СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО "Необычный портрет"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством итальянского художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО "Необычный портрет"»

6 класс, III четверть

Тема. Необычный портрет

Цель. Расширение представлений учащихся о жанре портрета.

Задачи:

  • воспитывать интерес и уважение к культуре другого народа;

  • познакомить детей с творчеством итальянского художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо;

  • углубить представления детей о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения и творческой фантазии художника;

  • создать «арчимбольдеску» как самостоятельную творческую работу детей.

Оборудование: материалы: бумага, краски, кисти; зрительный ряд: презентация «Удивительный Арчимбольдо»; муляжи овощей и фруктов; музыкальный ряд: Вивальди «Времена года» .

Ход урока

I Организационный момент

II Подготовительная беседа

(слайд1) Звучит музыка Вивальди "Времена года", настраивающая на тему урока и близкая по времени к творчеству Арчимбольдо.(слайд 2)
Учитель: Сегодня звуки этой прекрасной музыки помогут нам перенестись в другое время, удаленное от нас более чем на 400 лет. В это время жил да был один художник, он создавал необычные картины-иллюзии. Звали его Джузеппе Арчимбольдо.( слайд 3) Родился Джузеппе в Италии, 26 лет он был придворным художником трех императоров Священной Римской империи, во главе которой стояла австрийская династия Габсбургов, а столица ее в те времена находилась в чешском городе Прага. Джузеппе поручали устройство пышных королевских праздников, процессий, свадеб, коронаций и рыцарских турниров. Он придумывал для них костюмы и декорации, а в свободное от почетных придворных обязанностей время рисовал свои картины, благодаря которым, в конце концов и прославился. Теперь мне интересно, действительно ли вы удивитесь, увидев его картины. (слайды 4-6)

Обмен впечатлениями:

  • В чём необычность портретов?

  • Какие знакомые мотивы угадываются в изображении?

Учитель: Рассмотрим более подробно один из портретов (слайд 7) Это портрет германского императора Рудольфа II. Император пригласил художника специально, чтобы он поселился во дворце и писал портреты его семьи и знатных особ. Арчимбольдо изобразил Рудольфа II в образе бога садов, сказочного божества плодородия Вертумна. Весь портрет составлен из даров природы. Какое изобилие плодов и овощей, цветов и фруктов! Это настоящий праздник урожая! Попробуйте назвать те из них, которые вы узнали.

Учитель: Во лбу - патиссон, на плече - артишок, виноград, вишни, сливы - всего не перечесть. Почувствуйте, с какой любовью и терпением написан каждый цветочек, каждая, даже самая маленькая ягодка, каждый колосок. Произведение стало вершиной мастерства художника. Ведь это сказочное существо чем-то, однако, похоже на Рудольфа II. Сравните его с портретом императора кисти Йозефа Хейнтца Старшего (клик мышки)

Учитель: Можем ли мы сказать, что умение видеть красоту природы помогало художнику создавать этот портрет? Да. Это умение – первый помощник художника. Ведь природа является учителем художника. Вот и в нашей корзине много овощей , фруктов, похожих на те, которые изобразил художник. Можем ли мы сказать, что фантазия помогла ему «сочинить» из них портрет? Да. Фантазия – второй помощник художника. Можем ли мы сказать, что прекрасное умение рисовать и писать – то, что мы называем мастерством и без чего ни один замысел не может быть осуществлён, помогло художнику? Да. Мастерство – третий помощник художника.

Учитель: Теперь внимательно рассмотрим портреты времен года. Попробуйте узнать каждый из них - где осень, где зима, где весна, где лето? (слайд 8) Объясните, почему вы так думаете? В каждом портрете художник соединил вместе только то, что соответствует времени года.

Учитель: Познакомившись с работами Арчимбольдо, мы можем с уверенностью сказать, что он удивительный художник. Его портреты сохранились до наших дней. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей. Некоторые художники, которые восхищались работами мастера, стали подражать ему, т.е. создавать портреты из даров природы. Такие работы назывались «арчимбольдесками». (слайд 9)

Словесное рисование Опишите, какие цветы, фрукты или предметы вы бы использовали для изображения образа человека:

  • если у него только что исполнилась мечта;

  • если у него в жизни случилось горе;

  • если у него завтра свадьба и тд
    III Объяснение нового материала

Задание. Я предлагаю вам попробовать свои силы в создании «арчимбольдески» (слайд 10)

  1. Сначала создайте образ вашего портрета. Выберите, какой персонаж вы хотите нарисовать. Может, это будет портрет женщины с корзиной и фруктами, а может быть, образ плодородия и изобилия, как на картине Арчимбольдо "Вертумн".

  2. Начинайте рисовать сначала большие формы. Нос, щёки, лоб заполняете крупными овощами или фруктами. (слайд ) Глаза, брови, губы и волосы рисуете более мелкими по форме фруктами и цветами. Сюда входят виноград, колосья, ягоды или небольшие листья.

  3. Светотени прокладываете, как в обычном портрете. Лучше взять за основу изображение реального человека и заменить части его лица похожими по форме фруктами и ягодами. Например, портрет Вертумна очень напоминает императора Рудольфа.

  4. Одежду можно нарисовать в виде переплетения колосков или переплетения корзины.

  5. В основу колорита вашей работы лучше положить тёплые тона. Фон можно нарисовать в тёмно-бордовой гамме. Сам портрет нарисуйте в светлых, тёплых, золотистых и оранжевых тонах.

IV Практическая работа

V Подведение итогов

Экспресс-выставка работ.
Что запомнилось? О чём расскажете дома?

Если бы вы были художником, портреты каких людей вы бы написали?

Хотели бы вы, чтобы в вашей комнате висел чей-либо портрет, и почему?

Как вы думаете, какие качества человека художник должен, прежде всего, передать на портрете, и почему?

1 https://www.pjlibrary.ru/getattachment/books/c/dva-brata/Portreti-iz-ovoshei.pdf.aspx

2 http://arhipovatd.wixsite.com/matiss/single-post/2015/10/30/%C2%AB%D0%90%D0%A0%D0%A7%D0%98%D0%9C%D0%91%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%C2%BB

3