СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народные промыслы. Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация познакомит учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно - прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

Просмотр содержимого документа
«"Народные промыслы. Хохлома"»

Тема урока «Золотая хохлома»

Тема урока «Золотая хохлома»

Из истории Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое  старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна  занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и  даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу.  Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.  Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Из истории

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое

старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна

занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды

и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и

даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу.

Огромным спросом пользовалась их

деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.

Золотая хохлома развозилась по всей России.

Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Процесс изготовления Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Мужчины точили из липы заготовки белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной-  вапили , потом натирали серебристым порошком-  лудили . Вот по этой блестящей,  как металл. Поверхности и делали  роспись. Чтобы золотом загорелся узор,  покрывали его алифой или лаком и ставили в горячую печь. Закалится лак  до желтого цвета - и вспыхнет под ним  блестящий фон. Чем не золото?

Процесс изготовления

Процесс изготовления хохломы

сложен и интересен.

Мужчины точили из липы заготовки белые,

звонкие; женщины их грунтовали глиной-

вапили , потом натирали серебристым

порошком- лудили . Вот по этой блестящей,

как металл. Поверхности и делали

роспись. Чтобы золотом загорелся узор,

покрывали его алифой или лаком и

ставили в горячую печь. Закалится лак

до желтого цвета - и вспыхнет под ним

блестящий фон. Чем не золото?

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится  золотым.  Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастер позаимствовали у иконописцев.

И только теперь за работу берётся

красильщик. Когда изделие расписано,

его покрывают несколькими слоями

лака-олифы и закаливают в печи при

высокой температуре. Под плёнкой

закаленного лака всё, что было в

росписи серебряным, становится

золотым.

Так хохлома становится сначала

деревянной, «глиняной»,

«серебряной» и, наконец, «золотой».

Этот секрет золочения мастер

позаимствовали у иконописцев.

Виды росписи Верховая  Роспись «травка» создается на серебристом фоне.  Под фон   Золотые листья на черном или красном фоне. Сначала мастер делает рисунок и заполняет фон черной или красной краской, а серебряные лепестки украшает жилочками – штрихами и ажурными завитками.

Виды росписи

Верховая

Роспись «травка» создается

на серебристом фоне.

Под фон

Золотые листья на черном или красном фоне. Сначала мастер делает рисунок и заполняет фон черной или красной краской, а серебряные лепестки украшает жилочками – штрихами и ажурными завитками.

Мотивы хохломской росписи  Главный мотив хохломской росписи - травка - узор из тонких стеблей, листочков, цветов, ягод. Все элементы орнамента кудрятся и выполняются в ритмической последовательности.

Мотивы хохломской росписи

Главный мотив

хохломской росписи -

травка - узор из

тонких

стеблей, листочков,

цветов, ягод. Все

элементы орнамента

кудрятся и

выполняются в

ритмической

последовательности.

 Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, смородинку, крыжовничек, рябинку. Называют они ягоды ласково. И никогда даже один мастер не напишет их одинаково: чуть- чуть изменит очертание листа, иначе изогнет веточку, разбросает цветы и ягоды- и вот мотив заговорит по другому по новому.

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, смородинку, крыжовничек, рябинку. Называют они ягоды ласково. И никогда даже один мастер не напишет их одинаково: чуть- чуть изменит очертание листа, иначе изогнет веточку, разбросает цветы и ягоды- и вот мотив заговорит по другому по новому.

Основные цвета росписи Красный Желтый Черный Зеленый

Основные цвета росписи

Красный

Желтый

Черный

Зеленый

Практическое задание : 1. Придумать интересную форму предмета и расписать его орнаментом. 2. Выполнить роспись по шаблону.

Практическое задание :

1. Придумать интересную форму предмета и расписать его орнаментом.

2. Выполнить роспись по шаблону.

Вопросы на закрепление знаний 1.Какие цвета используют мастера? Красный , черный , совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. 2.Какие узоры вы видите на посуде? Листики, ягодки, завитки, точечки. 3. А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? У природы - веточки, листки, травка. 4. Из чего изготавливали посуду для дальнейшей росписи? Из дерева.

Вопросы на закрепление знаний

1.Какие цвета используют мастера?

Красный , черный , совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

2.Какие узоры вы видите на посуде?

Листики, ягодки, завитки, точечки.

3. А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

У природы - веточки, листки, травка.

4. Из чего изготавливали посуду для дальнейшей росписи?

Из дерева.

вывод

вывод

вывод  Среди всего разнообразия традиционной русской деревянной посуды хохломская - самая нарядная. Никакая другая не сравнится с ней в праздничном великолепии. Вместе с этими прекрасными изделиями хохломских мастеров входит в наш дом красота.

вывод

  • Среди всего разнообразия традиционной русской деревянной посуды хохломская - самая нарядная. Никакая другая не сравнится с ней в праздничном великолепии. Вместе с этими прекрасными изделиями хохломских мастеров входит в наш дом красота.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!