СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая разработка «работа малыми группами с элементами ролевой игры при изучении профессионального модуля «выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  одобрена и рекомендована  для  использования при проведении  практических занятий по профессиональному модулю «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»,

МДК «Технология оказания медицинских услуг» тема: «Сердечно-легочная реанимация» на II курсе  по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая разработка «работа малыми группами с элементами ролевой игры при изучении профессионального модуля «выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»»

Государственное автономное образовательное учреждение

Калужской области среднего профессионального образования

«Калужский базовый медицинский колледж»









НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»




Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Квалификация «Медицинская сестра»



Составитель: Преподаватель

высшей квалификационной категории

Малая Е.В.


Методическая разработка одобрена и рекомендована для использования при проведении практических занятий по профессиональному модулю «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»,

МДК «Технология оказания медицинских услуг» тема: «Сердечно-легочная реанимация» на II курсе по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».



Рецензенты:

Зуева Любовь Александровна – начальник научно-методического отдела ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница», Президент РОО Ассоциация средних медицинских и фармацевтических работников

Кубачева Маргарита Дмитриевна – заместитель директора по практическому обучению ГАОУ КО СПО Калужский базовый медицинский колледж, преподаватель высшей квалификационной категории.



ВВЕДЕНИЕ

На II курсе студенты начинают изучать новый профессиональный модуль «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными», заканчивается изучение, экзаменом и выдачей свидетельства «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Данный модуль формирует основы для успешного начала профессиональной деятельности и самореализации в области специальности «Сестринского дела», «Лечебное дело», «Акушерское дело»; формирования интереса к изучению модуля «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Профессиональный модуль направлен на реализацию задач:

  1. Использование инновационных образовательных технологий в формировании компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

  2. Развитие способности организовывать собственную деятельность для выполнения профессиональных задач и исследовательских качеств личности (стремление к познанию, осмыслению теоретических знаний, самостоятельному поиску решения проблемы при проведении сестринского ухода и умения работать в команде).

  3. Развитие логичности мышления и культуры речи студентов.

  4. Обучение проблемной постановке вопросов, умению принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  5. Воспитание самостоятельности суждений, критичности и самокритичности, соблюдение деонтологических принципов.

  6. Овладение элементами ухода за больными

Актуальность работы

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение высокого качества подготовки специалистов в системе развивающегося среднего профессионального образования является одной из самых актуальных научно-теоретических и практических проблем.

Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов, она входит в ПМ. 04., 05., 07 (в зависимости от специальности) «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными». В разделе 5 МДК. 04.03., 05.03., 07.03. « Технология оказания медицинских услуг», есть тема: «Сердечно-легочная реанимация в вне ЛПУ», на нее предусмотрена лекция – 2 ч. И практические занятия – 12 ч. В ее основе лежат основные понятия по технике выполнения этапов элементарной СЛР вне ЛПУ, а также применение некоторых приемов по оказанию неотложной доврачебной помощи, лицам, имеющим медицинской образование. Однако она может применяться и в других учебных заведениях немедицинского профиля.

Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса направлена на освоение части основного вида профессиональной деятельности

Гипотеза работы: осознание преимущества работы в малых группах с использованием элементов ролевой игры на занятиях профессионального модуля.

Ожидаемые результаты. Почему именно эти методы, потому что они способны приблизить студентов к настоящим и реальным проблемам в медицине. Метод малых групп позволяет студентам почувствовать себя реальным участником события, которые могут происходить с пациентами в жизни. Работа в малых группах дает возможность студентам активно участвовать в работе, приобретать и развивать навыки сотрудничества.

Изучение данной темы методической разработки проходит в два этапа:

1 этап – теоретический: лекционное и семинарское занятие

2 этап – практическое занятие (на котором и предполагается применение методы работы в малых группах).

В учебном процессе лекционно-семинарско- практической системы обучения студенты имеют следующие преимущества:

  1. Получают новый научный информационный материал.

  2. Учатся общаться с сокурсниками, приобретают навыки работы в команде, умение прислушиваться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  3. Приобретают практические навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

  4. Развивают свой творческий потенциал, становятся более инициативными, любознательными, что важно для формирования профессиональных компетенций.

  5. Приобретают навык самооценки, что важно для формирования личностных качеств медицинского работника среднего звена.

  6. Расширяют навыки использования информационных технологий.

Основные формы занятий: лекция, семинар и практическое занятие , входящие в учебно-методический комплекс, представляют собой – законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса.

Лекционный материал закрепляется студентами непосредственно на лекции в виде традиционных вопросов для закрепления изложенного материала или тестовых заданий. Кроме того, материал лекции выносится на практическое занятие, где также закрепляется в виде входного контроля теоретических знаний студентов. На семинарском занятии, служащем для закрепления и расширения знаний, полученных на лекционном занятие, студенты должны демонстрировать устойчивые знания.

Семинар ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Календарно – тематический план выделяет на изучение темы «Сердечно-легочная реанимация» 40 минут, так как это тема объединена с темами «Участие медицинской сестры в инструментальных и лабораторных методах подготовки пациента». В ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные на лекции и на практических занятиях, а также при работе самостоятельно с дополнительной литературой, документами (например, СаНпИнами, порталами Интернет ресурсов, студенческими презентациями). Учебный материал семинара по теме «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ » преследует основную цель – это закрепление и углубление знаний, поэтому отмечается глубокая связь с принципиальными положениями лекций и практических занятий.

Дидактические цели семинарского занятия состоят в углублении, систематизации, закрепления знаний; в проверке знаний; в развитии культуры речи, умений сформулировать и донести до слушателей основные выводы полученных знаний.

Семинар нацеливает студентов на предстоящие экзамены промежуточной и итоговой государственной аттестации.

Преподаватель планирует учебную работу, предлагает вопросы для обсуждения, вычленяет основное и управляет процессом обсуждения. Вопросы для обсуждения, литературу для самостоятельного изучения студентам дают заранее в ходе подготовки к семинару.

Вопросы плана семинарского занятия охватывают основной материал темы, краткие и четкие, понятные всем студентам. Вопросы фронтального опроса формулируются в утвердительной и вопросительной формах. На семинаре большое внимание уделяется межпредметным связям с использованием не только знаний, но часто и умений студентов (например, решение профессиональных ситуационных задач), а также формируемым общим и профессиональным компетенциям. Заканчивается семинар тестовыми заданиями в двух вариантах.

Для помощи в подготовке к семинару в учебном кабинете вывешиваются «Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинару».

На практическом занятии студенты изучают новый учебный материал, который преподносится в виде отработки практических манипуляций. Ожидаемый результат должен быть положительным.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, которая предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практических работ (в данной теме – осуществление сестринской помощи гематологическим больным). На практическом занятии закрепляются знания, полученные при изложении лекции (в виде фронтального или письменных опросов и освоения навыков сестринского процесса в виде решения ситуационных задач).

Дидактическая цель практической работы – формирование у студентов профессиональных и практических умений.

На практическом занятии формируются профессиональные компетенции, такие как:

  1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

  2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

  3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

  4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

  5. Оформлять медицинскую документацию.

  6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

  7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

  8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

  9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

  10. Владеть основами гигиенического питания.

  11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

  12. Осуществлять сестринский процесс

На практическом занятии по данной теме у студентов формируется умения по проведению лечебно-диагностических манипуляций, решению ситуационных профессиональных задач.

В ходе практической работы студенты овладевают и закрепляют умения:

  • обеспечить свободную проходимость дыхательных путей;

  • провести искусственную вентиляцию легких методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос";

  • провести непрямой массаж сердца.

Учатся соблюдать противоэпидемический режим ЛПУ.

Формируются умения оформлять документацию. Обеспечивать пациента предметами ухода. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций: АД, ЧДД, ЧСС.

Практические занятия подготавливают студентов к предстоящей трудовой деятельности, поэтому важно развивать у студентов аналитические умения. Характер заданий должен быть построен таким образом, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать патологические состояния, видеть, понимать, решать, возникающие проблемы пациентов и намечать пути проведения сестринского процесса.

Наблюдения за выполнением практической работы дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, отрабатывать практические навыки, регулировать темп работы.

Процесс реализации педагогической идеи.

Учебно-методический комплекс по теме «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ» содержит методические разработки лекционного занятия, практического и семинарского занятия профессионального модуля « Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными»

В содержание педагогической деятельности методической разработки лекционного занятия входит постановка дидактической, воспитательной и развивающей целей занятия, формирование общих компетенций таких, как:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В методической разработке лекционного занятия акцентируется внимание на междисциплинарных (входящих) связях с такими дисциплинами как «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Патологическая анатомия». Знания, полученные студентами на этих предметах, помогут лучше усвоить изучаемый материал на лекционном занятии. Использование наглядного материала в виде слайдов, таблиц внесет в лекцию разнообразие и интерес к изучаемому материалу.

Для активизации лекции применяются опережающие задания студентам, которые опираются на внутри-дисциплинарные и междисциплинарные связи.

При изложении лекции соблюдается строго режим времени, что помогает не только изложить лекцию, но сделать обобщение, выводы, осуществить контроль качества усвоения и осмысления материала.

В мотивации темы акцент делается на профессиональную значимость данной темы, объясняется студентами, где они могут работать, какие будут у них функциональные обязанности, а это вызывает интерес к будущей профессии.

Внимание уделяется самостоятельной работе студентов, что расширит знания студентов.

Рекомендуемая литература поможет осознанно усвоить данную тему.

Для лучшего усвоения лекции студентам предлагаются вопросы, которые опираются на междисциплинарные связи. Лекция излагается в соответствии с вопросами плана, с использованием показа слайдов, что способствует закреплению наиболее существенных моментов лекции.

Для диагностирования усвоения лекции студентам можно предложить вопросы для самоконтроля или тестовые задания.

Тема лекции выходит на практическое занятие, поэтому внимание уделяется домашнему заданию, используемой литературе, самостоятельной работе, что помогает студентам лучше подготовиться к практическому занятию.

В содержание педагогической деятельности методической разработки практического занятия входит обоснование проблемно-развивающего метода обучения, который сочетает в себе монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный системы обучения.

Формируемые профессиональные компетенции помогут студентам лучше понять свою будущую профессию - медицинской сестры.

Для качественного проведения практического занятия необходимо каждое рабочее место оснастить необходимыми инструментами, перевязочными средствами, антисептиками, лекарственными препаратами, инъекционными средствами для обеспечения парентеральных введений, что позволит выполнять практические задания каждому студенту. Кроме того, методический материал занятия должен иметь методическое обеспечение: методические указания к проведению практических манипуляций, алгоритмы действия, ситуационные задачи и др.

При подготовке к практическому занятию студенты используют опережающее задания, что способствует усвоению знаний.

В методической разработке применяется метод работы малыми группами с элементами ролевой игры.

Именно поэтому качественное преподавание данного модуля важно для подготовки компетентных специалистов. Это и нацеливает меня на все более активное использование инновационных технологий.

Мои занятия выстраиваются по определенному алгоритму. На первом этапе студенты получают теоретические знания. На втором овладевают практическими навыками. Третий же этап посвящен отработке практических манипуляций в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства студента).

Наиболее современным методом обучения студентов практическим навыкам деятельности является использование метода работы малыми группами с элементами ролевой игры. Большую роль в поставленной цели играет применение на практических занятиях медицинских фантомов, муляжей, имитаторов, основная задача которых – создание клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным. Студент под руководством преподавателя путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом.

Преимущества обучения на манекенах, тренажерах, имитаторах:

- реалистическое обучение без риска для пациента;

- длительность выполнения манипуляции не ограничена;

- количество повторов не ограничено;

- без первичного стресса для студента;

- объективная оценка действий студента.

В своей работе по обучению использую приём работы в малых группах, как один из активных методов обучения, который позволяет студенту развить клиническое мышление, формировать профессиональные умения и навыки, отрабатывать взаимодействия в команде, усваивать правила эффективного общения. Хотя этот прием в полной мере не заменит клиническую практику, однако он значительно повысит уровень практической подготовки, сократит число ошибок при диагностике, лечении и выполнении сестринских вмешательств. Работа каждого члена малой группы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом. Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.

Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели). Преподаватель ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал какой-то другой группе.

Общая награда (взаимозависимость на основании общей награды). Члены группы выполняют контрольную работу и в дополнение к своей собственной оценке получают еще одну, если оценки всех членов группы были не ниже четверки (тройки, пятерки — как будет удобно учителю).

Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей). Каждый член группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.

Задания (взаимозависимость на основании отдельных заданий). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились.

Главным лозунгом групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке — или вместе выплывем, или вместе утонем».

Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп, — создание условий, не позволяющих кому-то из ребят спрятаться за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Индивидуальные контрольные работы позволят оценить знания каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Если результатом работы было создание общего продукта, поставить индивидуальные оценки будет более сложно. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. В этом случае помогут специальные процедуры оценки деятельности всей группы в целом и отдельных ее членов.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д. Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно.

Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:

— все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;

— выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

— сотрудничает с другими членами группы;

— вежлив со всеми членами группы;

— помогает улучшать работу группы

По этому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.

Кроме соблюдения этих условий для успешной организации работы малой группы желательно, чтобы преподаватель сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную ≪обратную связь≫. Для того чтобы подбодрить более робких студентов, он может рассказать о том, как нелегко ему бывает высказаться на каких-то собраниях, какие чувства он испытывает, как преодолевает их и какую пользу это приносит общему делу.

Подготовка к работе в малых группах

1. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.

2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.

3. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить студентов на группы.

4. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

5. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.

6. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).

7. Подготовьте помещение для работы малой группы .

Практическое занятие завершается после разбора допущенных ошибок, затруднениям при выполнении практических манипуляций. Разбор необходимо проводить при активном участии студентов.

Подводя итоги практического занятия, уделяется внимание на достигнутых целях занятия, на формируемых профессиональных компетенциях, объявляются отметки студентам, отмечаются студенты, которые показали лучшие результаты в практической работе и подготовке к практическому занятию.

Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта.

В труде преподавателя нет постоянных постулатов:

постоянно развивается и изменяется область знаний в реанимации, основы которой преподает преподаватель, меняется контингент студентов, обогащается педагогическая наука. Это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, более оптимальных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества со студентами, работодателями, пациентами в процессе обучения.

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщения накопленного опыта.

Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по теме «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ» - это одна из обязанностей преподавателя профессионального модуля. Данная работа направлена на совершенствование методики преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными».

При изучении данной темы студенты овладевают профессиональными и общими компетенциями, а навыки овладения приемами элементарной сердечно-легочной реанимации и решение профессиональных ситуационных задач приближает студентов к будущей профессиональной деятельности.

В дальнейшем данная тема выходит на итоговое занятие по практическому обучению, а позже вопросы темы и ситуационные задачи входят в экзаменационные билеты по сертификационному экзамены и итоговой государственной аттестации.

При изложении лекции уделяется внимание ключевым понятиям данной темы. Усвоение лекционного материала может происходить в традиционной форме в виде вопросов для закрепления, полученных знаний. Можно составить тестовые задания, которые смогут лучше подготовить студентов к опросу на практическом и семинарском занятиях.

Формирование профессиональных компетенций на практическом занятии поможет студентам легче адаптироваться в профессиональной среде при прохождении производственной практики и в будущем по окончании колледжа при работе в учреждениях практического здравоохранения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ


Чтобы убедиться в целесообразности выбора, мною были проведены исследования.

Объект исследования – студенты второго курса по специальности «Сестринское дело»

Я решила обосновать эффективность работы малыми группами с элементами ролевой игры. Чтобы убедиться в этом, мною была проведена исследовательская работа в течении двух лет.

Оценки

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

0524 (1)

0524 (2)

МС 024(2)

МС 024(1)

5

4

3


4

7

5

7

8

3


1

1


2

-

-


-

Средний балл

4,3

4,2

3,8

4,0

% качества

100

88

87

100


Предмет исследования – уровень качества знаний студентов по данной теме.

Гипотеза: использование метода работы малыми группами с элементами ролевой игры

Результаты отражены в таблице, через показатели среднего балла и процента качества успеваемости, они позволяют сделать вывод о том, что средний балл в бригаде, где используется метод работы малыми группами с элементами ролевой игры выше, чем в той бригаде , где использованы другие классические методы.

Если учесть, что на практических занятиях формируются профессиональные компетенции - качественный показатель, формирование умений и навыков студентов, является определяющим.

Преподавание велось в двух бригадах в 2013-2014 уч. год – 0524 (1 бригада), по методу работы в малых группах с элементами ролевой игры, группа 0524 (2 бригада) – работала обычными классическими методами.

В 2014-15 учебном году в группе МС 024 (1 бригада), по методу работы в малых группах с элементами ролевой игры, МС 024 (2 бригада) работала обычными методами.

Таким образом в течении двух лет проводилась апробация применения метода работы малыми группами с элементами ролевой игры

Способы исследования:

1 способ:- демонстрация манипуляции преподавателем на фантоме, студенты повторяют на фантоме манипуляции и оценивают друг друга.

Положительные стороны данного способа работы:

  • работа с фантомами способствует автоматическому запоминанию манипуляций;

  • ведя работу на фантомах, студенты оценивают друг друга, учитывая недостатки своих коллег при выполнении своей работы.

Отрицательные стороны способа работы:

  • не вырабатывается в полном объеме навыки общения с пациентом;

  • студент несет ответственность только за свои действия;

  • требуется больше времени.

2 способ: демонстрация манипуляций преподавателем в паре со студентом (использование элементов метода «ролевая игра»), студенты делятся на группы 2-3 человека (работают малыми группами), оценивая свою работу и работу каждого.

Положительные стороны 2 способа работы:

  • отрабатываются навык общения с пациентом (так как вместо фантома студент);

  • работает обратная связь «пациент - медсестра» и «медсестра-пациент);

  • работая в паре, происходит развитие клинического мышления и логическая выработка действий;

  • отрабатывается одна из необходимых: общих компетенций - работа в коллективе.

В бригаде, где использовался метод работы малыми группами, средний балл на 0,2 больше, а качественный показатель выше на 15%

Результаты

Оба способа работы со студентами на практических занятиях имеют право на существование.

Второй способ в большей степени удовлетворяет потребностям практического здравоохранения и ФГОС.

Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры занятия и методах обучения, главное, чтобы они обеспечивали высокую результативность обучения и воспитания. Важность нововведения можно понять, только сопоставляя прежние жесткие требования обязательное соблюдения формальных ступеней занятия с нынешними идеями свободного конструирования,

Таким образом, в процессе обучения, включающем работу малыми группами с элементами ролевой игры, студенты могут осознанно выбирать цели и средства деятельности, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитания потреб­ности в самообразовании, стремления к повышению уровня теоре­тической и практической подготовки. Актуальное значение приоб­ретает развитие профессионального мастерства преподавателя, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессио­нальных качеств преподавателя, его квалификации и уровня мето­дической подготовки. Суть пребывания студента в образовательной среде — максимальное раскрытие способностей, проявляющееся в его реальном поведении.

Требования к медицинской сестре в современном обществе возросли. Ее роль не ограничена рамками выполнения назначений врача. Медицинская сестра должна в совершенстве владеть не только техникой выполнения манипуляций, но и искусством общения с пациентами, их родственниками, стремиться к постоянному самосовершенствованию, повышать свой образовательный уровень, проводить исследования с целью улучшения качества обслуживания пациентов.


Литература

  1. И.П. Пастухова, Преподавателю среднего специального учебного зрения, о создании методической разработки (учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки), М.: 2005 г.

  2. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко, Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях, учебное пособие (Текст) М. «Мастерство», 2001 г.

  3. Е.С. Палат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, учебное пособие (Текст), М. Academia, 2001 г.

  4. В.А. Ситаров, Дидактика, учебное пособие (Текст), М., Academia, 2004 г.

  5. С.А. Смирнова, Педагогика, Педагогические теории, системы, технологии, учебник (Текст), М., Academia, 1999 г.

  6. Зверева В.И., Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей, М., УЦ «Перспектива», 2000 г.




23