Нетрадиционные игровые методы оздоровления и профилактики детского здоровья на коррекционных занятиях у детей с ограниченными возможностями здоровья
Боевая Анастасия Михайловна, заведующая коррекционно-развивающим центром
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат», с. Озерки.
Нетрадиционные игровые методы воздействия в работе дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными.
«Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел. Преследует цели: нормализовать мышечный тонус, повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе. Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением» [2, c.20].
В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%. Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.
Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии: в связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел; внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей. Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел: гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги; мятное повышает настроение; ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает; розмариновое - улучшает память; эвкалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость; масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство; пихтовое - устраняет депрессию, чувство неуверенности; кедровое - устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.
«Музыкотерапия – лечение с помощью музыки. Цели: создавать положительный эмоциональный фон; стимулировать двигательные функции; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение» [2, c.65]. Главными выразительными средствами музыки являются звуки. Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения. Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.
«Хромотерапия - это наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают» [2, c.37]. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Воздействие света на организм ребенка: синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие. Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов. Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения. Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния. Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)
Пескотерапия. С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу - малышу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. «Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук» [1, c.86]. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: «Играй и твори одновременно».
Сказкотерапия. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека. «Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [2, c.10].
Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула «Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются оттого, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием «Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?» очень эффективен.
Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
Сказкотерапию можно использовать и как самостоятельный метод работы с проблематикой и также комбинировать его с другими видами работы.
Таким образом, вышеизложенные нетрадиционные методы позволяют не только сохранить здоровье учащихся, но и эффективно реализовывать задачи урока.
Литература:
1. Поваляева М.А. «Справочник логопеда», Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 2010,446с.
2. Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ,1997, 113с.