Департамент по образованию Администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда»
Научно-исследовательская работа
НОМИНАЦИЯ «КООРДИНАЦИЯ»
Работа выполнили
ученики 1 «В» класса
Буракова Валерия Максимовна,
Брыкалин Артём Дмитриевич,
Гусева Вероника Викторовна,
Новикова Виолетта Витальевна,
Пугин Сергей Александрович
Научные руководители:
Арстанов Руслан Закирович
Волгоград, 2018г.
Содержание
Введение……………………………………..……………………….…………..….3
Глава 1. Координация движений школьников …………...….5
Понятие «координационные способности»......................................................5
…………………………………..……7
Выводы по главе 1
Глава 2. ……….……………………………...….
2.1 Диагностические тесты…………………………………………….….…11
2.2 Развитие координационных способностей………………………………………....12
Выводы по главе 2
Заключение…………………………………………………...……….16
Список литературы………………………………………...……17
Приложение ………………………………………………………..18
Введение
В современных условиях значительно увеличились ситуации, в которых требуется больше проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их рациональности. Все эти качества или способности связывают с координацией.
Координация представляет собой согласованную работу мышц тела с тем, чтобы выполнить определенную общую одну или несколько задач одновременно. Наглядный пример – жонглер в цирковом номере. В одно и то же время он «держит» в воздухе сразу несколько предметов. При этом в работе его тела и рук поочередно расслабляются и напрягаются различные мышцы тела и рук. Обычному человеку координация также необходима. Скоординированному человеку чужды понятия неловкость и неуклюжесть при чем не в заученных движениях, а в самых нестандартных ситуациях. К примеру, это перемещение по обледеневшему тротуару. В обыденной жизни потребность в хорошей координации движений связана в основном с фактором неожиданности и внезапности возникновения какой-либо ситуации, и лучше к ней быть подготовленным.
Координация значительно помогает нам в жизни. Благодаря хорошо развитой координации движений мы уверенно чувствуем себя везде и всюду, осваиваем различные виды спорта (езда на велосипеде, катание на коньках и др.), снижаем риск получения травм в повседневной жизни (например, при ходьбе по скользкой дорожке зимой, при езде в транспорте) и т.д. Однако у всех координация развита по-разному: про кого-то говорят «Как слон в посудной лавке», а кто-то просто сама грациозность.
С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования: важность координации движений как основа ловкости.
Актуальность проблемы и её социальная значимость определили тему нашего исследования: «Координационные способности
Актуальность работы сводится к приобретению как можно более обширного двигательного опыта в младшем школьном возрасте, включающего большое количество движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру.
Большинство учёных, практиков, авторов современных программ по физической культуре для школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения (Матвеев Л.П.; Л.Б. Кофман; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов). Особенно это относится к детям младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте (Лях В.И.; А.А. Гужаловский; Б.А. Ашмарин).
Объект исследования: обучающиеся 1 «В» класса МОУ Лицея №6 г.Волгограда.
Предмет исследования: координационные способности первоклассников.
Цель исследования: выявить методы развития координационных способностей школьников.
Гипотеза:
Задачи исследования:
1.Изучить понятие «координации» и ее способностей.
2. Представить виды координационных способностей.
3. Провести тестирование среди обучающихся 1 «В» класса МОУ Лицея №6.
4. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей.
Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании разработанного комплекса упражнений для развития координационных способностей.
Методы исследования:
теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);
эмпирические (тестирование, наблюдение).
Этапы исследования:
1 этап: посещение библиотеки, поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению координации движения (октябрь 2017г.).
2 этап: исследовательская работа по проведению диагностических тестов и их анализ (ноябрь 2017г.).
3 этап: исследовательская работа по разработке комплекса упражнений для развития координационных способностей (декабрь 2017г. – январь 2018.).
4 этап: обработка и оформление результатов исследования (февраль 2018г.)
5 этап: презентация исследовательской работы широкой общественности (март - апрель 2018г.).
База исследования: МОУ Лицей №6 г.Волгограда.
Глава 1.
1.1
Хорошая физическая подготовка, которая определяется уровнем развития основных физических качеств, - это основа высокой работоспособности в учебной, трудовой и спортивной деятельности. За время обучения в школе закладывается фундамент здоровья человека. В этот период происходят те преобразования в организме, на основе которых развиваются и совершенствуются физические способности. На уроках физической культуры, в спортивных секциях под руководством учителя-тренера происходит развитие и совершенствование выносливости, координации, быстроты, силы и гибкости.
Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А.; Зациорский В.М.; Ильин Е.П.; Лях В.И. и др.). Но начиная с середины 1970-х годов, все чаще используется термин «координационные способности» (Донской Д.Д.; Платонов В.Н.; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К.; Курамшин Ю.Ф. и др.).
Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению.
В настоящее время из-за сложности проявления этого двигательного качества существует большое количество определений координационных способностей. Мы считаем, что наиболее полное определение представил Ю.Ф.Курамшин: координационные способности – совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
К элементарным формам проявления координационных способностей можно отнести:
- способность к обучению новым движениям;
- способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);
- способность к ориентированию в пространстве;
- способность к равновесию;
- способность к соединению (комбинированию) движений;
- способность приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
- способность к выполнению заданий в заданном ритме;
- способность к управлению временем двигательных реакций;
- способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
- способность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во многом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную.
Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач.
Установлено, что с 7 до 11-12 лет в развитии координации движений происходят большие изменения. Дети чутко откликаются на упражнения, направленные на совершенствование мышечного чувства – различение амплитуды движений и темпа, степени напряжения и расслабления мышц, чувство времени и пространства. Устойчивость тела у малышей при статических позах постепенно улучшается.
1.2 Виды координационных способностей
Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «льда» и «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т. д., от которых во многом зависит исход состязания.
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. ( Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов)
Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменений внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая изменения внешних условий, человек должен прогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.
У младших школьников план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В этом возрасте от 7-8 до 11-12 лет целесообразно воздействовать на развитие функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действия. (Лях В.И.)
Точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Точность пространственных перемещений в отдельных суставах прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет. Средствами ее развития являются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметры расположения тела и его звеньев задаются преподавателем.
Точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия интенсивно нарастает в возрасте от 8 до 16 лет, однако способность оценивать вес предметов развивается у детей в основном от 8 до 10 лет.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов)
Равновесие - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз (Максименко М.А.). Чувствительным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет. Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на руках), динамическое равновесие - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение лыжника). (Матвеев Л.П.)
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
1) способности человека к точному анализу движений;
2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;
3) сложности двигательного задания;
4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6) возраста;
7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Выводы по главе 1
Глава 2.
2.1 Диагностика
Для определения уровня развития физических качеств существуют специально разработанные тесты (контрольные испытания). Так были отобраны тесты для определения уровня координации движений.
Тест 1. Челночный бег 3*10м
На расстоянии 10м друг от друга находятся две фишки.
По сигналу испытуемый бежит от одной фишки до другой, обегает с левой стороны, возвращается назад, снова обегает и, пробежав в 3-й раз 10-метровый отрезок, финиширует.
Результат заносится в протокол 1.
Протокол 1.
Результаты теста 1 «Челночный бег 3*10м»
№ п/п | Имя испытуемого | Результат | Уровень | Примечание |
Мальчики |
-
| Максим А. | 10.1 | Выше среднего | |
-
| Александр А. | 10.3 | Средний | |
-
| Владислав А. | 10.4 | Ниже среднего | |
-
| Артём Б. | 10.2 | Выше среднего | |
-
| Владислав В. | 11 | Ниже среднего | |
-
| Артём Г. | 9.8 | Высокий | |
-
| Дмитрий Г. | 10 | Выше среднего | |
-
| Артём Д. | 12 | Низкий | |
-
| Степан М. | 10.5 | Средний | |
-
| Вячеслав О. | 10.4 | Средний | |
-
| Демид П. | 10.2 | Выше среднего | |
-
| Артём П. | 10.4 | Средний | |
-
| Сергей П. | 10.7 | Средний | |
-
| Иван С. | 11 | Ниже среднего | |
-
| Захар Ц. | 10 | Выше среднего | |
Девочки |
-
| Анастасия А. | 11.4 | Средний | |
-
| Яна Б. | 11.7 | Низкий | |
-
| Валерия Б. | 11.8 | Низкий | |
-
| Анастасия В. | 11.9 | Низкий | |
-
| Вероника Г. | 12.3 | Низкий | |
-
| Василиса К. | 12.5 | Низкий | |
-
| Вероника К. | 10.3 | Выше среднего | |
-
| Лалэ М. | 11.2 | Средний | |
-
| Виолетта Н. | 10.4 | Выше среднего | |
-
| Людмила О. | 10.2 | Выше среднего | |
-
| Илария О. | 11.8 | Низкий | |
-
| Полина О. | 12.4 | Низкий | |
-
| Алёна О. | 11.4 | Выше среднего | |
-
| Каролина С. | 11.9 | Низкий | |
-
| Хава Х. | 10.3 | Выше среднего | |
Анализируя данные протокола, можно отметить, что
Тест 2. Три кувырка вперед
Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде «Можно!» испытуемый принимает упор присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед (длинный кувырок нельзя). После последнего кувырка испытуемый снова принимает основную стойку.
Результат заносится в протокол 2.
Протокол 2.
Результаты теста 2 «Три кувырка вперед»
№ п/п | Имя испытуемого | Результат | Уровень | Примечание |
Мальчики |
-
| Максим А. | 7 | Выше среднего | |
-
| Александр А. | 9.9 | Низкий | |
-
| Владислав А. | 10.2 | Низкий | |
-
| Артём Б. | 7.1 | Выше среднего | |
-
| Владислав В. | 9.8 | Ниже среднего | |
-
| Артём Г. | 11.3 | Низкий | |
-
| Дмитрий Г. | 12.2 | Низкий | |
-
| Артём Д. | 10.4 | Низкий | |
-
| Степан М. | 9.5 | Ниже среднего | |
-
| Вячеслав О. | 7.7 | Средний | |
-
| Демид П. | 8.6 | Средний | |
-
| Артём П. | 9.4 | Средний | |
-
| Сергей П. | 11.4 | Низкий | |
-
| Иван С. | 9.1 | Средний | |
-
| Захар Ц. | 9.2 | Средний | |
Девочки |
-
| Анастасия А. | 7.6 | Средний | |
-
| Яна Б. | 8.8 | Ниже среднего | |
-
| Валерия Б. | 6.5 | Выше среднего | |
-
| Анастасия В. | 6.6 | Выше среднего | |
-
| Вероника Г. | 8.5 | Ниже среднего | |
-
| Василиса К. | 5.8 | Выше среднего | |
-
| Вероника К. | 6.0 | Выше среднего | |
-
| Лалэ М. | 6.4 | Выше среднего | |
-
| Виолетта Н. | 8.8 | Ниже среднего | |
-
| Людмила О. | 6.7 | Средний | |
-
| Илария О. | 8.8 | Ниже среднего | |
-
| Полина О. | 5.7 | Высокий | |
-
| Алёна О. | 10.4 | Низкий | |
-
| Каролина С. | 12.8 | Низкий | |
-
| Хава Х. | 6.1 | Выше среднего | |
Изучая полученные данные, можно выделить, что
Таким образом, результаты диагностических тестов удостоверяют необходимость развивать координационные способности школьников.
2.2 Комплекс упражнений
Каждый человек наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно-количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия.
Младший школьный возраст создает благоприятные условия для развития координации движений – умения быстро обучаться новым движениям, находить правильные решения в необычных условиях двигательной деятельности.
Координацию движений следует развивать двумя путями:
путем общего воздействия всех разучиваемых новых упражнений по школьной программе.
Каждый вид упражнений имеет особый характер воздействия на развитие ловкости. Например, гимнастические упражнения в большей мере способствуют развитию пространственно-силовых параметров движений; игры – развитию ориентирования в меняющихся условиях. В процессе развития координации движений рекомендуется чаще усложнять движения, а также выполнять разные движения из необычных положений.
путем избирательного воздействия.
Развитие координации движений в большей степени связано с совершенствованием чувства времени и пространства, а также мышечных напряжений. Применяются разного рода упражнения, главная задача которых – точность конечного положения: воспроизведение поз, показываемых учителем, перемещение из разных положений в определенную точку, расстояние до которой меняется, с принятием определенной позы и т.д.
И.П.Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что если человек не чувствует каждый момент своих движений, то и не может управлять ими. Одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям – формировать способность управлять движением, которое определяется развитием двигательного анализатора и тесно связано с умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по степени мышечных условий.
Школьники, развивающие умение оценивать свои движения во времени, пространстве и степени мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, умеют сопоставлять движения, выявлять сходство и различия двигательных актов.
Координационную сложность улучшают упражнениями с однонаправленными, разнонаправленными движениями, выполняемыми одновременно и разновременно.
Особенно важно развитие координации у детей младшего школьного возраста. Они значительно быстрее и рациональнее, чем их сверстники, овладевают различными двигательными навыками и умениями.
Таким образом, для развития координационных способностей используют основные подходы:
обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;
Осваивая новые упражнения, занимающиеся пополняют двигательный опыт, также развивают способность образовывать новые формы координации движений. Для развития координационных способностей при разучивании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
развитие способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;
Используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями.
повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;
«Чувство пространства» связано с развитием восприятия, оценки и регулирования пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п.
Развитию точности силовых параметров движений способствуют упражнения с различными по величине отягощениями, метания снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированными параметрами.
Упражнения на развитие «чувства времени» основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества.
Также важную роль играет ритм в движениях как объединяющий момент различных элементов в единое целое.
совершенствование статического и динамического равновесия.
Используют различные приемы, например, изменение внешних условий выполнения упражнений - сохранение позы, неустойчивая опора, парные или сопутствующие движения и др.
Для развития и совершенствования координации движений выбираются упражнения в порядке нарастающей сложности:
циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;
одновременно-направленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т.д.);
одновременно-разнонаправленные движения рук (левая вперед, правая назад и наоборот);
поочередно одно- и разнонаправленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону и т.д.);
то же в 2-3 плоскостях (левая в сторону, правая вперед, правая в сторону, левая вперед, правая вверх и т.д.);
разнонаправленные вращательные движения (из положения руки вверх круговые движения – левая вперед, правая назад – сходятся вверху и внизу);
зеркальные движения;
согласование движений рук и ног: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.
Таким образом, мы рекомендуем упражнения для развития координации движений младших школьников.
Ходьба на носках, ноги прямые.
Ходьба на пятках, ноги прямые.
Ходьба в полуприседе.
Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, за голову, за спину и т.д.).
Ходьба с последовательным изменением положения рук.
Ритмическая ходьба под счет.
Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (например, на счет «3-4» - один, затем два хлопка в ладоши).
Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (например, учитель – «раз-два», ученики – «три-четыре»).
Ходьба в различном темпе, с замедлением и ускорением.
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Ходьба в сочетании коротких, средних и длинных шагов.
Ходьба по разметкам, расположенным на расстоянии 20-70 см друг от друга.
Ходьба с перешагиванием через предметы.
Ходьба в различном темпе.
Ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию учителя.
Бег на носках.
Бег с высоким подниманием бедра.
Бег с захлестыванием голени.
Бег на прямых ногах на носках.
Бег приставным шагом вправо, влево.
Бег скрестным шагом левым, правым боком.
Бег спиной вперед.
Смена заданий в беге по сигналу учителя.
Бег с изменением направления движения.
Бег «по кочкам».
Бег коротким, средним и длинным шагом (длина шага по возрасту).
Бег с преодолением препятствий.
Бег на месте в медленном (100-120), среднем (130-150) и быстром (160-180 шагов в минуту) темпе.
То же, но в движении.
Бег с изменением скорости.
Бег со старта из различных исходных положений (сидя, лежа, упор присев, стоя и т.д.).
Различные варианты челночного бега.
Бег на определенное расстояние на заданное время. После пробега сообщается ошибка во времени.
То же задание в парах (взявшись за руки). Чья пара точнее.
Бег командами на заданное время.
Простота в проведении, доступность детям любого возраста и любой физической подготовки делает эстафеты отличным средством развития выносливости, быстроты и координации. Они привлекают ребят своей соревновательностью, эмоциональностью, возможностью сразу видеть результат борьбы.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег.
Очень важную роль в работе над развитием координационных способностей играет самооценка. Используя такой вид контроля, мы разработали листы самооценок по координационным способностям (см.Приложение ). Так, каждый в ходе выполнения упражнения себя оценивал.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы:
Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И.Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 [1] с. – (Мир вашего ребенка).
Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д.Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010.-392с.: ил.
Приложение 1

Приложение 2
