НРК (всего – 14 ч)
Тема: «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Пояснительная записка
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников патриотизма, национального самосознания, духовности и культуры, «чувства историзма».
Предлагаемая тема «История русского языка» в своей основе направлена на языковое развитие, на формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как исторически развивающейся системе, на нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации — на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей очень актуально и важно.
Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, что позволит успешно осваивать программу старшей школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом).
Развивающий, деятельностный характер изучения «История языка» усиливает в базовом содержании образования по русскому языку его практическую направленность.
.
Основными целями преподавания истории языка в рамках работы с учащимися являются следующие:
- познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке,
- усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли,
- формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.
Основными формами учебно-воспитательной работы, помогающими существенно обогатить содержание преподавания по истории языка, являются следующие:
- использование иллюстративного материала
- краеведческая работа,
- участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности.
Содержание
1. Славянская азбука. Азбучный имяслов.
. История русского письма:
а) реформа в области русского алфавита;
б) происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)
2. Современные приметы старинных слов
3. Фонетические процессы в области согласных звуков
4.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.
Кальки - особый вид заимствования
5. Этимологизация новых слов.
Этимологические дублеты.
Народная этимология и этимологические ошибки.
6. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.
История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.
История падежных форм имён существительных.
Утрата звательной формы и двойственного числа.
Раздел
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Знания, умения, навыки
(Компетенции)
|
I. Графика и орфография
|
1. Славянская азбука.
Азбучный имяслов.
2. История русского письма:
а)реформа в области русского алфавита;
б)происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)
|
2
|
Уметь объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой.
Различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. Уметь читать буквы кириллицы. Знать о происхождении церковнославянского языка и его роли. Знать историю некоторых древнерусских букв, уметь читать слова с этими буквами.
|
|
3.Из истории падежей
Утрата звательной формы и двойственного числа.
|
1
|
1. Знать историю склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.
2. История падежных форм имён существительных.
|
II. Фонетика
|
-
4.. Современные приметы старинных слов
- История буквы ять
|
1
1
|
Знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.
Знать приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов.
Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногласием, находить исторические параллели таких слов.
Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческими чередованиями.
Уметь записывать слова в фонетической транскрипции.
|
Развитие речи
|
- 6. Публичное выступление по истории родного края
-
|
1
|
|
|
- 7. Урок-посвящение к юбилею Ломоносова
-
|
1
|
|
|
- 8. Московская норма произношения
|
1
|
|
III. Лексика и этимология
Развитие речи
|
9. Живое слово В.И.Даля
10.Новогодний урок-сюрприз
11.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.
12.Как говорят в моей семье
13.Ошибки диалектного происхождения
Этимологизация новых слов.
|
1
1
1
1
1
|
Знать основные иноязычные аффиксы.
Уметь объяснить значение заимствованных лингвистических терминов.
Уметь определять внутреннюю форму слова с точки зрения семантики.
|
IV. Морфология
Существительное
|
14. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.
15. История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.
. История падежных форм имён существительных.
(резервный урок)
|
1
1
|
Знать классификацию частей речи в древнерусском языке.
Знать происхождение названий русских падежей.
Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний. Усваивать навыки проверки окончаний имени существительного родительного падежа множественного числа (обращение к словарю).
литературы. Уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы имен прилагательных.
|
|
|
|
|
- О.Н.Зайцева «Уроки истории русского языка в школе» «Вербум», 2005 г
- Н.М.Шанский «В мире слов», М., 2000
- Толковый словарь В.И.Даля , М.,«Эксмо», 2008
- Словарь иностранных слов
Просмотр содержимого документа
«Национально-региональный компонент "История языка".Планирование уроков.»
НРК (всего – 14 ч)
Тема: «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Пояснительная записка
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников патриотизма, национального самосознания, духовности и культуры, «чувства историзма».
Предлагаемая тема «История русского языка» в своей основе направлена на языковое развитие, на формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как исторически развивающейся системе, на нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации — на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей очень актуально и важно.
Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, что позволит успешно осваивать программу старшей школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом).
Развивающий, деятельностный характер изучения «История языка» усиливает в базовом содержании образования по русскому языку его практическую направленность.
.
Основными целями преподавания истории языка в рамках работы с учащимися являются следующие:
познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке,
усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли,
формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.
Основными формами учебно-воспитательной работы, помогающими существенно обогатить содержание преподавания по истории языка, являются следующие:
использование иллюстративного материала
краеведческая работа,
участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности.
Содержание
1. Славянская азбука. Азбучный имяслов.
. История русского письма:
а) реформа в области русского алфавита;
б) происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)
2. Современные приметы старинных слов
3. Фонетические процессы в области согласных звуков
4.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.
Кальки - особый вид заимствования
5. Этимологизация новых слов.
Этимологические дублеты.
Народная этимология и этимологические ошибки.
6. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.
История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.
История падежных форм имён существительных.
Утрата звательной формы и двойственного числа.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Знания, умения, навыки (Компетенции) |
I. Графика и орфография | 1. Славянская азбука. Азбучный имяслов. 2. История русского письма: а)реформа в области русского алфавита; б)происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.) | 2 | Уметь объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой. Различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. Уметь читать буквы кириллицы. Знать о происхождении церковнославянского языка и его роли. Знать историю некоторых древнерусских букв, уметь читать слова с этими буквами. |
| 3.Из истории падежей Утрата звательной формы и двойственного числа. | 1 | 1. Знать историю склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей. 2. История падежных форм имён существительных. |
II. Фонетика | 4.. Современные приметы старинных слов История буквы ять | 1 1 | Знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке. Знать приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов. Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногласием, находить исторические параллели таких слов. Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческими чередованиями. Уметь записывать слова в фонетической транскрипции. |
Развитие речи | 6. Публичное выступление по истории родного края -
| 1 | |
| 7. Урок-посвящение к юбилею Ломоносова -
| 1 | |
| 8. Московская норма произношения | 1 | |
III. Лексика и этимология Развитие речи | 9. Живое слово В.И.Даля 10.Новогодний урок-сюрприз 11.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы. 12.Как говорят в моей семье 13.Ошибки диалектного происхождения Этимологизация новых слов. | 1 1 1 1 1 | Знать основные иноязычные аффиксы. Уметь объяснить значение заимствованных лингвистических терминов. Уметь определять внутреннюю форму слова с точки зрения семантики. |
IV. Морфология Существительное | 14. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке. 15. История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей. . История падежных форм имён существительных. (резервный урок) | 1 1 | Знать классификацию частей речи в древнерусском языке. Знать происхождение названий русских падежей. Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний. Усваивать навыки проверки окончаний имени существительного родительного падежа множественного числа (обращение к словарю). литературы. Уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы имен прилагательных. |
| | | |
О.Н.Зайцева «Уроки истории русского языка в школе» «Вербум», 2005 г
Н.М.Шанский «В мире слов», М., 2000
Толковый словарь В.И.Даля , М.,«Эксмо», 2008
Словарь иностранных слов