Л.В. Абакумова
МОУ гимназия №5, г. Волгоград
С.А. Малышева
МОУ гимназия №5, г. Волгоград
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Авторы статьи обращают внимание на приёмы подготовки учащихся к сдаче устной части ЕГЭ, указывают на основные трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при выполнении устных заданий.
Ключевые слова: интонационная модель, ключевые слова, монологическое тематическое высказывание, коммуникативная задача.
Одним из главных аспектов проверки знаний на ЕГЭ является практическое владение устной речью в рамках изученных тем и коммуникативная компетенция учащихся.
Речь связана с возникновением мыслей. Устная речь очень сложный и трудный вид речевой деятельности. Немногие умеют правильно и красиво выражать свои мысли даже на родном языке. Когда мы начинаем говорить на иностранном языке, количество трудностей кажется бесконечными, а сами трудности – непреодолимыми. Звуки родного языка мешают произносить звуки иностранного языка четко и правильно. Интонация родного языка переносится в иностранную речь, несмотря на то, что теоретически мы знаем, когда надо повышать, а когда понижать голос. Для того чтобы говорить, мы должны уметь легко, даже автоматически, оперировать огромным количеством разных предложений – моделей. Какое бы слово нам ни пришло в голову, мы должны уметь тотчас же правильно изменить его звуковую и грамматическую форму и найти такое место в предложении, чтобы слово это правильно отразило выражаемую мысль. Если говорящий не в состоянии проделать все эти манипуляции мгновенно, он либо не умеет говорить совсем, либо говорит, запинаясь на каждом слове. Знание материала, выученного наизусть, не всегда дает учащимся возможность говорить.
Изучение языка идет с помощью метода, который должен точно соответствовать поставленной задаче: мы учимся слушать - слушанием, писать - письмом, говорить - говорением.
Многолетний опыт показывает, что готовить к устной части экзамена можно и нужно начинать с младшей ступени обучения. Как?
Сначала вспомним задания ЕГЭ раздела «говорение»:
Первое задание - чтение вслух небольшого текста научно - популярного характера. Для его успешного выполнения особенно с младшими школьниками надо усиленно работать над звуками иноязычной речи и интонационным оформлением каждого предложения в соответствии с его типом. Во втором задании предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов (условный диалог - расспрос). Чему необходимо научить? Довести до автоматизма умение задавать прямые вопросы. В третьем задании предлагается выбрать одну из трех фотографий и описать ее на основе предложенного плана, то есть мы имеем дело с монологическим тематическим высказыванием с опорой на вербальную ситуацию и картинку. Учащийся должен вести монолог в течение двух минут на определенную тему. Для этого ему надо владеть богатой лексикой и достаточно сложными грамматическими структурами. В четвертом задании ставится задача сравнить две фотографии на основе предложенного плана, это - высокий уровень сложности, предполагающий тематическое высказывание в заданном объеме (12-15 предложений) в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально- бытовой, социально- культурной и социально- трудовой сферах с элементами рассуждения, описания, повествования, сопоставления и сравнения. Это - кульминационный момент устного экзамена, к которому мы готовим учащихся на протяжении всех лет обучения.
Возвращаемся к вопросу, как подготовить учащихся к такому сложному испытанию. Уже в начальной школе дети умеют читать, задавать простые вопросы, описывать картинки и строить монологи. Темы, заложенные в учебниках старших классов, успешно отрабатываются уже в 1-2 классах. Зачем? Есть одно золотое правило: автоматизм вырабатывается в результате многократного повтора. Это помогает «знаю» теоретическое превратить в «знаю» на уровне автоматизма. Умело комбинируя материал, переплетая, сталкивая различные темы, учитель имитирует языковую атмосферу, побуждающую к адекватным речевым высказываниям. Начинается обучение основам устной речи, которые так пригодятся при сдаче экзамена. Например, следующие ситуации: «О чем слон может спросить лису, принимая ее на работу в цирк?», «Что бы ты хотел узнать о новых друзьях?» стимулируют желание самому задавать вопросы, а именно это умение проверятся заданием 2 устной части ЕГЭ, тогда как варианты «Выбери домик на картинке, но не называй его номера. Опиши его так, чтобы мы догадались, какой из них ты выбрал» или «Ты побывал в гостях у друга. Расскажи о его квартире. Сравни комнату друга со своей комнатой» готовят ребенка к выполнению заданий 3 и 4. Таким образом, постановка ситуации перед детьми необходима для решения им коммуникативной задачи, особенно для младших школьников, и обуславливает ее успешное решение. Но именно в начале пути учащихся надо предостерегать от неправильного произношения звуков нетипичных для родного языка и тех, которые меняют смысл слов при небрежном произношении, учить читать синтагмы с перечислением и предложения с низким нисходящим тоном. Работа над произносительной стороной речи должна являться одним из приоритетов начальной школы. Прослушивание записей иностранной речи с многочисленными повторениями, просмотры видео и обучающие компьютерные игры являются помощниками учителя, который сам своей речью и безупречными звуками старается быть предметом подражания.
В среднем звене нельзя забывать о том, чему их научили ранее, время от времени возвращаться к чтению вслух и снова, и снова задавать вопросы в любом виде, в разных упражнениях. В сети Интернет есть много ресурсов, которые могут помочь отработать именно эти навыки. На сайте ESL gold Great Resources For Teaching and Learning English размещены тексты различной тематики и уровней, которые можно прослушать. В текстах есть выделенные слова, к которым можно составлять вопросы.
Описывать картинки дети учатся уже в начальной школе. В 5-9 классах необходимо научить детей описывать картинки по плану. Ответ оценивается с трех позиций:
решение коммуникативной задачи;
организация высказывания, т.е. логика;
языковое оформление высказывания.
Для отработки навыков описания картинки можно использовать план и ключевые слова и выражения:
Name the theme of the picture. This picture is on the subject / topic / issue of........ (entertainment; sport; hobbies; environment; shopping etc.).
Say where it was taken. It was (probably) taken inside / outside.
Say where the action is happening. In this picture the action is taking place in… (the house; the living room; the gym; the swimming pool; the theme park etc.).
Describe the background. In the background of this picture there is / are; I can see / make out ........ (some pieces of furniture; sports equipment; some people doing shopping etc.).
Describe the foreground. In the foreground I can see........ (some children; a family; a shop assistant etc.).
Describe what the people are doing. Looking at these people I get the impression that they are ........(having dinner; watching a film; having a break; doing their homework etc.)
What the people look like. (Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression)
What the people are wearing. (Casually / formally-dressed; the description of pieces of clothes)
How the people are feeling. (Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed)
Describe the season / weather. I think / suppose / guess it's summer spring / winter / autumn since .........
Talk about the atmosphere. The atmosphere in the picture is ... (friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).
Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel. Personally I, / As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions, etc.). Generally speaking, this picture doesn't appeal to me because ... (this activity is not my cup of tea / I hate doing........). [Мелексишвили, 2011]
Мы считаем, что такая работа должна проводиться регулярно, по каждой теме. Фотографии или картинки по любой теме можно найти в сети Интернет. Это поможет детям успешно справиться с заданием № 3 в устной части ЕГЭ. После совершенствования таких навыков легче перейти к обучению сравнения картинок.
В старших классах мы шлифуем и совершенствуем наработанные умения и навыки. Благодаря тому, что грамматический материал в основном пройден, можно сконцентрировать усилия на расширение словарного запаса при помощи синонимов и словообразования, применении в своей речи разговорных клише, дальнейшем совершенствовании умения выражать свое мнение, правильно формулируя вступительные и заключительные фразы, с корректным использованием средств логической связи.
При оценивании 4 задания учитываются:
- решение коммуникативной задачи (содержание) - максимальный бал-3;
- организация высказывания - максимальный бал-2;
- языковое оформление - максимальный бал-2.
Учащийся должен кратко описать фотографии, остановиться на сходствах (These two photos show…, Both photos depict…) и различиях (However, unlike/ in contrast to/different from/ on contrary to). Затем ответить на вопрос о личных предпочтениях (с обязательным обоснованием). Нельзя опустить вступительную (Each picture illustrates how…, I think the common theme here is…, The photos deal with different aspects of…) и заключительную фразы (To sum up/ All things considered/ In the end, while the pictures are quite different, they also have something in common). Надо использовать необходимые средства логической связи и строго следовать плану высказывания, причем придумать не менее трех фраз для того, чтобы раскрыть содержание каждого пункта плана, и использовать разнообразную лексику, соответствующую сюжету картинок. Представим, что даны две картинки, на одной изображены опушка густого леса, палатка и походный столик, на второй – песчаный берег лазурного моря и пальмы. Следующее описание можно взять в качестве примера:
These pictures are about places where people can go on holiday.
In the first picture a dense forest can be seen. In the second picture there is an exotic beach.
There are not many similarities between these two pictures. I think what unites them is that they show the way to take a breather from hustle and bustle of a big city. Also both pictures make a person who watches them wish to be there.
There are more differences than similarities between these two pictures. I`ll name some of them. To begin with, picture one depicts a tent and a portable table with some plain food on it, while there is nothing but yellowish sand to lie on in picture two. Furthermore, the camp is located in the deciduous forest, whereas the beach with magnificent palm trees is somewhere in tropics. Another difference concerns the fact that in the second photo there isn`t any proof of someone`s presence at the moment. In contrast, it seems that the tourists will return in a few minutes when we look at the first picture. One more thing to mention is that the first photo might have been taken in early autumn as the leaves in the trees are of different colours, but the other photo shows a bright summer day.
Personally, I`d prefer to spend my holiday on a tropical island rather than in a cold tent because what I really need in order to relax from an overpopulated city is the sun, sand and sea. Besides, beach holiday gives an opportunity to enjoy myself and spend time sunbathing, swimming in crystal clear water or taking up water sports. This is very important for me as I have been working hard the whole year and feel quite exhausted.
В заключение хотелось бы отметить, что все виды работ, рассмотренные в данной статье, помогут учащимся добиться получения максимального количества баллов за говорение только при условии четкого соблюдения всех требований и тем, которые предусматривает каждое задание, так как время, выделяемое на их выполнение, ограничено.
ЛИТЕРАТУРА
Мусаелян Е.Н. Материалы 4 всероссийского семинара "Обучение английскому языку в российских школах" "Работа над устной речью" изд. Титул 2001год
Мелексишвили И.Е. «Как описать картинку. План и функциональная лексика, а также образец описания». Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Москва: Издательство «Просвещение», 2010-2011 учебный год.
L.V. Abakumova
Gymnasium №5, Volgograd
S.A. Malysheva
Gymnasium №5, Volgograd
SOME TECHNIQUES OF PREPARATION FOR NATIONAL STATE EXAM IN ENGLISH. SPEAKING SECTION.
Annotation. The authors of the article attract attention to some techniques which help pupils to practise their speaking skills. The article contains some useful communication phrases for all the functions pupils will need to use to complete the different speaking exam tasks.
Key words: intonation model, kea words, skills, topic, communicative task.