Нарисованная математика или метод «интеллект-карт».
На сегодняшнюю ситуацию в сфере образования активно влияют ускоренные темпы развития общества. Перед современной школой стоят новые задачи - воспитать личность, которая умеет делать выбор, эффективно использовать все доступные ей ресурсы, использовать теорию на практике, активно включаться в любой вид деятельности, стремится к самореализации, самостоятельности, инициативе.
В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции школьника. Обучающимся надо много знать и многое помнить, с каждым днем все больше и больше. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Поэтому, чтобы не утонуть в море этой информации, необходимо уметь ее эффективно анализировать, усваивать и запоминать.
Существуют интересные способы упорядочения знаний и информации, которые активно используют во всем мире. К таким способам относится методика mind maps. В переводе с английского mind означает «ум», а maps – «карты». На русский язык можно перевести как «карты разума», «интеллект-карты», «карты сознания», «ментальные карты», «карты памяти», «карты представлений» и т.д.
В начале 70-х годов прошлого века британский психолог Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал методику запоминания, творчества и организации мышления, которую и назвал «mind maps».
В разных источниках по-разному дается определение что же такое интеллект-карты.
Интеллект - карты – это графическое выражение…
Интеллект – карты – это мощный визуальный метод…
Интеллект – карты – это инструмент…
Я для себя выбрала следующее:
Интеллект-карты – технология изображения информации в графическом виде.
Давайте рассмотрим стандартные способы записи информации. Это текст, таблица, список, графики и диаграммы. Это, конечно, проверенные временем формы записи недостатков, но они имеют ряд недостатков:
Трудно запомнить информацию. Привычные нам конспекты представляют собой исписанные друг от друга ничем не отличающиеся листы бумаги. Из-за такого однообразия теряется острота внимания. В результате этого снижается объем запоминаемой информации.
Временные потери. Достаточно большое количество времени расходуется на запись, на прочтение и на поиск необходимой информации.
Отсутствие творчества. Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.
Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: целостность восприятия, воображение, пространственную ориентацию, восприятие цвета и чувство ритма.
Процесс рисования сам по себе уже творческий процесс. А здесь он соединяется с математическим творчеством. Математика- это креативная наука. Но обучающиеся не хотят поверить в это. Для многих математика является сложным нелюбимым предметом. И вдруг им предлагают порисовать на уроке математики. Начинается процесс созидания. Открываются творческие способности обучающихся, которые, возможно, не проявлялись в математическом мышлении, но могут проявляться в чувствах, в общении, в художественной одаренности, в присутствии вкуса, в наличии внутренней культуры человека. Более того, идет процесс развития этих способностей обучающихся.
Ребята создают ителлект-карты легко, получая при этом удовольствие от творчества. Они тратят меньше времени, чем тратили бы на конспектирование обычным текстом. Им легче воспринимать и запоминать информацию, которая структурно и наглядно представлена на одном листе.
Интеллект-карты отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями.
При их создании ребята записывают информацию, запоминают ее, развивают мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память. При этом задействуют весь потенциал своего мозга.
Я использую метод интеллект-карт и на уроках алгебры, и на уроках геометрии, и на уроках подготовки к государственной итоговой аттестации.
Например, при подготовки к единому государственному экзамену и одновременно при обобщении темы «Производная» ребятами были созданы вот такие интеллект-карты:



На уроке геометрии при обобщении темы «Четырехугольники» восьмиклассниками были составлены следующие интеллект-карты:


Ребята с удовольствием работают над созданием интеллект-карт. В дальнейшем они используют их при подготовке к теоретическим зачетам, к экзаменам.
Научившись создавать интеллект-карты на уроках математики, они успешно их создают и на других уроках для запоминания материала.
При составлении интеллект-карт мы придерживаемся определенных правил:
1. Бумагу берем белую, нелинованную, формата А4. Лист располагаем горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
2. Слова располагать на веточках. Это делает карту более наглядной. На одной ветке можно писать только одно или два слова. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Лучше писать печатными буквами, тем самым экономим время на прочтение.
3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
4. Для выделения блоков информации используем разные цвета, картинки. Что позволяет намного быстрее запоминать информацию.
5. Используем различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной.
Работаем над интеллект-картами как в одиночку, так и в группах.
Хочу отметить, что не все обучающиеся могут грамотно составить интеллект – карту в силу различных когнитивных затруднений. Но, работая в группе, ребята дополняют друг друга, учатся друг у друга. Метод интеллект - карт как нельзя лучше подходит для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Также интеллект-карты учитель может использовать при проверки знаний как рабочие листы, предназначенные для заполнения обучающимися. Они могут содержать уже готовую структуру, которую необходимо заполнить. Такие листы называют концептуальными картами Concept Map.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:
задействовать оба полушария головного мозга;
развивать креативность обучающихся;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт;
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
улучшать все виды памяти обучающихся;
ускорять процесс обучения;
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
выявлять причины когнитивных затруднений;
корректировать знания обучающихся.