Конспект по окружающему миру "Нет в России семьи такой… "
4ж класс
Учитель: Ребята, какую большую темы мы сейчас проходим на уроках окружающего мира? (тама ВОВ) Сейчас мы проверим, что вы запомнили с прошлых наших занятий
https://learningapps.org/view19120923
Вы видите тему нашего сегодняшнего урока "Нет в России семьи такой… ". Она тоже связана с ВОВ
Кто из вас знает, откуда эти строки? (ответы детей)
Учитель: эти строки из стихотворения «Вечный огонь» Евгения Аграновича (фронтовика), которые позднее были положены на музыку композитором Рафаилом Хозаком. Так родилась песня к кинофильму «Офицеры». Давайте ее послушаем. (прослушивание песни)
Прослушав эту песню, что вы можете сказать? Какие эмоции, чувства она у вас вызвала? (ответы учащихся)
Как вы понимаете фразу, ставшую темой урока? Почему нет в нашей стране такой семьи, где не было бы своего героя? (ответы учащихся)
Учитель: вы правы. В войне, так или иначе, принимали участие все жители нашей страны. Не было ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Война длилась 1418 дней и ночей. По последним неточным данным погибло около 28.000.000 человек.
-Мои помощники подготовили выразительное чтение стихотворения Эдуарда Асадова, давайте послушаем.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
-Скажите, что это за послание? Кто мог его написать?
-Как вы думаете, от куда это письмо?
-Да ребята. Это «Письмо с фронта» именно так и называется это стихотворение Эдуарда Асадова
-Как вы думаете, кому оно адресовано?(маме)
Вот самые первые строки этого стихотворения
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
-А как вы думаете, как общались между собой те, кто находился далеко от дома , и те кто ждал возвращения бойцов с фронта?
-Какую возможность общаться с близкими вы имеете в наше время?
-А в то военное время единственной ниточкой, связывающей родных людей, были письма. Посмотрите на фотографию.
Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года. А за каждой строчкой этих писем – человеческие судьбы...
По прошествии времени этим письма стали архивными документами, по которым можно читать страницы истории нашей страны. Хранятся такие письма и в фондах Государственного архива Тамбовской области (например, Ф. № Р-1234 Коллекция документов участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.).
Совсем недавно держатель личного фонда Домогатская Анна Евгеньевна, наряду с прочими документами, передала в архив и два письма. Одно написано с фронта ее дедом, Музалевским Петром Константиновичем, другое – адресовано на фронт отцу ее мамой, Музалевской Розой.
Давайте откроем фронтовые треугольнички и прочитаем эти письма.
Милая и любимая дочка Розочка!
Крепко тебя обнимаю и целую. Я жив, здоров, часто думаю о тебе, очень скучаю, так долго не получаю твоих писем. Мне сейчас ничего не известно, как Вы там живете с мамой. Тебе я много пишу и знаю, что мои письма до Вас доходят. Волнуюсь и страшно переживаю за Вас. Дорогая дочка Розочка, скорей мне пиши о всем подробно
Твой папа.
30.03.43
Здравствуй дорогой папуся!
Поздравляем тебя с праздником днем 1го мая. Желаем тебе в этот день быть веселым и бить врага так чтоб он помнил этот праздник.
Досвидание цилуем крепко крепко
Роза М. и мама Р.
Как видим, всего по нескольку строчек самого незатейливого текста, но сколько любви, нежности, щемящей грусти и сердечной боли за дочку и жену в письме П.К. Музалевского, сколько искренней детской веры в пожеланиях девочки своему воюющему отцу.
Ребята, а почему военные письма были в виде треугольников, а не как обычные, запечатанные в конверте?
Их так и называли «треугольники» или «секретки»
А кто знает, как правильно сложить письмо в такой треугольник?
-Ребята, как вы думаете, в нашей стране много ли таких семей, в которых кто-то воевал или трудился в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?
- Скажите, а у вас в семьях рассказывают о тех далеких и трудных временах?
-Я знаю , что некоторые ребята подготовили интересные рассказы о своих родственниках-участниках ВОВ. Давайте некоторые из них послушаем
Михайлова Ксения
Иванников Матвей
Харитонова Наташа
Иванова Катя
Ребята, вернемся к кинофильму, о котором мы говорили вначале урока. Как он называется? (Офицеры) На экране вы видите кадр из этого фильма. На нем запечатлен актер, сыгравший главную роль – Василий Лановой. Этот актер в 2012 году стал инициатором новой национальной традиции – Бессмертный полк. Вы знаете, что это за традиция? (ответы учащихся)
«Бессмертный полк» — это акция, которая проводится 9 мая в День Победы.
Её задача — добровольное участие в параде победы с фотографией ветерана. При этом не важно, погиб ли человек на полях сражений или ушёл из жизни уже после Победы.
Участие в «Бессмертном полку» означает, что каждый, кто помнит своего ветерана, выходит на улицы города с его фотографией, чтобы принять участие в мероприятиях, посвящённых Великой Победе.
Встать в ряды полка может каждый гражданин.
Теперь, зная историю своей семьи, вы можете с гордостью пройти 9 мая в рядах Бессмертного полка.