СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неговорящие дети раннего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это в продолжение нашего разговора о неговорящих детях раннего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Неговорящие дети раннего дошкольного возраста»

Речь – это функция мозга. Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Для созревания каждой функции существует свое временное окно. Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и, если ему 2 года, и он не ходит – родители понимают что это не индивидуальные темпы развития, а серьезная проблема. Если ребенок не говорит в 2 года, у него тоже есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» – это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи – значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении. Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВ, дисграфия, дислексия. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком - тем меньше у него будет проблем в будущем. Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года? Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.



Нищева Н.В. шеф-редактор издательства "ДЕТСТВО-ПРЕСС" и журнала "Дошкольная педагогика».