доклада обучаемого «Готово»
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 33 с. |
2. | 8 баллов | 38 с. |
3. | 6 баллов | 43 с. |
Выполнение норматива по РХБЗ
Тест 1. Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза
Рекомендации к выполнению контрольного норматива:
По команде руководителя «Защитный костюм надеть! Газы!» участники начинают надевать ОЗК в виде комбинезона и противогаз.
ОЗК находится в походном положении. Противогаз - в противогазной сумке. Сумка надета на участника конкурса.
Отсчет времени начинается после команды судьи: «Защитный костюм надеть! Газы!».
Порядок выполнения норматива:
- снять сумку с противогазом, снаряжение;
- надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать тесьму на брючном ремне;
- надеть плащ в рукава;
- продеть концы держателей в рамки внизу плаща и закрепить в рамках держателей;
- застегнуть центральные отверстия на центральный шпенёк сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепить их закрепкой;
- застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую;
- держатели трех шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками;
- застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями;
- застегнуть полы плаща, оставив не застёгнутыми два верхних шпенька;
- надеть поверх плаща сумку для противогаза. Перевести в «боевое» положение противогаз;
- надеть противогаз;
- надеть капюшон плаща на защитную шлем-маску противогаза, застегнуть два верхних шпенька;
- завернуть рукава плаща, достать из чехла и надеть перчатки; опустить низки рукавов плаща на краги перчаток, надеть петли на большие пальцы;
- сделать шаг в перед, поднять руку в верх.
Снимаются средства индивидуальной защиты только по команде судьи: «Защитный комплект снять!».
Критерии оценивания:
№ п/п | Баллы | Время выполнения норматива |
1. | 10 баллов | 4 мин 35 секунд |
2. | 8 баллов | 5 мин |
3. | 6 баллов | 6 мин |
Ошибки, снижающие оценку на один балл |
4. | - 1 балл | | надевание защитных чулок производилось с застегнутыми хлястиками |
5. | - 1 балл | | неправильно застегнуты борта плата или не полностью надеты чулки |
6. | - 1 балл | | не закреплены закрепками держатели шпеньков или не застегнуты два шпенька |
7. | - 1 балл | | при надевании плаща в виде комбинезона, снаряжение и противогаз не надеты поверх защиты |
8. | - 1 балл | | неправильное снятие средств индивидуальной защиты |
Ошибки, при которых норматив считается не выполненным |
9. | | | при надевании повреждены средства защиты |
10. | | | допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску |
11. | | | не полностью ввернута (навинчена) противогазовая коробка (дополнительный патрон, гайка соединительной трубки) |
Нормативы по физической подготовке
№ | нормативы | пол | оценка |
5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30 м (сек) | М | 4,8 | 5,1 | 5,4 |
Д | 5,1 | 5,6 | 6,0 |
2 | Бег 60 м (сек) | М | 9,0 | 9,7 | 10,5 |
Д | 9,7 | 10,4 | 10,8 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | М | 190 | 180 | 165 |
Д | 175 | 165 | 156 |
4 | Прыжок в длину с разбега (см) | М | 380 | 350 | 320 |
Д | 350 | 310 | 260 |
5 | Прыжок в высоту с разбега (см) | М | 120 | 115 | 110 |
Д | 105 | 100 | 90 |
6 | Метание гранаты (500 гр) (м) | М | 25 | 23 | 20 |
Д | 15 | 13 | 10 |