СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - практическая конференция "Значение традиций и обычаев тувинского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель данной работы:показать  обряды и традиции тувинского народа современной молодежи.

  Задачи:

1. Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.

2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.

Предмет – традиции и обычаи тувинского народа

Объект –значение традиций (обычаев) и их роль для современной молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Научно - практическая конференция "Значение традиций и обычаев тувинского народа"»

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва

«Тувинский строительный техникум»














Исследовательская работа

на тему:


«Значение народных традиций

для современного общества»







Выполнила: обучающаяся 1 к. 18 гр.

по профессии «Делопроизводитель»

ГБПОУ РТ «ТСТ»

Саая Дан-Хая


Рук-ль: преподавательобществознания Очур А.В.




Кызыл - 2016


Содержание



  1. Введение………………………………………………….…… стр. 3


  1. Основная часть

Глава 1. Тувинские традиции и обычаи…………….…...… стр. 5

1.1. Культ огня ……………………………………………….... стр. 5

1.2. Духи – хозяева природных объектов………………..…... стр. 6


  1. Исследовательская часть…………………………….………. стр. 8

Глава 2. Значение традиционной культуры тувинского этноса в настоящее время. ……………………………………….……...стр. 8


  1. Заключение…………………………………………….………. стр. 10



  1. Список использованной литературы и источников……… стр. 12













Введение


Эпоха Возрождения, Н. Макиавелли: 

«Легче завоевать страну, чем изменить ее традиции».


В. В. Пyтuн:

«…Культура является важнейшим носителем традиций,

сформировавших российский народ как единую общность

и составляющих основу российской государственности».


Традиции (лат. traditio: передача) включают элементы социокультурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и др.), процесс и способы их наследования. Они сохраняются и передаются от поколения к поколению. Это и обеспечивает устойчивость («живучесть») традиций и культуры в целом.

Традиции существуют во всех формах культуры - духовной и материальной. Можно говорить о моральных, религиозных, научных, национальных, трудовых, художественных, общественных, семейных, бытовых и прочих традициях.

Традиции обусловливают базовые тенденции развития тех или иных культур. Каждый человек, отдельная социальная группа, общество в целом обладают собственными традициями (для индивидуумов - привычки). Отсюда множественность и противоречивость традиций, культурных форм и их интерпретаций. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено множественностью соответствующих культурных традиций.

Традиции непрерывны, необратимы и невозобновимы.
Если традиция естественным образом иссякла и пресеклась или была искусственно прервана, ее воссоздание обречено на неудачу. Традиции отмирают, когда перестают существовать вызвавшие их к жизни потребности, в отсутствие которых не могут возродиться и удовлетворявшие их некогда традиции, уже утратившие корни в окружающей действительности.

Принудительное прерывание традиции необратимо нарушает инерцию ее существования в сознании и быту; утрачивается привычка к ее исполнению и иссякает необходимость в этой традиции. Происходит, как говорят философы, «перерыв постепенности» (скачок), который, в силу законов диалектики, уже не позволяет восстановить ее в той же форме и том же качестве. Искусственно возрожденная традиция нежизненна, сколь бы искусной ни была ее реставрация.

Поэтому не следует отбрасывать традиции, разрушать старые духовные ценности, перечеркивать историческую память.

С другой стороны, культура не может жить только традицией. Новые поколения людей творчески перерабатывают культурные достижения прошлого. Например, мода (новаторство) всегда «подправляет» обычай (традицию).

Нас заинтересовало, как же соблюдаются обрядовые традиции тувинцами на сегодняшний день? Необходимы ли в современных условиях знания обрядов и традиций своей национальности?

  Из данной проблемы и определилась тема нашей работы: «Традиции и обычаи тувинского народа».

  Цель данной работы:показать  обряды и традиции тувинского народа современной молодежи.

  Задачи:

1. Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.

2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.

Предмет – традиции и обычаи тувинского народа

Объект –значение традиций (обычаев) и их роль для современной молодежи.











Глава 1. Тувинские традиции и обычаи.


1.1. Культ огня


К традиционным верованиям у тувинцев относится почитание родового, семейного очага. Культ огня испокон веков является универсальным, широко распространенным в жизни. Это проявлялось в погребальном обряде как сжигание места захоронения, в быту – кормление огня, его почитание. До сегодняшнего дня существуют суеверные запреты в отношении чистоты домашнего очага.

В Туве культ семейного очага считается заботой и участью женского пола. Сам огонь олицетворяется в женском образе «От-ине» у тувинцев.  Вероятно, это пережиток материнско-родового строя. Тувинцы окуривали свое жилище артышем (можжевельником) для изгнания недобрых духов.

В древности у тувинцев существовал добрый обычай – приглашать к себе на юрту человека, проходящего мимо аала (чабанское стойбище), обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, угощая и уважая его самым почитаемым напитком – горячий чай с молоком и всякими другими яствами. В народе говорили: «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это была форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «молочная пища» – «ак чем». И за чашкой горячего чая они имели обыкновение расспрашивать друг друга о жизни, быте, здоровье, семье, а также обмениваться новостями.

Следующим древним обычаем было почитание и освящение кустарников и деревьев. В традиционном сознании дерево символизируется защитником всего живого. У тувинцев духи неправильно сросшихся деревьев якобы полагаются духами-покровителями одиноких странников или духами-опорами шаманов. Необходимо отметить, что у тувинцев почитаемым деревом являлась лиственница.


1.2. Духи – хозяева природных объектов


В почитании местных духов отчетливо прослеживается то, что они в прошлом носили семейный и родовой характер. Данный древний обычай отражал родовую собственность на различные земли (кочевья и пастбища, промысловые угодья), существовавшую в прошлом и местами сохранившуюся до наших дней. Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники. Им посвящались ежегодные коллективные моления мужской половины рода, сопровождаемые поклонением и кормлением духа-хозяина. До сих пор у тувинцев в отдельных родах совершают коллективные моления горным и речным духам, считающимся духами-покровителями. У тувинцев определенного наименования данного обычая не зафиксировано, но аналогичный запрет имел место.
Общинные нормы и обычаи имелись у тувинцев также и в охоте. Промысловые культы тувинцев представляют собой комплекс обрядов, направленных на обеспечение успеха при охоте. Промысловые обряды проводят сами охотники во время и после промысла.

Господствующую роль в промысловых культах тувинцев играет общее почитание хозяина природы, тайги и животных. Традиционным было представление о хозяине всех зверей – духе-хозяине тайги «тайга ээзи», от которого и зависит удача в охоте. Считалось, что духи будут одаривать человека дичью, только если он проявляет должное уважение и почитание к ним, соблюдает все требования охоты. За нарушение и вольное поведение духи наказывают охотника, не давая ему добычи.

А добытый промысел охотники обязательно делили на равные части между собой, безотносительно, каково количество и качество добытых зверей. Далее у них бытует обычай обязательно делить между жителями одного поселения мясо. Если кто-то в поселении колол свою корову, то, по древнему красивому обычаю, каждый житель данного села должен был получить хотя бы по кусочку «изиг-хана» (вареная кровяная колбаса, тонкая кишка). В каждую семью они давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед. Этот обычай всенепременно связан со следующим- «хап дүптээр».

Суть обычая заключается в том, что мешок, в котором родственники или соседи привозили или приносили друг другу любые продукты (гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. Его обязательно возвращали хотя бы с маленьким кусочком какого-либо продукта. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

С представлением о том, что духи имеют материальную природу, хотя и более тонкую, чем тела физического мира, связан обычай их кормления. Духам-хозяевам отдельных мест тувинцы и сегодня приносят в жертву ленточку из материи «чалама», повязывая их на шесты «оваа» или ритуальные деревья. Выбирали гору поблизости от летних стойбищ, т.к. моление обычно проводилось в августе или начале сентября.

Особым почитанием у тувинцев, в отличие от хакасов, пользовались духи-хозяева целебных источников «Аржаанов», и выздоровление воспринималось как дар духа-хозяина источника.














Глава 2. Значение традиционной культуры тувинского этноса в настоящее время.


Таким образом, можно отметить, что тувинский народ, за долгую историю формирования, генетически соприкасаясь на разных этапах своего развития с разными племенами и народами, испытывая благотворное влияние разных культур и цивилизаций, унаследовал и создал уникальные образцы памятников истории и культуры, датируемые разными эпохами.

В республике Тыва повышается интерес к национальным особенностям, национальной культуре, языку, особым образом, к праздничной культуре и народным играм. Многие утратившие праздники в настоящее время вновь приобрели свою значимость и место.

Культура коренного населения Тувы – тувинцев – проходила разные этапы в своем развитии, которые во многом были взаимосвязаны с общими социальными процессами в республике.

Проведение праздников должно опираться на традиции и обычаи народа. При проведении различных праздников обязательным является соблюдение национальных традиций и обычаев. Неотъемными видами праздников являются и народные тувинские игры.

Государственное учреждение «Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел» создано на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 06.10.2008 № 584 «О создании государственного учреждения «Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел».

Учредителем «Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел» является Министерство культуры Республики Тыва.

Основная цель Центра:

- обеспечение условий для сохранения и развития традиционной культуры тувинского народа;

- сохранение и развитие народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, традиционной кухни, национальных игр и обрядов, музыкального фольклора в Республике Тыва;

- пропаганда тувинского национального культурного наследия.

Центр построен с целью сохранения и развития народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, традиционной кухни, национальных игр и обрядов, музыкального фольклора. Здесь под одной крышей расположились Тувинский национальный оркестр, Международный научный центр «Хоомей», мастерские по изготовлению национальной одежды и инструментов, сувенирной продукции, изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, всемирно известные фольклорные группы «Хун-Хурту», «Алаш», «Чиргилчин», «Тыва кызы». В здании имеется концертный зал на 160 мест, конференц-зал и шайлаарак (столовая).

Подобные центры открываются во многих регионах нашей страны не только для сохранения национальной культуры, но и для ее развития.

Большую роль в функционировании народных традиций играют праздники. В Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел неоднократно проводятся праздничные мероприятия, цель которых – трансляция и сохранение тувинских традиций. Вообще, праздничная культура тувинцев восходит своими корнями к традиционным истокам, остающимся ее ядром и питательной средой для развития. Она представляет собой сложный по содержанию, морфологии и динамике феномен, в котором отражаются быт, традиции, религиозные культы, важнейшие даты истории тувинского этноса, современный общероссийский праздничный календарь. Одним из основных элементов праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются народные игры. Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придавали его играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от игр других этносов.

Заключение


Историко-культурное наследие тувинского народа имеет особенные черты. А распад Советского Союза в свою очередь способствовал росту национального самосознания. Сегодня усилиями местной интеллигенции возрождены многие обычаи и обряды. Можно сказать, что тувинцы сумели сохранить традиционные верования, которые требуют дальнейшего развития и соблюдения.

Сохранение и возрождение национальных традиций и обычаев является одним из самых важных вопросов в любой нации, в любом государстве.

Тувинцы являются одним из немногих народов, которым удалось сохранить свои древние традиции и обычаи до сегодняшнего дня, несмотря на различные внешние факторы. Тувинские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия тувинского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Традиции, без которых невозможно представить себе Туву – это горловое пение «хоомей», распространившееся по всему миру брендом Тувы, национальная борьба «Хуреш», и резьба по камню (агальматолиту).

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.

В современных условиях происходит исчезновение традиций и обрядов тувинского народа. Этот факт послужил возникновению повышенного интереса к ее изучению. Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций, но хотелось бы узнать о них из первых уст, ведь скоро это  будет невозможно, потому что остается очень мало людей, которые могли бы о них рассказать. 

В данной работе мы показали некоторые  традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества -  от рождения до трех лет, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем. Хочется надеяться, что вы, услышав эту работу, захотите сами прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений своего народа, возгоритесь желанием понять их сущность, написать что – то свое, задумаетесь о возвращении в жизнь наиболее ценных из них. И начнете с себя, «очищая себя под них».
























Список использованной литературы и источников


  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура тувинцев: учебное пособие / В.Д. Бабуева. - Улан-Удэ, 2004. – 228с.

  2. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии / С.И. Вайнштейн. - М.: Наука, 1991.- 296 с.

  3. Вайнштейн, С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ - н. ХХ в.) / С.И. Вайнштейн // Советская этнография. - 1959. - №6. - С. 80-86.

  4. Доржу, З.Ю. К общим вопросам кочевой общины тувинцев на рубеже 19-20 вв. / З.Ю. Доржу, А.Ч. Ашак-оол // Природные условия, история и культура западной Монголии и сопредельных регионов. - Томск, 2001. - С. 119-120.

  5. Каруновская Л.Э. Из тувинских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник МАЭ. – Т. 6. - 1987.

  6. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 298 с.

  7. Кужугет А.К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – XX века). – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002.

  8. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. – М.: Высшая школа, 2002. – 207 с.

Интернет – источники

http://studopedia.su/

http://www.tuva.asia/

http://www.hintfox.com/


10