Департамент образования мэрии города Новосибирска
Дворец творчества молодежи и учащейся молодежи «Юниор»
XXXVIII городская научно – практическая
Конференция НОУ «Сибирь»
Секция: здоровое поколение 21 века
Тема: Влияние смарт – телефонов
на современного школьника
Автор:
Харченко Анастасия Михайловна,
10 класс МБОУ ТЛИ № 128
Первомайского района
города Новосибирска
Научный руководитель:
Сущенко Оксана Александровна,
учитель биологии п.к.к.
МБОУ ТЛИ № 128
конт. тел. 89130609124
Новосибирск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение________________________________________________________3
Теоретическая часть_______________________________________________5
Практическая часть________________________________________________8
Заключение______________________________________________________11
Список использованных источников_________________________________12
Приложения
Введение
В наше время мир поглотили социальные сети и различные гаджеты. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В частности, современные подростки слишком много времени уделяют смарт - телефону, нежели живому общению со своими родными и друзьями. Телефон становится не просто средством общения и связи, а предметом зависимости.
Актуальность
За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, очень помогают человеку в повседневной жизни. Например, быстро найти нужную информацию или передать какое-либо текстовое сообщение в другой конец мира, но не переоценивают ли люди полезность гаджетов и не уделяют ли они им очень много времени? Мне кажется, что будет интересно провести исследование и узнать, зависимы ли люди от своих смарт-телефонов, и каким образом они могут повлиять на их организм.
Теоретическое значение исследования заключается в раскрытии влияния смартфона на организм школьника.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования для коррекции поведения школьников.
Объектом настоящего исследования является влияние смартфона на современного подростка.
Предмет исследования: поведение школьников, использующих смартфоны.
Новизна работы состоит в том, что смартфоны – это техническое изобретение, которое с каждым днем изменяется, совершенствуется.
Цель и задачи
Цель: исследование влияния смартфонов на организм школьника. Задачи:
- Организовать поиск информации о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.
- Провести анкетирование одноклассников и проанализировать полученные данные.
- Разработать рекомендации, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128, для школьников лицея
Гипотеза
Предполагается, что смартфоны оказывают отрицательное влияние на организм, поведение и успеваемость школьников.
Методы
Выполняя исследовательскую работу, я использовала следующие методы:
- диагностический и аналитический (при обработке результатов анкетирования),
- исследовательский и сравнения,
- частично-поисковый,
- анализа и обобщения (при работе с источниками информации),
- наглядный и проекторный (при создании презентаций).
Теоретическая часть
Изучая литературу по данной теме, я решила в первую очередь определить понятие «гаджет».
В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты. Гаджет – приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. В автомобилях поселились навигаторы, некоторые из них не только подсказывают дорогу, но и показывают кино. Видеорегистраторы записывают всё, что происходит на дороге. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи, например, ручки-диктофоны, очки-видеокамера - на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно.
Таблица 1
Влияние гаджетов на организм
Область влияния | Влияние | Краткая характеристика | Рекомендации |
Здоровье | Ухудшение зрения: - синдром «сухого глаза» | Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и истончается. | Пользоваться ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день. Оптимальное расстояние между глазами и монитором - 60-70 см |
Близорукость | Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. |
Малоподвижный образ жизни | Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой. | Сидите правильно: 1. ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол; 2. спину держите ровно; 3. руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов. |
Головные боли | Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. | Хорошая физическая разминки или активная прогулка на свежем воздухе. |
Поведение | Повышение детской жестокости и агрессивности | Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. | Альтернативные интересы: прогулки, кружки, игры с родителями |
| Формирование зависимости | Ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. | |
Успеваемость | «Дефицит концентрации» | Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперреактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений | |
Затруднения в восприятии информации на слух | Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. |
Снижение фантазии и творческой активности детей | Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом. | |
Вывод: гаджеты - это неотъемлемая часть нашей жизни, но их использование должно быть разумным.
Практическая часть
Я провела анкетирование своих одноклассников. В анкетировании участвовало – 22 респондента.
Результаты анкетирования представлены в Приложении 1
Основные выводы
Вопросы под номером два и тринадцать:
На перемене появилось 2-3 свободные минуты Вы:
А) поговорю с друзьями.
Б) позвоню, отошлю SMS.
№ | А) | Б) |
Количество ответов в % | 86.36% | 13.64% |
Что Вы предпочитаете:
а) разговор в компании друзей.
б) разговор по телефону.
№ | А) | Б) |
Количество ответов в % | 100% | 0% |
Вывод: подростки предпочитают общение вживую со сверстниками, чем в виртуальном мире.
Вопрос под номером четыре:
Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)?
А) да.
Б) нет.
№ | А) | Б) |
Количество ответов в % | 72.73% | 27.27% |
Вывод: Гаджеты (смартфоны) в жизни человека занимают большую часть времени.
Вопрос под номером восемь:
Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?
а) да.
б) нет.
№ | А) | Б) |
Количество ответов в % | 77.27% | 22.73% |
Вывод: Многие из опрашиваемых испытывают дискомфорт, когда рядом с собой нет смартфона.
Вопрос под номером двенадцать:
Сколько времени занимает у Вас работа с «гаджетом»?
а) 10-15 мин. в день.
б) 1 час в день.
в) более 3-4 часов.
г) весь день.
№ | А) | Б) | В) | Г) |
Количество ответов в % | 0% | 13.64% | 59.09% | 27.27% |
Вывод: Большинство подростков проводят время с гаджетами более 3-4 часов.
Вопрос под номером 20:
Какое количество времени Вы можете обходиться без телефона или «гаджета»?
а) 5-10 мин.
б) 1 час.
в) более 4-6 часов.
г) до нескольких дней.
№ | А) | Б) | В) | Г) |
Количество ответов в % | 0% | 13.64% | 68.18% | 18.18% |
Вывод: Большая часть от опрошенных, уверенна что сможет продержаться без своего смартфона более 4-6 часов.
Вопрос под номером семнадцать:
Напишите наиболее часто используемые функции Вашего «гаджета»:
а) связь.
б) интернет.
в) камера.
г) игры.
д) музыка.
е) социальные сети.
ж) часы.
з) SMS.
и) калькулятор.
№ | А) | Б) | В) | Г) | Д) | Е) | Ж) | З) | И) |
Количество ответов в % | 12.68% | 14.79% | 14.08% | 5.63% | 12.68% | 16.2% | 9.86% | 4.23% | 9.86% |
Самые главные функции смартфона: социальные сети, выход в интернет и использование камеры.
Используя данные анкетирования, я разработала рекомендации для своих одноклассников, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128 (Приложение 2). Данные рекомендации могут быть использованы для всех школьников лицея.
Рекомендации представлены в Приложении 3.
Выводы:
Я провела исследование влияния гаджетов, в том числе смартфонов, на организм школьника.
А именно:
Нашла в источниках литературы информацию о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.
Провела анкетирование одноклассников и проанализировала полученные данные.
Разработала рекомендации, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128, для школьников лицея
Заключение
Проведя исследование, я пришла к выводу, что излишнее увлечение смартфонами может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное использование смартфонов может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, что в свою очередь отрицательно сказывается на поведении и успеваемости школьников. Главное знать меру!
Список использованных источников
1. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.
2. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современны литератор.
3. Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/12/issledovatelskiy-proekt-vliyanie-gadzhetov-na
http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/
http://porohova.ucoz.ru/karia_chistovik.pdf
http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/vred-mobilnogo-telefona-dlya-zdorovya-mif-ili-real
http://cellblaster.ru/stati/vliyanie-mobilnyih-telefonov-na-organizm-cheloveka.html
http://kompleksppi.ru/publ/pamjatka_polzovatelju_mobilnym_telefonom/1-1-0-7
http://l_128.edu54.ru/sveden/files/eb58646e-78d8-4199-82d0-8d387c67b84f.pdf
Приложение 1
Анкета
Вопрос | Количество человек | Соотношение в % от количества участников |
1. Если Вы находитесь на уроке и Вам что-то надо сообщить другу (подруге) находящейся (имся) в соседнем кабинете, Ваши действия: а) дойду на перемене и сообщу. б) позвоню, отошлю SMS. | 7 15 | 31.82% 68.18% |
2. На перемене появилось 2-3 свободные минуты Вы: а) поговорю с друзьями. б) позвоню, отошлю SMS. | 19 3 | 86.36% 13.64% |
3. Вас нервирует, если вам долго не звонят, не пишут? а) да. б) нет. | 5 17 | 22.73% 77.27% |
4. Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)? а) да. б) нет. | 16 6 | 72.73% 27.27% |
5.Если ли у Вас желание держать телефон в руках, не убирать его в сумку? а) да. б) нет. | 10 12 | 45.45% 54.55% |
6. Отдавая свой телефон в чужие руки, Вы испытываете беспокойство? а) да. б) нет. | 14 8 | 63.64% 36.36% |
7. У Вас несколько SIM карт? а) да. б) нет. | 2 20 | 9.09% 90.91% |
8.Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт? а) да. б) нет. | 17 5 | 77.27% 22.73% |
9. С какой целью Вы покупали телефон? а) для связи. б) пользоваться интернетом. в) использовать различные приложение. г) слушать музыка. д) «сидеть» в социальных сетях. | 15 16 14 16 16 | 19.48% 20.78% 18.18% 20.78% 20.78% |
10. Влияла ли на выбор телефона цена? а) да. б) нет. | 15 7 | 68.18% 31.82% |
11. Почему именно этот телефон Вы выбрали? а) наличие интернета. б) наличие камеры. в) наличие карты памяти. г) наличие Bluetooth или Wi-Fi. д) наличие нескольких SIM-карт. | 19 20 12 17 5 | 26.03% 27.4% 16.44% 23.29% 6.85% |
12. Сколько времени занимает у Вас работа с «гаджетом»? а) 10-15 мин. в день. б) 1 час в день. в) более 3-4 часов. г) весь день. | 0 3 13 6 | 0% 13.64% 59.09% 27.27% |
13. Что Вы предпочитаете: а) разговор в компании друзей. б) разговор по телефону. | 22 0 | 100% 0% |
14. Меняется ли у Вас настроение из-за тяжелого телефонного разговора? а) да. б) нет. | 18 4 | 81.82% 18.18% |
15. Владеете ли Вы умением разговаривать по телефону? а) да. б) нет. в) возможно. г) затрудняюсь ответить. | 19 1 0 2 | 86.36% 4.55% 0% 9.09% |
16. При разговоре по телефону Вы представляетесь? а) да. б) нет. в) иногда. г) никогда. | 7 7 6 2 | 31.82% 31.82% 27.27% 9.09% |
17. Напишите наиболее часто используемые функции Вашего «гаджета»: а) связь. б) интернет. в) камера. г) игры. д) музыка. е) социальные сети. ж) часы. з) SMS. и) калькулятор. | 18 21 20 8 18 23 14 6 14 | 12.68% 14.79% 14.08% 5.63% 12.68% 16.2% 9.86% 4.23% 9.86% |
18. Есть ли Вы в социальных сетях: а) да. б) нет. | 22 0 | 100% 0% |
19. Выставляете ли Вы свои фото в интернете: а) да. б) нет. | 18 4 | 81.82% 18.18% |
20. Какое количество времени Вы можете обходиться без телефона или «гаджета»? а) 5-10 мин. б) 1 час. в) более 4-6 часов. г) до нескольких дней. | 0 3 15 4 | 0% 13.64% 68.18% 18.18% |
Приложение 3
Рекомендации для школьников
по использованию смарт - телефонов в лицее
Отключайте громкость на смартфоне во время занятий в лицее.
Не пользуйтесь смартфонами во время урока.
Использовать смартфон можно только тогда, когда учитель скажет найти определенную информацию в сети Интернет, которая поможет изучению материала.
Во время урока телефон должен лежать в портфеле/рюкзаке или в сумке.
Если нужно срочно позвонить кому-то на уроке, необходимо разрешение учителя.
На уроках нельзя слушать музыку в наушниках.
Нельзя брать чужой телефон без разрешения.
Нельзя фотографировать своего одноклассника или учителя без разрешения.
При входе в школу перевести устройства мобильной связи в режим «без звука».
Не оставлять свои средства мобильной связи без присмотра, в том числе в карманах верхней одежды, в раздевалках спортзала.
Ни под каким предлогом не передавать мобильные электронные устройства в том числе средства мобильной связи посторонним лицам.
Нельзя использовать чужие средства мобильной связи и сообщать их номера третьим лицам без разрешения на то владельцев.