Учебно-исследовательский проект
Древние меры длины и как измерить свой рост
Работу выполнила
ученица 5 «Б» класса
ГОУ СОШ № 853
Жафярова Ксения
Руководитель: Попкова Л.Г.
Аннотация
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология(наука об измерениях) всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому именно эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины.
задачи :
1) Изучить меры длины в старину
2) Изучить системы современного измерения длины
исследование : Измерить рост папы, мамы, мой рост в аршинах, вершках и более мелких старинных единицах измерения длины. Сопоставить измерения и выяснить в какой системе мер (современной или старинной) измерения более точны.
Как измеряли в древности
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног.. Они же послужили образцами первых мер длины: перст,пядь,локоть.аршин.
Старые русские меры
В ХVII веке меры уточнялись. Петр I указом установил равенство трёхаршинной сажени семи английским футам. Прежняя русская система мер длины дополненная новыми мерами, получила окончательный вид:
миля = 7 верстам ( ≈ 7,47 км);
верста = 500 саженям ( ≈ 1,07 км);
сажень = 3 аршинам = 7 футам ( ≈ 2,13 м):
аршин =16 вершкам = 28 дюймам ( ≈ 71,12 см);
фут = 12 дюймам ( ≈ 30,48см);
дюйм = 10 линиям ( ≈ 2,54см);
линия = 10 точкам ( ≈ 2,54 мм).
. Название от слова "сягать", то есть доставать до чего-либо. Различали два вида сажени: маховая и косая.
Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук,(, ЭТО ОКОЛО 213см).
Косая сажень-расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой руки (около 248 см).
Дюйм - от голландского - "большой палец"- равен ширине большого пальца Это примерно 2,54см .
Фут (англ. foot) — ступня. «равный длине ступни короля»
Аршин – длина всей руки
1 аршин = 71,12 см
Равнялcя длине основной фаланги указательного пальца.
Верста =1540 метров
На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название "столбовая дорога" для хорошо известного, наезженного пути.
Миля (от латинского слова mille - тысяча) – мера, равная тысяче двойных шагов.
1 миля = 1478,7 м
Ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия.
В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.
Метр - основная единица метрической системы.
Метрическая система была принята во Франции , в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России.
1 миллиметр = 0,001 метра
1 сантиметр = 0,01 метра
1 дециметр = 0,1 метра
1 километр = 1000 метров
В наше время так же
используются:
:
ИССЛЕДОВАНИЕ
Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения
Моя семья
Современная система
Папа
Старинная
система
1 метр 83 см
Мама
1 метр 68 см
Я
2 аршина и 9 вершков
2 аршина 5 вершков и 1 перст
1 метр 48 см
2 аршина 1 вершок и
1 перст
Вывод: наиболее точно можно измерить рост в современных единицах измерения: в метрах, сантиметрах и миллиметрах.
Заключение
В данной работе я изучила и проанализировала литературу по темам: измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.
Исследование: Измерила рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения.
В результате я пришла к следующим выводам:
- для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
- для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;
- установлена связь между различными единицами длины;
- доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
Литература
1. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
2. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
М.: Правда, 1978
3. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
4.Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь»,2004
5. Олехник С. Н. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.
6. Глейзер Г.И. «История математики в школе».М «Просвещение», 1981
Спасибо за внимание!!!