1 | Городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми физкультурно-спортивной направленности на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6». Цель деятельности ресурсного центра: создание системы выявления, сопровождения (информационного, организационного, психологического) и поддержки одаренных детей и распространение успешного инновационного опыта, связанного с освоением и применением актуальных образовательных и управленческих практик в работе с одаренными детьми на уровне муниципалитета. | В течение 2017-2019 гг. в рамках работы ресурсного центра было проведено более 30 мероприятий информационной и спортивно-массовой направленности для 1762 учащихся школ города Тамбова и педагогов города и области. В 2018-2019 гг. проведены мероприятия, направленные на выявление одаренных детей и корректировку индивидуальных образовательных маршрутов развития спортсменов: - первенство МАУДО ДЮСШ №6 по плаванию; - первенство МАУДО ДЮСШ № 6 по плаванию «День Стайера»; - открытое первенство города Тамбова по плаванию; - соревнования по волейболу в рамках ассоциации «Спортивные надежды»; - соревнования «Веселые старты на воде» в рамках ассоциации «Спортивные надежды»; - соревнования «Веселые старты» в рамках ассоциации «Спортивные надежды»; - открытый рождественский турнир по волейболу в рамках ассоциации «Спортивные надежды». А также была организована серия мастер-классов для тренеров-преподавателей по дзюдо и обучающихся на тему: «Аттестационные требования по присвоению квалификационных степеней КЮ по дзюдо», что способствовало повышению профессиональной компетентности педагогов и их учащихся. По результатам работы в 2019 году МАУДО ДЮСШ №6 стало призером муниципального этапа открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной деятельности среди организаций дополнительного образования ФСН. |
2 | Педагогический проект сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций «Ассоциация «Спортивные надежды» В настоящее время наблюдается тенденция по снижению двигательной активности у детей и подростков. Малая двигательная активность приводит к различным проблемам, связанными со здоровьем. Модель сетевого взаимодействия позволяет привлечь максимальное количество детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обогатить двигательный опыт, выявить одаренных детей и приобщить к здоровому образу жизни. Основными мероприятиями по реализации проекта являются: -проведение совместных спортивно-массовых мероприятий; - проведение совместных семинаров и мастер-классов для повышения профессиональной компетентности педагогов; - проведение педагогических советов по теме проекта; - проведение дней открытых дверей МАУДО ДЮСШ№6; - проведение показательных выступлений учащихся МАУДО ДЮСШ №6, спортивных соревнований и праздников. | - развитие модели сетевого взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями; -увеличение количества учащихся вовлеченных в досуговую деятельность; - увеличение количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом и вовлеченных в систему дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; - повышение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся; - увеличение количества педагогов вовлеченных в проектную деятельность; - повышение профессиональной компетентности педагогов; - увеличение количества детей, занесенных в областной банк одаренных детей 2016г.- 16 чел, 2017г.-27чел, 2018г.-33 чел. -увеличение общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте: 2016г.-5, 2017г.-5, 2018г.-6. - увеличение количества учителей по физической культуре, принимающих участие в проекте: 2016- 21, 2017-26, 2018-30 человек. - увеличение количества детей, принимающих участие в проекте: 2016-510, 2017 -615 2018- 762 человека; - участие детей в соревнованиях разного уровня: - 1 чел. серебряный призер Всероссийского турнира «Кубок Черноземья» по рукопашному бою (2018г.); - 1 чел. бронзовый призер в I летней Спартакиаде учащихся (юношеская) России по плаванию (2019г.); - 1 чел. серебряный призер с составе ЦФО-1 на Первенстве России по дзюдо (2019г.); - 1 чел. серебряный призер на первенстве ЦФО по плаванию (2019г.); - 1 чел. бронзовый призер на первенстве ЦФО по дзюдо (2019г.); - 1 чел. бронзовый призер на первенстве ЦФО по рукопашному бою (2019). |
3 | Организационно-управленческие аспекты интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество через систему дополнительного образования. Интеграция детей-инвалидов в социум тесно связана с физической реабилитацией, направленной не только на преодоление, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, нравственных и морально-волевых качеств. Плавание – один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц, доступен человеку с раннего детства и до глубокой старости – один из важнейших этапов комплексного лечения. Ключевые мероприятия по реализации программы включают несколько направлений: - тренировочный процесс по обучению плаванию; - проведение совместных досуговых и спортивных мероприятий; - психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции; - обучение и обмен опытом участников проекта. | - разработана эффективная структура управления процессом интеграции; - апробирован и внедрен проект сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, общеобразовательных учреждений с общеобразовательными учреждениями коррекционной направленности; - разработана и апробировна программа «Плавание» для детей различных нозологических групп; - разработана досуговая программа мероприятий по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Результаты участия в конкурсах: 1.Всероссийский конкурс ФМВДК "Таланты России", номинация: "Спорт и здоровье", диплом I степени, 2019г. 2.II этап регионального конкурса компетентностных тренингов и модульных образовательных программ, ориентированных на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, номинация "Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, ориентированная на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации", диплом I степени, 2019г. 3.II Всероссийский конкурс "Нам со спортом по пути", дипломант I степени, 2019г. |
4 | Программа социально-педагогической поддержки детей, имеющих отклонения в поведении «Секреты эффективного общения» Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам, так как психоэмоциональная подготовка спортсмена не менее важна, чем тренировка физических качеств. Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о том, как общаться, и навыков конструктивного взаимодействия. Занятия спортом позволяют снизить уровень агрессивности у подростков за счет развития морально-волевой сферы, повышения уровня самоконтроля в поведении и деятельности, обуздания эмоциональных проявлений. Анализ социального состава учащихся групп отделения единоборств и волейбола ДЮСШ №6 показал следующие результаты: 70 % обучающихся из неполных семей, 40% обучающихся из малоимущих семей, 19% обучающихся имеют отклонения в поведении, из них 1%- состоят на учете в ПДН и ЗП, 8% - на внутришкольном учете общеобразовательных школ. Дети, имеющие отклонения в поведении – это учащиеся занимающиеся в течение нескольких лет в секции, и чаще всего имеющие значительные результаты. Агрессию, конфликтность и негилизм они проявляют, как правило, в подростковом возрасте. Таким образом, агрессивность подростков, занимающихся спортом, является стимулом к победам в спорте. При этом следует учесть, что длительные занятия спортом могут привести к трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе. Наблюдения, анализ анкетирования детей и родителей, анализ социальных карт обучающихся групп отделения единоборств и волейбола подтолкнули нас к созданию серии компетентностных коммуникативных тренингов, ориентированных на детей, имеющих отклонения в поведении, занимающихся в секциях единоборств и волейбола. Цель тренинговой программы: формирование эффективных навыков общения, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя. Опираясь на возрастные особенности спортсменов подросткового возраста: значительное внимание к собственному внутреннему миру, погружение в себя, мечтательность, уход от реальности, опора на личное мнение (опыт), несогласие с мнением взрослых, большое количество негатива и самоуверенность, лживость, бурное проявление новых чувств (в связи с половым созреванием), нами разработан коммуникативный тренинг по трем блокам: «Секреты общения», «Справимся с агрессией вместе» и «Стоп конфликт». Адресат коммуникативного тренинга: учащиеся спортивной школы, имеющие отклонения в поведении. | - сформированность у детей и подростков способностей анализировать личностные особенности партнера по общению; - сформированные практические навыки по применению правил позитивного мышления; - сформированное умение устанавливать обратную связь с собеседником; - умение организовать собственную адекватную деятельность по выполнению сложных задач; умение работать в команде; - достижение нормы количественного показателя индекса враждебности - 6-7 ± 3, индекса агрессивности - 21 ± 4. Данный проект транслировался и стал участником II этапа регионального конкурса компетентностных тренингов, ориентированных на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации". В 2019 году в рамках реализации проекта МАУДО ДЮСШ №6 стало победителем и призером муниципального этапа XV Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам», в номинации: физкультурно-спортивные технологии». |
5 | Программа «Плавательный всеобуч» Проблема привлечения максимального числа детей и подростков города Тамбова для овладения жизненно необходимым навыком плавания, предотвращения несчастных случаев на воде, укрепления здоровья и всестороннего физического развития, увеличение числа детей, систематически занимающихся плаванием крайне необходимо. Для решения данной проблемы коллективом МАУ ДО ДЮСШ №6 разработан проект «Плавательный всеобуч», предусматривающий массовое обучение плаванию в условиях крытого плавательного бассейна; на открытых плавательных водоемах; в спортивных и оздоровительных лагерях | - уменьшение уровня заболеваемости среди детей; - улучшение физической подготовленности детей; -улучшение координационных способностей детей; -улучшение психоэмоциональной сферы младших школьников; - уменьшение несчастных случаев на воде с участием детей и подростков; - уменьшение числа подростков с вредными привычками; - увеличение объема двигательной активности. Проект «Плавательный всеобуч» в 2012 году принял участие в конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия» и вошел в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни. |
6 | Проект «Будь здоровым, успешным, спортивным!» Проектирование и внедрение системы, обеспечивающей выявление и дальнейшее развитие одаренных детей в спортивном плавании в условиях детско-юношеской спортивной школы. Задачи проекта: 1. Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей города Тамбова и их личностного роста. 2. Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей. 3. Раннее раскрытие способностей и склонностей воспитанников к физкультурно-спортивной деятельности. 4. Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс в работе с одаренными детьми Тамбовщины. 5. Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска. | - повышение мотивации учащихся к учению и уровню обученности за счет учета индивидуальных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик; - повышение уровня спортивных достижений и получение удовлетворенности от обучения в спортивной школе; - участие в соревнованиях различного уровня (муниципальных, региональных, Всероссийских), способствующих позиционированию спортивной школы; - создание банка данных «Одаренные дети», включающих информацию о тренерах-преподавателях, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах; - востребованность выпускников в профессиональных образовательных организациях; - осознание важности работы с одаренными детьми педагогами школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к развитию способностей учащихся. Результаты участия в конкурсах: 1.Призер муниципального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», 2019 г. 2. II Всероссийский конкурс "Нам со спортом по пути", дипломант I степени, 2019г. 3. Муниципальный этап IX Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2019», 2 место. |