СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФИПИ о выполнении заданий 16 и 17 на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что учесть для успешного выполнения заданий 16 и 17 в тестах на ЕГЭ 

Просмотр содержимого документа
«ФИПИ о выполнении заданий 16 и 17 на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году»


ПУНКТУАЦИЯ


Обратите внимание! Все задания 17–20 имеют в КИМ ЕГЭ по русскому языку одинаковую формулировку («Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые)»). Она предполагает различное количество цифр в ответе – от 1 до предельно возможной по условиям задания.


Для успешного выполнения ЗАДАНИЯ 16 («Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении») следует в том числе различать однородные и неоднородные определения. Поможет Вам в этом сравнительная таблица.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Однородные

Неоднородные

Обладают теми же признаками, что и все другие однородные члены предложения:

  • характеризуют предмет с одной стороны,

  • зависят от одного слова и отвечают на один вопрос,

  • связаны сочинительной связью между собой, то есть не зависят друг от друга, произносятся с перечислительной интонацией.

Не имеют признаков однородных членов

Предложения характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение, лишены перечислительной

интонации.

Дождевые капли переливались на солнце

жёлтыми, красными цветами.


Мы выезжаем из мрачного леса на великолепную, сияющую под солнцем поляну.

Крупные дождевые капли переливались на солнце всеми цветами радуги.


Мы выезжаем из мрачного леса на сияющую под солнцем великолепную поляну.


Примеры конструкций, приведённых в таблице последними, были включены в языковой материал задания 16 по причине того, что имеют высокую частотность использования в речи говорящих и пишущих, а также широко представлены в школьных учебниках по русскому языку разных лет издания.


Автор(ы)

Класс

Формулировка правила и/или дидактический материал


М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.

8

Запятая также ставится, если есть сочетание определения с причастным оборотом, но после оборота запятая не ставится:

Гляжу на чёрную, засохшую крупинками землю.

Л.М. Рыбченкова и др.

8


Однородными обычно являются одиночное определение и следующее за ним определение, выраженное причастным оборотом:

Простой, добротно сделанный стол стоял у окна.

В.В. Бабайцева и др.

Теория

5–9

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного, между ними ставится запятая:

Мы выезжаем из мрачного леса на великолепную, сияющую под солнцем поляну.

Если причастный оборот стоит перед определением-прилагательным, то запятая между ними не ставится:

Мы выезжаем из мрачного леса на сияющую под солнцем великолепную поляну.

Л.А. Тростенцова и др.

8

Осыпавшиеся осенние листья.

Прекрасные, несколько серьёзные для возраста Ассоль глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ.

С.Г. Бархударов и др.

8

Послышался звонкий, какой-то улыбающийся голос.

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

10–11

запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. …преждевременно поседевшими курчавыми волосами... …русская вышитая рубаха.

И.В. Гусарова

10–11

Однородны одиночное определение и следующий за ним причастный оборот: Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, тронутом поздней осенью саду.


Обратите внимание! Учитывая тот факт, что в индивидуально-авторской пунктуации всегда у препозитивных определений (определений, стоящих до определяемого слова) можно найти тот или иной общий признак, особенно с учётом выбранных интонации, паузы и логического ударения (например, ср.: Мы жили в подвале большого каменного дома. – Для туристической базы отведён большой, каменный дом.). Разработчики КИМ ЕГЭ по русскому языку опираются на традиционную, классическую концепцию, отражённую в общих, универсальных пунктуационных правилах школьных учебников. Так, в задании 16 определения «большой» и «каменный» всегда являются неоднородными, поскольку характеризуют предмет с разных сторон. Более того, одно определение («большой») выражено качественным именем прилагательным, другое («каменный») – относительным именем прилагательным. По правилу неоднородные определения не разделяются запятой.


Кроме того, индивидуально-авторская пунктуация не предполагается в конструкциях с повторяющимся сочинительным соединительным союзом (за исключением фразеологизмов), например: Семья купила и дом, и квартиру.


Обратите внимание! В заданиях ЕГЭ по русскому языку, в частности в задании 16, могут использоваться смежные явления с теми, которые напрямую контролируются в задании. Так, слово ИЛИ может выступать в разных функциях: как средство связи однородных членов или частей сложного предложения и как связующий элемент при приложении. Ср.:

  1. Здесь лакомились белка или заяц.

  2. Здесь лакомились или белка, или заяц.

  3. Лакомилась белка, или лакомился заяц.

  4. Здесь лакомилась белка или лакомился заяц.

  5. Здесь лакомился беляк, или заяц.


Обратите внимание! В конструкции Вдалеке шелестели кроны деревьев и слышался тихий едва различимый лай собаки ставится одна запятая, а именно после прилагательного тихий, так как вдалеке – общий второстепенный член. При этом словосочетание едва различимый нельзя считать уточняющим членом к слову тихий, поскольку уточняющие члены предложения контролируются заданием 17, а не заданием 16.


В ЗАДАНИИ 17 ЕГЭ по русскому языку используются предложения с однозначными структурами с точки зрения обособления определений и обстоятельств. Так, по общему правилу одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда. Что касается причастных оборотов, то по общему правилу обособление происходит, если причастный оборот стоит после определяемого слова, и не происходит, если причастный оборот стоит до определяемого слова.


Обратите внимание! При этом важно знать изучаемые в школе ИСКЛЮЧЕНИЯ из названных правил. Например, не обособляются фразеологизированные деепричастные обороты (нестись сломя голову); и наоборот, обособляются определения, стоящие до определяемого слова, в случае, если определяемым словом является личное местоимение (низенький, коренастый, он был чрезвычайно силен), а также в случае, если определение имеет добавочное обстоятельственное значение (испуганный шумом, барсук бросился в сторону = барсук бросился в сторону, потому что был испуган шумом).