СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некруглые даты. Гордимся и помним. Блокада Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Некруглые даты. Гордимся и помним. Блокада Ленинграда.»

Сценарий «Некруглые даты. Мы знаем. Мы помним»

Дети играют, читают книги, скачут, играют с игрушками, шепчутся (5-6 человек).  

Вед.:
Если скажут слово "Родина", 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дуб, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот. 
У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор… 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор. 
В лужах первые кораблики, 
Со скакалкой топот ног 
И большой соседней фабрики 
Громкий радостный гудок. 
Или степь от маков красная, 
Золотая целина… 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна! 

Вед.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель, разрушить города, поработить мирное население.

Голос Левитана


Запись "Священная война". В это время дети переодеваются в военную форму, берут автоматы.


Вед.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретного документа: «Блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.


Вед.

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!



Уч.

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...





Вед.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда должна остаться в памяти грядущих поколений.

Уч.

Что они пережили, расскажет историк,
Был сон их тревожен, и хлеб их был горек.

Да что там! Сравненья вовек не найти,
Чтоб путь описать, что пришлось им пройти!

Вед.

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город  и… в конце концов – сдадут его. Но гитлеровцы просчитались.

Уч.

Мы знаем - нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
и нашею будет победа.

Только факты

1. Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

2. На 6 сентября 1941 года запасы продовольствия в городе составляли: муки - на 14 дней, крупы - на 23 дня, мяса – на 19.

3. С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125.

4. В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо.

Уч.

Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.







Вед.

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.



Вед.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно  вывозили  раненых, больных,  детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.     

Только факты.

1.В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились.

2. В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

3. 15 тысяч ленинградских детей и подростков за мужество и героизм были награждены медалью «За оборону Ленинграда».


Вед.

Вот о чём поведали нам детские дневники блокадного Ленинграда.


Дневник Юры Рябинкина.


28 июня. Сегодня работал на строительстве бомбоубежища. Работа была адовая. Я отбил все руки молотком - все они теперь в царапинах.


1 сентября. Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль по карточкам. Настает голод. Медленно, но верно. Ленинград окружен!


29 октября. Я теперь еле переставляю ноги от слабости, а взбираться по лестнице для меня огромный труд. Мама говорит, что у меня начинает пухнуть лицо. А все из-за недоедания. Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба.




Дневник Леры Егошевой


6 ноября 1941 года.

Открылись школы. Занимаемся в галошах, пальто висят в классе, портфель всегда с собой, в тревогу идем в убежище, в перемену сидим в классе.


29 ноября. У Вали в бомбежку погибла мама. Бедная, что переживает Валя? Надо сходить к ней.


30 декабря. С 1-го по 5-е у нас каникулы. Будет елка в Михайловском с обедом из трех блюд. Да, такое время, что все связано с едой. Как ужасно голодать!


Дневник Гали Зимницкой


7 октября 1942год. У Зои несколько дней назад пропал любимый кот Кузька, а сегодня нашли за дровами его ярко-рыжую го- лову. Мне иногда попадались на глаза кошачьи головы, но только сейчас дошло, что начали есть кошек. Собак тоже не видно.


17 ноября. Сегодня мама не пустила меня в школу. С утра стреляли. Посыпались бомбы. К школе подъехали машины скорой помощи. В них грузили носилки с ранеными ребятами, сажали раненых учителей. Убило одного мальчика. Тяжело ранило нашего Павла Петровича. Не везет же человеку!


Дневник Тани Савичевой.


Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 .

Лека умер 17 марта в 5 час утра.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.

Мама 13 мая в 7.30 утра .

Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.



Уч.

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Вед.

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.


Уч.

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Вед.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Только факты

  1. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 7 километрах от города.

  2. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек.

Вед.

Солдаты сражались во имя мира. В передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах они писали письма домой. Письма посылали без конвертов, свернув их треугольником.


Инсценирование песни «Бьётся в тесной печурке огонь…» Звучит песня «Землянка» (К.Листов, А.Сурков). Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма».

Вед.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Уч.

Как мне вспомнить всё это хотелось:
Всю блокадную, страшную повесть,
Где в одних просыпалась смелость,
А в других просыпалась совесть!


Вед.

27 января – День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда. Весь мир знает о мужестве этого города и людей, 900 дней и ночей живших в условиях полного окружения врага. Без еды и воды, без тепла и света. Но с надеждой и верой в победу.

Вед. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Уч.

Детские наши сердца содрогаются,
Когда мысленным взорам картины те представляются.
Небо пусть вникнет детской мольбе:
"Не дай повториться той страшной беде!"
...Лучше б не было ее никогда,
Слишком страшная эта беда.

Вед.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Минута молчания.   Метроном.

«Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.

Песня. ( «Непоседы. «Россия, Россия, ты моя звезда»)