МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6
Нетрадиционное НОД
для детей старшей группы
коррекционной направленности
с ОНР
«Путешествие в сказочную страну»
Подготовила: учитель-логопед Бова И. П.
Ст. Кущёвская
2019г.
Цель: Развитие интонационной выразительности речи.
Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных связных высказываний; закрепить умения подбирать к словам слова с антонимичным и с уменьшительно-ласкательным значением; преобразовывать деформированные предложения; совершенствовать координацию речи с движением.
Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности; развитие остроты слуха, диафрагмального дыхания, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, темпа и ритма речи.
Воспитательные задачи: формирование коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии; воспитывать чувство товарищества; умение работать в коллективе; вызвать чувство доброжелательного отношения к героям сказок, к друг другу.
Оборудование и материалы: музыкальное оформление; воздушные шары; сказочные персонажи - маски: медведь, лиса; картинки: ромашки, солнышко, гномики, домик; индивидуальные зеркала; мяч; корзина с яблоками.
Ход занятия
1. Мотивация.
(Под спокойную, тихую музыку завожу детей.)
Дети приветствуют гостей:
– Здравствуйте!
– Ребята, а вы меня узнали?
– Я сегодня буду доброй волшебницей, потому, что занятие у нас будет особенное, сказочное, волшебное. Мы отправимся в сказочную страну, где ждут нас сказочные герои, которые, так же как и мы могут испытывать разные чувства. А какие чувства мы можем испытывать? (Радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость, обида).
– Покажите как мы радуемся, грустим, удивляемся, злимся, спокойны.
(Дети показывают эмоции.)
– В волшебной стране нам понадобится всё, чему мы учились на занятиях.
2. Основная часть.
– Ребята, а на чём можно полететь в сказочную страну?
– А мы с вами полетим на воздушных шариках! Но чтобы шарики полетели, их надо надуть. Давайте выполним упражнение “Надуваем шарики”.
(Упражнение на дыхание: положите правую руку на живот, “вдох”– через нос, надуваем живот, “выдох”– через рот, сдуть живот.)
– Но попасть в сказочную страну не так просто. Вам необходимо произнести волшебные слова:
“Тили, тили, тили бом
Открывайся сказки дом”!
– А вот теперь полетим в сказочную страну. Взяли по одному шарику, встали друг за другом.
“Полетели, полетели
И на облачко присели”
(Дети с шарами бегут под музыку.)
– Отпустили шарики, а сами сели на облако.
– Дети, закройте глаза и послушайте, какая удивительная музыка играет вокруг. (Звучит музыка.)
– Какая музыка звучала? (Сказочная, волшебная, таинственная.)
– Если мы сидим на облаке и слышим эту волшебную музыку, значит мы очутились в сказке.
– Оглянитесь вокруг и произнесите:
“Вот это да”!
“Как здорово”!
“Ничего себе”!
– Мы попали в гости к солнышку. В доме у солнышка живут много ромашек.
Солнышко просит вас угадать в каком настроении сегодня ромашки? (Первая- радуется, Вторая - удивляется, третья - испугалась, четвёртая - грустит, пятая - злится, шестая - обиделась.)
– Молодцы, дети! А вы хотите, чтобы все ромашки радовались? Тогда давайте для них поиграем в игру “Цветы”!
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)
– Нам пора лететь дальше, попрощаемся с солнышком и ромашками.
– Взяли шарики, встали.
“Полетели, полетели
И к домику прилетели”!
– Ребята, посмотрите, это лесной домик. Кто в нём может жить?
(Однажды, этот сказочный герой шёл по лесу, притомился и говорит:“Сяду на пенёк, съем пирожок”.)
– Кто это?
(Маска- медведь.)
– Здравствуйте маленькие путеСественники!
– Я пока спал зимой, забыл как правильно произносить звуки. Вы мне не помоЗете?
– Мишенька, пойдём к столу мы тебе покажем и расскажем гимнастику для языка.
(Дети садятся за стол и выполняют артикуляционную гимнастику Ш.)
Правильная артикуляция звука «Ш»:
- губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сомкнуты, либо сближены
- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
- звук «Ш» произносится без голоса - глухой
Артикуляционные упражнения.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Лопатка»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
Маска - лиса:
Так бежала, так спешила,
Я к ребятам торопилась,
Чтобы с ними поиграть!
– В каких сказках вам встречалась лиса?
Лиса:
– Я очень хитрая и поэтому хочу поиграть с вами в игру
“Наоборот”.
(Лиса берёт мяч и играет с детьми. Слова: холодный, длинный, зима, отдыхать, ссориться. Дети называют слова, противоположные по смыслу).
– Не сумела вас я перехитрить, спасибо вам, что поиграли и научили меня.
До свидания, ребята!
– Полетели дальше, взяли шарики, встали.
“Полетели, полетели
И к маленькому домику прилетели”!
– Кого же мы встретим здесь? (Под маленьком домике живут гномики ).
– Дети, а гномики больше вас или меньше?
(Появляются гномики-картинка.)
– Они очень маленькие и у них всё крошечное. Назовите всё, что есть у гномиков ласково (не нос, а носик, не борода, а бородка, не рот, а ротик, не руки, а ручки, не ноги, а ножки, не штаны, а штанишки).
– Ребята, но что-то гномики очень грустные, давайте им поднимем настроение и покажем игру “Хомка”.
Подвижная игра “Хомка”.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Лапки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!
(Пока дети играют гномиков меняют на веселых.)
– Посмотрите, ребята, как обрадовались гномики!
Простая улыбка может творить настоящие чудеса! В благодарность гномики нам подарили корзину с яблоками.
– Спасибо, гномики! А мы полетели дальше. Взяли шарики, встали.
“Полетели, полетели,
На цветочную полянку сели”!
– Кого мы встретим здесь? ( на цветочной полянке живут добрые феи.)
– Кто догадался?
(Включаю тихую, сказочную музыку.)
– Но уже поздно, и все феи спят, но они мне шепнули на ушко, что в сказочной стране есть добрая традиция: на прощание на этой цветущей полянке оставлять радостные пожелания для всех-всех сказочных героев. Давайте выберем самое красивое яблочко, будем передавать его друг другу и говорить теплые, добрые слова. А начинать будете со слов: “Я желаю, чтобы…”
– К сожалению, нам пора возвращаться домой, для этого нужно произнести волшебные слова:
“Сказка двери закрывай
В детский сад нас отпускай”!
Рефлексия:
– Что вам понравилось на занятии?
– Вам было приятно заниматься вместе?
– Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите друг другу руки и скажите: “Мне было приятно играть с тобой. Спасибо”!
– Попрощаемся с гостями… и пойдём в группу.