СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нескучное занятие :Приемы мотивации ребенка к чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нескучное занятие :Приемы мотивации ребенка к чтению.»

3


Нескучное занятие: приемы мотивации ребенка к чтению.

(Слайд 1) Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию успешный опыт работы по теме «Нескучное занятие: приемы мотивации ребенка к чтению».

(Слайд)Предлагаю вам  небольшую разминку, которая называется «Собери квадрат».

Правила:  у вас на столах лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части, и не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (собирают квадрат).

Уважаемые коллеги ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Почему вам было трудно выполнить это задание (потому что не было возможности договориться).

Да, действительно, общение составляющая всех дел как у детей, так и у взрослых.

 Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека.

- Каким вы видите общение с вашими детьми? (Активным, насыщенным словесными оборотами, диалогами,…).

- Встречаются ли трудности? (односложное общение, выход на дежурные фразы, риторические вопросы «Как дела?», которые по сути не требуют полного ответа, или «Хорошо» и без подробностей, либо в ответ тишина…).Мы, сами того не понимая, стали скудны в общении, в реальности ограничиваемся разговорными репликами, исключая лишние прилагательные, эмоции выражаем смайликами или анимационными картинками, характеризующие наше отношение к происходящему. Как вы думаете почему? Потому, что люди перестали читать.

(СЛАЙД, ЖЕЛАТЕЛЬНО КАРТИНКА ДЕЛЕМА: ИЛИ КОМП ИЛИ КНИГА) В нашу жизнь вошел интернет, который, с полной уверенностью можно сказать, занял свободное время и родителей, и детей. Парадокс заключается в том, что с одной стороны «всемирная сеть» дает множество возможностей и знаний, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ОТРИЦАЕТ ЧТЕНИЕ С ВЫСОКОЙ БУКВЫ, как ту область, за которую мы как страна с «великим и могучим языком» всегда были на первом месте.

Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ЕЩЁ ДО УМЕНИЯ читать НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ НАЧИТАННОСТЬ, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Задача педагогов и родителей развить интерес у детей к художественной литературе, интерес к чтению.

(СЛАЙД, ТЕМА ПРОЕКТА, ЦЕЛЬ) Озвученные проблемы и поставленные задачи привели нас к идеи – организовать проект «Читаем детям….».

(СЛАЙД: НАЗВАНИЕ АНКЕТЫ, ВОПРОСЫ И ЦИФРЫ)На первом этапе мы выяснили, как обстоят дела в семьях воспитанников в рамках этого вопроса. Результаты анкетирования показали, что только 23% родителей читают художественную литературу своим детям, из них 70% родителей читают каждый день. Преимущественно это прочтение по запросу детей, выбор литературы тоже исходит от детей. Радует тот факт, что в список литературных произведений попадают произведения Н.Носова, К. Чуковского, Драгунского, Осеевой, Михалкова, но родители также отметили и произведения современного жанра: комиксы, и в качестве литературы отметили журналы «Непоседа», «Простоквашино».

Опрос детей показал, что только 15% называют чтение любимым занятием, остальные 85% детей предпочитают чтению-компьютер и телевизор.

Данный опрос еще раз подтвердил идею реализации проекта и поиска эффективных приемов мотивации к чтению.

(СЛАЙД С НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРОЕКТА) Одно из направлений проекта – это чтение в семейном кругу.Нам очень хотелось, чтобы такая форма стала традицией: будь-то сказка для ребенка на сон грядущий; или чтение вслух родителей друг другу. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми детьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.

Наша задача осложнялась тем, что необходимо было смотивировать родителей на чтение для детей. Мы не стали организовывать консультации, раздавать буклеты, постеры о необходимости чтения детям. Мы решили заинтересовать детей, чтобы они в свою очередь «подсадили» на совместное чтение родителей.

(СЛАЙД: ФОТО ГРУППОВОЙ БИБЛИОТЕКИ) Мы проанализировали всю художественную литературу (в соответствии с возрастом детей) в группах детского сада, позаимствовали или совершили обмен и организовали библиотеку.

(СЛАЙД: ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ)По желанию детей выбиралась книга, педагог использовал прием «Реклама», где от имени героя рекламировал произведение.

Либо использовался (СЛАЙД)прием «На самом интересном месте», где педагог заканчивал повествование на самом интригующем моменте.

(СЛАЙД) В рамках «Утреннего сбора» воспитатель просила детей рассказать о любимом рассказе или новой купленной книге, что по сути являлось анонсом книги, произведения.

Вечером, когда родители забирают ребенка воспитатель выступает в роли провокатора с предложением «Саша, тебе разве неинтересно узнать, что случилось с зайцем?» и предлагает взять книгу домой дочитать.

(СЛАЙД) Прием «Интервью» использовали в утренний прием или в вечернее время, когда приходили родители. Дети с микрофоном вели беседу с родителями «Тетя Аня, расскажите, какой рассказ вы читали вчера Маше?», «Какие сказки любит Маша?». А во время «Утреннего сбора» Маше предлагали поделиться прочитанным.

Все эти приемы были направлены на развитие интереса у ребенка к произведению и соответственно ребенок обращается к родителям с просьбой взять и почитать. Особо приятно, когда ребенок начинает рассказывать суть прочитанного.

Были и не очень заинтересованные родители, мы предлагали им задания на дом, например, (СЛАЙД) задание «Фантазер». Предлагали им небольшое произведение прочитать вечером или в выходной день вместе с ребенком, важно, чтобы участвовали все члены семьи, читающие читают по-цепочки, например, по абзацу. Важно не читать концовку, а предложить додумать ее не читающим членам семьи, а затем сравнить. Как отмечали родители и дети «смеялись до слез».

Большое количество откликов получил (СЛАЙД) прием просмотра и чтения произведения.В нашей библиотеке оказалось несколько произведений Эдуарда Успенкого из серии про Простоквашино: «Большая книга о Простоквашино», «Дни рождения в Простоквашино», «Неприятности в Простоквашино». Дети очень полюбили эти произведения за их юмор. Но содержание этих книг отражает истории отличные от мультфильмов. Мы с родителями обсудили возможность совместного прочтения и просмотра веселых историй. В группе мы читали или смотрели и предлагали организовать дома совместный просмотр либо прочтение с обязательным обсуждением «Почему ты смеялся?», «Как ты считаешь, кто поступил в этой ситуации правильно?», «А ты бы как поступил?» и т.д.

(СЛАЙД) В число особых побед хотелось бы записать случай, который произошел в ходе проекта. Мама рассказывала, что все делает для привлечения к книге, но ребенок это все отрицает. На просторах интернета мы нашли прием «Волшебный фонарик». Покупаете ребенку налобный фонарик и себе тоже, в вечернее время предлагаете рассмотреть картинки, почитать. В нашем случае совет сработал, ребенок увлекся книгой, рассматривал картинки, а мама их комментировала. Интерес к книгам не стал постоянным, но именно этот прием перед сном стал традицией.

В рамках проекта организовали(СЛАЙД) конкурс лучшее фото «Читаем детям», мы не преследовали цель фото ради фото, а ставили задачу, чтобы ребенок рассказал о традиции домашнего чтения, о ритуалах подготовки к чтению по фото. Дети отметили, что любят слушать, когда им читают мамы, папы и любимые бабушки, рассказали, какие произведения читают. (СЛАЙД) И у нас возникла идея в рамках «Утреннего сбора» организовать прочтение книг родителями, и эта идея оказалась успешной: мамы, папы читали детям, а бабушки вспоминали и рассказывали сказки, которые не часто встретишь в современных книгах. Это событие оказалось самым ярким в истории проекта.

(СЛАЙД) Делая акцент в предметно-развивающей среде, мы вывели в зону активности сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по литературным произведениям. Были организованы викторины, квесты по страницам любимых книг.

На наш взгляд, в нашей практики, зарекомендовала себя (СЛАЙД) технология «Буктрейлера», чтобы понять, что это такое, достаточно вспомнить трейлер к любому новому фильму идеей которого является его динамика и интрига. Цель буктрейлера – рассказать о книге так, чтобывозник интерес у ребенка к сюжету художественного произведения. Но этот рассказ должен содержать интригу!Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивацию, которая станет толчком для прочтения книги.

(СЛАЙД) Мы организовали мастер-класс для родителей по созданию буктрейлера и предложили им дома совместно с детьми изготовить буктрейлер к любимой книге, с обязательным условием, что рассказ о книге должен быть коротким и содержать интригу. Это были бумажные варианты, электронные презентации.

(СЛАЙД: НА СЛАЙДЕ ЗАДАНИЯ НАПИСАТЬ) Сейчас предлагаем вам создать словесный буктрейлер на детские произведения: 1 ряд к сказке Шарля Перро «Красная Шапочка», 2 ряд к произведению С.Михалкова «А что у вас?», 3 ряд к произведению Николая Носова «Живая шляпа».

Все молодцы! Используя такую технологию можно заинтересовать книгой не только ребенка, но и родителей. Данный вид деятельности у нас отражен в планах??? в среду с утра выделено время для анонса книг, произведений и представленные приемы очень результативно сработали и вам рекомендуем. (СЛАЙД: На слайде отразить динамику проекта, ЦИФРЫ ИЗ АНКЕТЫ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА И КОНЕЦ)

Уважаемые коллеги, предлагаю вам памятки как вариант буктрейлера на книгу Н.Носова «Фантазеры» в неигровом варианте («paperpresentation»-бумажная презентация). Такую презентацию можно изготовить с ребенком, который знаком с произведением, либо презентация от семьи, либо как коллективное творчество группы, для анонса в соседней группе. Частью презентации могут быть рисунки детей.


Кому интересно? И раздаете с автографом