ТЕМА : Невербальное общение
Учебные вопросы:
1. Разновидности невербального общения
2 . Особенности невербального общения
3 . Функции невербального общения
4. Типы невербального общения
5. Средства невербальные общения
- Фридрих Ницше в своих афоризмах написал:
- «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду».
- … Ролик невербальное общение
1. Разновидности невербального общения
- По данным исследований, до 90 % информации человек воспринимает через невербалику или « язык тела ».
- Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов !
- Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через -
- интонации,
- Инструментом такого «общения» становится - тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
- Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения !!!.
- Какова же разновидность этих сигналов
Кинетические сигналы
Это совокупность жестов, мимических сигналов, походки, поз и телодвижений. Само тело как бы дополняет разговор, насыщает его дополнительными коннотациями и экспрессией, помогает расставлять смысловые и эмоциональные акценты. Как правило, набор таких движений детерминирован культурно. В некоторых странах частая и разнообразная жестикуляция — в порядке вещей, в других культурах сведена к минимуму. Кроме того, применяемость этих средств сильно зависит от темперамента, воспитания или характера.
Пространственные сигналы
На содержание коммуникативного акта очень сильно влияют такие факторы, как пространственное положение собеседника. Например, какое место он занимает за столом, на каком расстоянии находится, как он ориентирован и куда направлен. Кроме того, от положения собеседника прямо зависит и характер разговора. Есть очень большая разница между разговором, который происходит тет-а-тет в интимной обстановке, и публичной беседой. Обычно выделяют градацию коммуникативного пространства — от интимной зоны до публичной. Между ними — личная и социальная.
Тактильные сигналы
Иногда легко спутать с кинетикой, но разница ощутимая. Главным образом, это прикосновения. Ободряющие похлопывания по плечу, поглаживания, рукопожатия и поцелуи — все это тоже элементы коммуникации. Они важны, потому как очень наглядно демонстрируют характер социальных и личностных отношений собеседников.
Зрительные сигналы
Большую роль в любом диалоге играет взгляд собеседника. Насколько часто и как долго устанавливается зрительный контакт, направление глаз, сам взгляд.
Около- или паравербальная коммуникация
Это интонационная модальности речи, ее скорость и ритм, паузы между словами и фразами. Последнее обычно выделяется в отдельный вид невербальных смысловых сигналов.
Внешний вид
К инструментам невербальной коммуникации относят и такие неочевидные характеристики, как обстановка общения или то, как выглядит собеседник, как он одет. Это не всегда имеет большое значение в контексте конкретного разговора, но иногда может использоваться для придания дополнительного смысла, контекста беседы.
Все эти виды невербального общения имеют смысловую значимость только в контексте конкретного разговора и беседы. Всегда стоит учитывать культурные, личные и социальные особенности собеседника, обстановку и контекст разговора. Излишнее считывание неявных сигналов иногда может само привести к коммуникативной неудаче.
- Невербальная коммуникация необходима потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства). Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.
- Выделяют 3 особенности невербальной коммуникации :
2. Особенности невербальной коммуникации
Общенациональные
- в Европе и большинстве стран мира обычно здороваются, пожимая руку,
этнические
- в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), в некоторых странах Азии правую руку прижимают к груди
узкопрофессиональные
сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики.
3.Функции невербального общения:
- 1) Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение. Если вы улыбаетесь и говорите: "Привет, как дела?", то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече с другом, когда вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами.
- 2) Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям. Если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: "С вами очень приятно беседовать", то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное.
- 3) Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения.
- Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: "Хочу эту игрушку".
- Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального .
- 4 ) Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.
- 5) Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам .
4.Типы невербальных средств общения
- Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
- 2) Ненамеренные знаки : Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др .
- 3) Собственно коммуникативные знаки : Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии .
5. Невербальные средства общения:
- кинесика такесика просодика сенсорика проксемика хронемика
- кинесика
- такесика
- просодика
- сенсорика
- проксемика
- хронемика
Кинесика
- Базируется на основе зрения - т.е. через оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека.) Кинесика представляет - собой совокупность жестов, поз, телодвижений , используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
- Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы , мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения.
Элементы кинесики
- Жесты,
- Мимика,
- Позы
- Взгляды (окулистика)
-
- имеющие как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.),
- так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).
ЖЕСТЫ
- Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.
- Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках.
- Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.
- Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение . Это зачастую создает большие проблемы в межкультурной коммуникации.
- Пример –
- для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание , в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то. При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно.
- Пример –
- если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу .
- Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным.
- Пример –
- к итайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, что означает "будь здоров".
- Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор. В американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу: 1) наклониться вперед; 2) перестать смотреть собеседнику в глаза; 3) поменять позу; 4) часто кивать головой; 5) касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки имеют, как правило, эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и часто перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо идти.
- боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия);
- прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;
- ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти ; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону
- Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации
- рука у щеки;
- один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);
- почесывание подбородка - (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);
- почесывание пальцем спинки носа - (озабоченность, сомнение);
- манипуляции с очками ;
- рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев
Мимика
- представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения.
- Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, страх и презрение.
- Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов.
- Лучше всего исследована улыбка , с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.
Испуг
обман
Поза человека
- Одно из существенных элементов кинезиса - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации.
- По позе можно судить, напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти. Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело.
Выделят три группы поз :
- 1) Включение или исключение из ситуации т.е . (открытость или закрытость для контакта ). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе "нога на ногу", отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. 2) Доминирование или зависимость . Доминирование проявляется в "нависании" над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость. 3) Противостояние или гармония . Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках.
- Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.
скепсис
удача
Окулистика
- использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации.
- Глаза являются самыми мощными знаками НВК .Они занимают центральное положение; через зрительный анализатор проходит 80% всей информации Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:
- 1. Как он ( она) на вас смотрит?
- 2. Долго ли он(она) смотрит?
- 3. Как долго он(она) может выдержать ваш взгляд?
- Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.
Разновидности взгляда
- Деловой взгляд - направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.
- Социальный взгляд - направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.
ТЕСТЫ
По рисункам определить атмосферу общения участников между собой
Что вы можете рассказать об изображенных на них людях
- Человек слева характеризуется высокомерным поведением по отношению к человеку, сидящему напротив него, потому что он использует жесты превосходства над другими. Его веки полузакрыты, а мозг пытается отгородиться от присутствия этого человека. Голова откинута назад, чтобы можно было снисходительно смотреть сверху вниз. Воинственность его позы проявляется в том, что колени крепко сжаты, а обе руки, держащие бокал с вином, образуют барьер.
- Человек в центре явно исключен из разговора, так как двое других не образуют треугольную приглашающую позицию. Он, однако, держится обособленно, что видно по его жестам -большие пальцы в кармане жакета (превосходство), он откинулся на спинку стула и демонстрирует область гениталий. Голова его находится в нейтральном положении.
- Человек справа уже сыт по горло этим пренебрежением и принял стартовую позицию (готовность уйти), а тело его направлено на ближайшую дверь на выход. Его брови и уголки рта опущены, голова слегка наклонена вниз, - все в совокупности обозначает недовольство и неодобрение.
.
- Женщина демонстрирует классические жесты женского кокетства. Одна нога у нее выставлена вперед, указывая на человека слева (интерес), серия жестов - "руки на бедре" и "большой палец за поясом" говорит о положительном настрое, уверенность в себе. Она также искоса поглядывает на человека слева, а он отвечает на ее кокетливые жесты своими жестами: он поправляет галстук (прихорашивание), и носок его ноги направлен на женщину. Голова его поднята вверх (заинтересованность). Видно, что мужчина в центре группы не в восторге от присутствия другого, т.к. он отвернулся от него и смотрит на него вызывающим взглядом искоса. Его ладони не видны, и он направляет дым при курении вниз (отрицательное отношение), кроме того, он опирается о стену (территориальный вызов
- Рисунок 1- отличный пример совокупности жестов открытости. Ладони полностью раскрыты и развернуты в сторону собеседника, поза покорного подчинения, пальцы ладони расставлены, чтобы придать большую выразительность жесту. Голова находится в нейтральном положении, а руки и ноги раздвинуты.
- Человек своей позой выражает покорное, неугрожаюшее отношение к собеседнику.
- Рисунок 2 - это классический букет жестов, характерный для человека, говорящего неправду. Потирая веко, он смотрит в пол, а обе брови подняты. Голова отвернута в сторону и слегка опущена вниз, что характерно для негативных ощущений. А также на лице у него неискренняя, натянутая улыбка
- Ребенок поставил руки в бедра для того, чтобы иметь более внушительный, устрашающий вид. Подбородок выдается вперед, выражая вызов, а рот широко открыт, чтобы показать зубы, как это делают звери перед нападением на свою жертву.
- Эта женщина относится неодобрительно к человеку, на которого она смотрит. Она не повернула к нему ни головы, ни корпуса тела, но смотрит на него искоса, а голова слегка наклонена вперед (неодобрение), брови .слегка изогнуты (гнев), а крепко скрещенные на груди руки обозначают оборонительную позицию. Уголки рта опушены.
Такесика ( Прикосновения )
- Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам.
- К такого рода прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. п.
- Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось даже особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении, которое получило название такесики.
Типы прикосновений :
- профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача); ритуальные - рукопожатия , дипломатические поцелуи; дружеские - похлопывания ; любовные- объятия .
- Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения.
- В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, также чувства патронирования и превосходства. Прикосновение к плечу или спине в них означает дружбу.
-
- В арабских и некоторых восточно-европейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий.
- Среди мусульман объятия являются выражением мусульманского братства. Но в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских культурах , например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. Поэтому в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание. В большинстве стран мира непременным атрибутом любой встречи и общения является рукопожатие.
Виды рукопожатий
- 1) Ладонь, повернутая вверх под ладонью партера - означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.
- 2) Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера - выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль..
- 3) Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) –
- фиксирует положение равенства собеседников.
- 4) Рукопожатие "перчатка" (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) –
- подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.
Просодика-( голос и интонация )
- Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: “Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?” Чувства находят свое выражение независимо от значения слов.
- Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
- Скорость речи также отражает чувства говорящего. Быстрая речь, когда люди взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п . Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.
Сенсорика ( чувственное восприятие, проявление ощущения )
- Сенсорика - представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур.
- В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником.
Проксемика - (пространственная структура общения )
- Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми.
- Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику.
- Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самым, изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. Кроме того, дистанция партнеров по коммуникации зависит также от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к какой-либо культуре ли субкультуре, конкретных социальных обстоятельств и др . Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:
Зоны пространственного общения
- 1) личную - расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;
- 2) социальную - дистанция между людьми при формальном и светском общении;
- 3) публичную - дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудиториях).
- 4) интимную - разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;
Хронемика
- Временная структура общения
- Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.
- Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители.
- Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело.
- Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре.
- Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являющиеся для них измерителями времени, принципиально отличаются от европейских ритмов . Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени.
- Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: "через некоторое время", "позже", "во второй половине дня" и т.д.
- Формальное время , напротив, отсчитывает время очень точно: "к двум часам", "завтра в 15.30" и т.д.
- Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, - неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой - примерно во второй половине дня, если приходит вообще.