Тема урока: Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Цель: организовать деятельность учащихся для обобщения знаний по теме «Причастия и деепричастия»;
способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению употреблять в речи предложения с причастными и деепричастными оборотами;
воспитывать чувство гордости за свой край.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята. Я думаю, он по-настоящему добрый. На улице теплая погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с такими прекрасными улыбками начинаем наш урок.
Формулировка темы урока.
Для начала хочу предложить вам разгадать кроссворд.
| | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | |
| | | | 12 | | | | | | | | | | | | | | | |
Назвать часть речи. Особая форма глагола. Отвечает на вопросы какой? какая? что сделавший? что делающий?. Обозначает признак предмета по действию. Владимир Иванович Даль давал такое определение: «Часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного».
Один из глагольных признаков у причастий.
Какими знаками выделяется на письме деепричастный оборот?
Глагольный признак, который имеет и причастие и деепричастие.
Назвать часть речи. Особая форма глагола, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?.
Какой частью речи выражено определяемое слово при причастном обороте?
Каким членом предложения является причастный оборот?
Как называются причастия, которые обозначают такое действие, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.
Один из признаков прилагательного у причастия.
10) Причастия бывают настоящего и прошедшего …….
11)Причастия бывают единственного и множественного …..
12) Как называются причастия, которые обозначают такое действие, которое выполняется самим предметом.
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Развитие речи).
- Итак, вы сами определили тип нашего сегодняшнего урока.
- Какова цель урока? (Развивать речь)
- А так как вы изучили тему «Предложения с причастными и деепричастными оборотами», то мы должны уметь употреблять их в речи.
Формулирование цели урока.
-Исходя из темы урока, скажите, пожалуйста, каковы цели нашего урока.
(Ответы учащихся).
- Готовясь к уроку, я тоже перед собой ставила определенные цели.
- Как вы уже заметили, у нас с вами общие цели и задачи. А это значит, что вместе мы сможем преодолеть все трудности. Итак, 1 испытание.
5. Речевая разминка. (слайд 1)
Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всем было весело, но, покатавшись, болят ноги.
6.Следующее испытание – тестовые задания.
(слайд 2)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
I. Покоряя неизведанные земли,
русскими путешественниками двигало стремление познать нетронутую красоту дивного края.
русские путешественники значительно расширили кругозор своих современников.
Нам было уже невозможно остановиться в этом захватывающем стремлении вперед.
Нашему взору предстали картины природы, полные таинственной первозданной прелести.
II. Тщательно изучив историю родного края,
сердца школьников наполнились гордостью.
шестиклассники написали в газету интересные заметки.
обнаружилось много малоизвестных факторов.
справочник по достопримечательностям получился информативным.
III. Прочитав статью о достопримечательностях Южно-Курильского района,
мне он очень понравился.
возникло желание увидеть все собственными глазами.
я тут же решил посетить этот район.
памятники архитектуры предстали перед глазами.
7. Работа с текстом.
А сейчас я хочу предложить вам отправиться в путешествие. Совершить заочную экскурсию по прекрасным уголкам острова Кунашир.
Прочитайте текст о достопримечательностях острова Кунашир. Найдите и выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами, расставьте в них недостающие знаки препинания.
Курильскими островами называют 1200-километровую цепь из 56 островов протянувшуюся от полуострова Камчатка до японского острова Хоккайдо. Они образуют две расположенные параллельно гряды, которые называются Большой Курильской и Малой Курильской.
Все острова входят в состав Сахалинской области РФ. На многих из них богатая и живописная природа. Здесь много вулканов. Имеются свидетельства боев с японцами в 1945 году. Экономика немногочисленных населенных пунктов связана преимущественно с рыбным промыслом и рыбопереработкой. Это места имеющие огромный туристический и рекреационный потенциал. Несколько островов Южных Курил оспариваются Японией, которая считает их частью префектуры Хоккайдо.
Остров Кунашир – это один из самых больших и самый южный остров Большой Курильской гряды с административным центром в Южно-Курильске. Это остров представляющий собой цепь вулканов – Тятя, Менделеева, Руруй, вулкан Головнина, – которые соединены намытым песчаником. За умилительным названием неофициального символа острова – вулкана Тятя – скрывается самый высокий вулкан Кунашира сравнимый по красоте с Везувием и Фудзиямой. И если с первым вулканом Тятю роднит разве что сила извержений, то со вторым — корни: в переводе с японского «Тятя-яма» означает «отец-гора». То же самое означает и «Чача-Нупури» — так вулкан прозвал коренной народ айны.
Проливы Кунаширский и Измены отделяют остров от Японии. Множество термальных источников и водопадов популярны у туристов. Ещё одним достойным посещения местом является кальдера вулкана Головнина, где лежат два озера – Горячее и Кипящее. Озеро Кипящее образовавшееся в эксплозивной воронке считается визитной карточкой Южных Курил. Озеро знаменито тем, что с его дна может внезапно ударить кипящая пароводяная струя.
Мыс Столбчатый – это одна из главных достопримечательностей Кунашира. Расположившись на берегу Охотского моря он образовался в процессе изливания лавы в толщу воды. Высокие базальтовые столбы создают ребристые стены напоминая гигантский орган. Еще одной изюминкой мыса является нерест лосося, за которым часами можно следить наблюдая, как рыба преодолевает водопады, пороги и ручьи на пути к нерестилищу.
Каждый, кто хочет узнать свою страну, должен посетить эту южную жемчужину Курил – остров Кунашир.
Слово учителя.
Употребление причастных и деепричастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин)
8. Итог урока.
-Напомните мне, пожалуйста, цели нашего урока.
- Мы достигли поставленных целей?
9. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Предлагаю написать мини-сочинение (10 предложений) об острове Кунашир, используя в них причастные и деепричастные обороты.
10. Рефлексия.