Автор: Исаков Рахат
студент 1 курса
гр.нПВ-15
КГКП « Житикаринский
политехнический колледж»
Научный руководитель
Гупенко Айша
Бакитжановна
преподаватель истории
На пути обретения независимости
Аннотация
Не за горами 25- летие независимости Казахстана. И чем ближе эта дата, тем более мы размышляем над новейшей историей нашей страны, осмысливаем пройденный нами путь. И этот труд души и сердца нам необходим, чтобы двигаться вперед. И этот труд проделывают наши жители – патриоты своей страны, кому дорога Родина и будущее страны.
На протяжении длительного процесса развития человечества было множество кровопролитных войн, охватывающих обширные регионы и обычно вносящих поправки на карте мира. В конце XX века карта мира резко изменилась. Причиной тому послужил распад гигантской империи- СССР, на обломках которой образовались пятнадцать новых независимых государств. Одно из них - Республика Казахстан, расположенная в самом центре Евразийского материка. Отдельные мировые политики расценили это событие как естественную победу наций, на протяжении многих веков находившихся под гнетом тоталитарного режима и теперь устремившихся к независимости. Однако они считали, что для становления и развития вновь образованных молодых государств, присоединения их к мировому сообществу необходимо, по крайней мере - лет пятьдесят. Они сомневались в том, что страны, испытавшие колониальный гнет на протяжении нескольких веков, утратившие признаки государственной самостоятельности, имеющие разрушенные за семьдесят лет господства командно- административной системы политические и экономические рычаги управления обществом, смогут быстро войти в мировое сообщество. Но все это было опровергнуто поступательным движением нового государства- Республики Казахстан, которое стало новым явлением в развитии мировой цивилизации. Сегодня Казахстан – это страна, играющая влиятельную роль при обсуждении и решении не только региональных, но и мировых проблем в условиях глобализации. Политики всего мира обращают пристальное внимание на научно- обоснованную стратегию Президента Н.А. Назарбаева « Казахстан-2030». За 25 лет создано новое государство, которое имеет собственные институты власти и является влиятельным членом мирового сообщества, где гарантированы его безопасность и независимость, так как в Казахстане заложен прочный фундамент демократического пути развития на основе преобразования государственных и политических структур управления. За 25 лет полностью изменилась внутренняя экономическая система страны: сформированы рыночные отношения и институты, которые ни в чем не уступают развитым цивилизованным государствам. На основе этого Казахстан стал страной занимающей свое собственное место в мировой экономике. В течение 25 лет было построено открытое общество, в котором утвердились демократические институты, защищающие на основе Конституции права и свободы человека и гражданина. Выросло новое поколение казахстанцев, которое избавлено от жестоких оков бывшей тоталитарной идеологии и уважает подлинные идеологические ценности и цели. За 25 лет проделана огромная работа в направлении роста национального самосознания, уважения богатых исторических и национальных традиций, знакомства всего мира с демократическими традициями казахского народа, соединения его богатого духовного наследия с мировой цивилизацией и интеллектуальной элитой, связывания ценностей традиционной культуры народов Казахстана с ценностями либерально- демократического общества. Казахстан, который является единственной родиной казахского народа и других этносов, проживающих на его территории, показал всему миру яркий пример мирного сосуществования народов и сохранения духовного и общественного согласия, сотрудничества, проявления заботы о гармоничном развитии различных национальных культур и межконфессиональных отношений в республике.
Все проводимые в Казахстане реформы были социально ориентированы, что позволило избежать крупных политических катаклизмов, которые произошли в других странах, ставших на реформенный путь. С существенной стабилизацией экономики, развитием пенсионной реформы, консолидации банковской системы и улучшением собираемости налогов повысился международный рейтинг Казахстана. Республика стала играть ведущую роль в Центрально- Азиатском регионе. Благополучная экономическая и политическая обстановка в республике позволило увеличить долю иностранных инвестиций в экономику страны. Что по данным Европейского банка реконструкции и развития, вывело Казахстан на первое место во всем постсоветском пространстве.
Достижения двадцатипятилетия независимости республики можно выразить простыми понятиями: эффективная экономика, либеральное общество и национальная безопасность. Широко известны строки русского поэта Ф. Тютчева: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". И эти слова словно сейчас адресованы нам всем. В действительности, мы живем в то время, когда мир претерпевает кардинальные изменения, и особенно на постсоветском пространстве. И повезло народу Казахстана, что в столь значимое историческое время и в его исторической судьбе на политическую арену вышел такой лидер, как Нурсултан Назарбаев.
16 декабря 1991 года Президент Назарбаев, действуя по зову разума, руководствуясь стремлением обратить общественную свободу во благо казахстанцев, подписал Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". Этот день вполне достоин рассматриваться, как великий день в истории нашего государства, нашего народа. Были ли легкими шаги на этом пути? Нет, конечно. Говоря словами самого Президента, чтобы успешно пройти этот нелегкий путь, сначала нужна была "Дорожная карта". Так родился новый документ – Стратегия "Казахстан – 2030". Он создал парадигму развития страны, вывел ее из категории сохранения в категорию ускоренного прогресса. Стержнем этого пути стали семь долгосрочных приоритетов, реально претворенных в жизнь за последние двадцать пять лет. И Казахстан все их осуществляет эволюционным путем. Для этого потребовалось мудрое руководство, четкая политика, ясное осмысление, и все это исходило от лидера нации, наш Президент с самого начала правильно выбрал "Дорожную карту" развития и становления молодого суверенного государства. И в своем выступлении во время президентской инаугурации одиннадцатого января 2006 года Нурсултан Абишевич с чувством удовлетворения уже отметил: "Мы сумели выполнить три важнейшие задачи: создали свою государственность, сформировали успешно развивающуюся в мире экономику, реально подняли благосостояние народа".
Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося на территории республики. После распада СССР Казахстан приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая (всего 1400 боеголовок). Кроме них на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95, МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары -Өзек). Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана, как плюсы, так и минусы.
К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное оружие – показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать «козырной картой» в политических переговорах с Западом. Кроме того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии, но и в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай.
Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование, связанное с ракетно - ядерным комплексом, было не под силу экономике Казахстана.
Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во- вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь США, обеспокоенных судьбой ядерного оружия.
В мае 1992 года Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США обеспечить безопасность Казахстану, и обязался вывести в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках.
В мае 1995 года последние ядерные боеголовки были вывезены с территории Казахстана. Казахстан де–факто стал безъядерным государством.
29 августа 1991 года Президент Казахстана подписал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.
В целях обеспечения государственной безопасности республики в январе 1992 года были сформированы внутренние войска. Кроме того, призываемая в ряды армии молодежь получила возможность служить на территории Казахстана. Ранее, в течение долгих лет действовал, так называемый, принцип « экстерриториальности», по которому призывники должны были служить как можно дальше от родного дома. В августе 1992 года Президент РК Н.А. Назарбаев утвердил текст новой присяги для военнослужащих. Укрепив первым делом национальную безопасность, Казахстан приложил все усилия для обеспечения внутренней политической стабильности общества. Для этого во главу угла ставился принцип "сначала экономика, потом политика". С первых дней независимости Казахстан взял курс на построение рыночной экономики. Этот достаточно болезненный и сложный процесс сопровождался различного рода социальными проблемами и потрясениями. Известно, что, как и в случае с другими странами СНГ, в начале 1990-х годов уровень экономического развития Казахстана был невысоким. Более того, в Казахстане на тот момент даже не было каких-либо зачатков рыночной экономики, что лишь осложнило начало системных преобразований. В этих условиях проведение рыночных реформ в стране стало осуществляться форсированными темпами. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство стран СНГ в темпах реформирования экономики. Казахстан первым среди стран СНГ предпринял такие меры, как пенсионная реформа, создание системы гарантирования банковских вкладов, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортеров, обязательное страхование ответственности автовладельцев. Казахстан является безусловным лидером среди стран СНГ по темпам роста инвестиций в основной капитал и объемам привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Государство и хозяйствующие субъекты активно используют современные методы оптимизации управления финансами. Основным документом, определяющим развитие экономики Казахстана, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы, разработанная в рамках исполнения Стратегии «Казахстан-2030». Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей. Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления. Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. Главная задача первых лет независимости - создать условия для преодоления беспрецедентного, сравнимого только со временем великой американской депрессии, кризиса была Президентом Казахстана решена успешно. Далее последовала напряженная и повседневная работа, которая и стала основой дальнейших успехов. У всех радикальных преобразований заряд энергии всегда обеспечивается сочетанием идей и организационных усилий. И те, кто говорит, что независимость была дарована сверху, не правы. Эту независимость надо было не только продекларировать, но и обеспечивать, строить, защищать ее от катаклизмов и потрясений. Надо было изменить психологию людей, мировоззрение, воспитанное у нескольких поколений. Надо было пройти путь первопроходцев строительства новых общественных отношений. И путь этот был успешно пройден. И этот путь был пройден благодаря четкому и правильно выбранному курсу Н.А. Назарбаева. Гражданину и патриоту Нурсултану Назарбаеву была уготована миссия, о которой невозможно было и помыслить лет двадцать пять назад: и, получив шанс создать новое независимое государство, первый Президент Казахстана реализовал его стремительно и четко. Одно из ключевых его достижений - сохраненные и укрепляющиеся политическая стабильность, межнациональное, межконфессиональное и гражданское согласие. При уникальном скоплении этносов, национальностей, языков, религий и культур ему удалось избежать библейского опыта столпотворения. Наоборот, он создал на древней земле Казахстана Башню согласия и толерантности. А это главное условие мирного сосуществования на нашей древней планете – Земля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Analytik №3 2006.
Е. Ертысбаев. «Казахстан и Назарбаев: логика перемен».
Морозов А.А. Казахстан за годы независимости –Алматы 2006
Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 года/ Казахстанская правда №8 2006
Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030».
Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».
Н. А. Назарбаев. «На пороге XXI века».
Общая экономическая теория. Шеденов У.К.,Сагиндиков Е.Н, Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Шеденов И.У.
Экономика и статистика №6 2005.
Конституция Республики Казахстан.