«Наука и жизнь» Научно-исследовательский проект
«Овощи, ягоды, травы –
красочные забавы»
Автор проекта:
Будилов Никита Сергеевич,
ученик 4 «А» класса
МОУ СОШ №1 муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области
Руководитель проекта:
Кудрявцева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
2016 г .
Интересное это занятие – собирать
ягоды, особенно не в корзинку, а в рот!
Только вот черника - ягода хитрая, сразу видно кто как поработал. Вот и стало мне интересно, почему же ягодка красит губы, руки и язык не хуже красок из магазина и какие растения ещё могут служить красками.
Цель исследования : выявить красящие способности различных
растений и изготовить растительные краски в домашних условиях.
Задачи исследования:
- изучить различные источники информации и узнать, как появились краски, способы получения растительных красок и их использование;
- провести анкетирование среди одноклассников по теме исследования;
- в ходе экспериментальной работы узнать, какие растения содержат красящие вещества, и какого цвета;
- изготовить растительные краски в домашних условиях; найти им применение.
Гипотеза : растения имеют способность окрашивать
предметы в разные цвета, и я смогу в домашних условиях
изготовить краски растительного происхождения.
Предмет исследования : природные краски.
Объект исследования : красящие способности различных растений, способы их использования.
Сначала я решил узнать, что значит слово «краска». В словаре русского языка говорится, что «Краска – это вещество, придающее тот или иной цвет предметам, которые оно покрывает».
Изучив литературу и источники сети Интернет, я узнал, что раститель- ные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, своё жилище и одежду. Самой первой крас-
кой была глина. А глины бывают разные – желтые, красные,
зеленоватые, белые… Лучше всего краски сохранялись в
пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины
тысячелетий и пришли к нам творения художников
каменного века.
Почему растения имеют способность окрашивать? В
растениях содержатся пигменты, придающие им окраску.
Например, хлорофилл окрашивает листья в зеленый цвет, а каротин придает желтизну многим фруктам.
Что знают мои одноклассники о растительных красках?
Чем из перечисленного можно рисовать?
Чем вы окрашиваете пасхальные яйца?
Результаты анкетирования: растительные краски используются и в современном мире, но не так
часто как синтетические.
Экспериментальная работа по определению какие растения содержат красящие вещества, и какого цвета.
Мы с мамой решили сделать отвары из растений, которые у нас имеются: свекла, лук, петрушка, черника, вишня.
Вот что получилось :
Экспериментальная работа по определению какие растения содержат красящие вещества, и какого цвета.
В полученных отварах мы решили покрасить ткань. Для этого мы ткань отпускали в отвар и оставляли на несколько часов. Результат:
Экспериментальная работа по изготовлению красок в домашних условиях .
Родители подарили мне интересную книгу «Супер эксперименты».
В этой книге я нашёл как можно приготовить краски в домашних условиях. Для этого я попросил папу помочь мне. Для эксперимента нам понадобилось: обойный клей, миска, сито, 3 спичечных коробка,
2 стакана, вилка, бумага, вишня, чёрная смородина, петрушка.
Полученными красками можно рисовать на большом листе бумаги пальцем, но нужно учитывать - краска очень быстро сохнет! Можно рисовать на стекле, тем более, что легко смыть рисунок , если он вам разонравится.
Моя гипотеза о том,
что растения имеют способность окрашивать предметы в разные цвета, и я смогу в домашних условиях изготовить краски растительного происхождения, подтвердилась.
Однако, цветовая гамма растительных красок ограничена и они не такие яркие, как искусственные красители. Но если захотелось рисовать, а красок не оказалось под рукой, не стоит расстраиваться! «Включаем» фантазию и свекла превратится в тюбик
с красной краской, а сажа из печи – в чёрный карандаш.
Спасибо за это природе!
Список использованных источников и литературы.
Детская энциклопедия «Почемучка». Москва 1987г., стр.321.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва 1952г., стр. 265.
«Супер эксперименты». Москва 2013г., стр.44.
Энциклопедический словарь юного художника. Москва 1983г., стр.195.
http://www.about-plants.ru/facts/colors-plants-facts.html .