РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО На заседании ШМС директор школы-интерната
протокол №__от ______ протокол №__ от ______ ___________ И.В. Резвина
руководитель МО _____ председатель ШМС____ Приказ №__ от _________
Дополнительная общеразвивающая программа
научного общества учащихся
Эрудит
(Гуманитарное направление)
КЛАССЫ: 8,9,10
УЧИТЕЛЬ: ФАДЕЕВ А.В.
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2015-2016 г.г.
«Сеяхинская школа-интернат»
с. Сеяха 2015
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинской школы-интерната». Приказ №266 от 01.09.2015г.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат». Приказ №266 от 01.09.2015г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана учителем истории и обществознания Фадеевым А.В. и согласована с программой «Эрудит» составленной учителем Сеяхинской школы-интерната Беленок Л.В. Программа предназначена руководителям кружков, классным руководителям, а также для профильного обучения учащихся классов с гуманитарной ориентацией.
В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного так и вне школьного обучения.
Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений социологического характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.
Цель: через обращение к духовной и материальной культуре способствовать гуманизации школьного образования. Формирование у школьников средних общеобразовательных школ системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление системы общечеловеческих ценностей и достижений.
Задачи курса:
-объединить всех желающих заняться историко-социологической работой;
- развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;
- расширить кругозор, круг общения;
- вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;
- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;
- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;
- обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;
- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;
- позволить воспитанникам из конкретных лабораторных наблюдений (например, раскопки первобытного поселения) дойти в выводах до обобщения развития всего общества.
Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.
Научная работа:
-изучение документов и архивов различного уровня;
- исследовательская работа:
- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
Творческая работа:
- формирование раздаточного материала;
- составление сценариев проведения мероприятий и интеллектуальных игр;
- проведение заседаний, конкурсов, праздников.
Агитационная работа:
-выпуск тематических газет;
- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);
-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. - создание игровых пособий, дидактического материала.
Методическая работа:
- создание пособий;
- выступления с исследованиями перед учащимися школы.
Основные принципы курса
Системность,
Воспитывающий и развивающий характер,
Доступность,
Индивидуализация, дифференциация,
Учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.
Механизм реализации программы
1.Подготовительный этап.
Утверждение курса.
Агитационная работа: выпуск листовок, беседы, имеющие эмоционально окрашенный интригующий характер.
Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.
Набор групп.
Входная диагностика.
2. Основной этап.
Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).
Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.
Промежуточное тестирование.
Корректирование в соответствии с итогами тестирования.
Подготовка исследований.
3. Заключительный этап
Защита исследовательских работ.
Участие в школьных политических дебатах.
Публикация материала в школьных СМИ.
Выпуск пособий, буклетов и т. п.
Участие в областных и Всероссийских конкурсах.
Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам
Темы групп:
«Сихирти-миф или, правда» (Тусида Виталина, Фадеева Анна)
«Милорадович – забытый герой» (Василенко Татьяна, Даньков Владислав)
«Моя законотворческая инициатива» (Окотэтто Анастасия, Окотэтто Антон)
План работы группы
Дата проведения | Тема занятий | Форма, способы изучения, исследования, реализации | Вид работы | Практика | Теория | Всего |
04.09 08.09 | Вводное занятие. Обсуждение плана работы. | Формирование состава. Девиз, название, реклама. | Познавательно-коммуникативная работа. | 1 | 1 | |
11.09 15.09 18.09 | Подготовка материала Постановка цели и задач. Работа по выбору приоритетных задач исследования | Коллективная (беседа, лекция, тренинг) Объяснение задач работы. Актуальность кружка. | Научно-исследовательская работа | 2 | 1 | |
22.09 25.09 29.09 | Определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа | 2 | 1 | |
02.10 06.10 09.10 | Овладение навыками работы на компьютере. Практическое занятие «Правила оформления электронных презентаций» | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа. | 1 | 2 | |
13.10 16.10 | Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступлений: разработка сценария презентации | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная. Творческая | 1 | 1 | |
20.10 23.10 | Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступлений: эргономические требования к презентации. | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Воспитательная деятельность Научно-исследовательская | 1 | 1 | |
27.10 30.10 03.11 | Выявление проблемы, определение объекта и предмета. Гипотеза исследования. | Коллективная (беседа, лекция) Консультации по отдельным темам. | Научно-исследовательская работа, творческая | 1 | 2 | |
06.11 10.11 | Работа в библиотеках, в архивах, с ресурсами сети Интернет. Самостоятельная работа с научными источниками по индивидуальным темам. | Индивидуальная (собеседование, консультация). Групповая | Воспитательная деятельность и познавательно-коммуникативная работа. | 1 | 1 | |
13.11 17.11 | Диагностика внимания. Методы развития внимания. | Коллективная (беседа, лекция, тренинг) | Познавательно-коммуникативная работа | 1 | 1 | 2 |
20.11 24.11 | Диагностика внимания. Методы развития внимания. | Тренинг. Тест Мюнстерберга. Произвольное внимание. | Научно-исследовательская работа | 1 | 1 | 2 |
27.11 01.12 04.12 08.12 | Организация и методика исследования. Работа с литературой. Уточнение тем исследований. | Коллективная: лекция Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа и познавательно-коммуникативная работа. | 2 | 2 | 4 28 |
11.12 15.12 18.12 | Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. | Коллективная: беседа Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа и творческая деятельность | 1 | 2 | 3 |
22.12 25.12 12.01 15.01 | “Методика защиты исследовательских работ. Основы ораторского искусства” | Коллективная (беседа, тренинг) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа | 1 | 3 | 4 |
19.01 22.01 | Требования к содержанию научно-исследовательской работы. | Коллективная (практическое занятие) Индивидуальная | Научно-исследовательская работа | 1 | 1 | 2 |
26.01 29.01 02.02 | Работа с собранной информацией | Систематизация материала: групповая работа | Научно-исследовательская работа | 2 | 1 | 3 |
05.02 09.02 | “Как правильно оформить тезисы исследовательской работы”. | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа | 1 | 1 | 2 |
12.02 16.02 19.02 | Подготовка доклада “Как правильно оформить тезисы исследовательской работы”. Завершение исследовательских работ. «Библиотека - твой помощник». «Как работать с научной литературой» | Индивидуальная (собеседование, консультация). Практическая работа: составление конкурсов, игр, КВН. | Познавательно-коммуникативная работа. Воспитательная работа. | 1 | 2 | 3 |
23.02 26.02 | Подготовка к защите. Учимся обобщать собранную информацию | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Воспитательная, познавательно- коммуникативная | 1 | 1 | 2 |
02.03 05.03 | «Требования, предъявляемые к работе». | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа. | 1 | 1 | 2 |
09.03 12.03 | Пробная презентация своих работ. Коллективная, индивидуальная (рассказ, самостоятельная работа) с литературой | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа. | 1 | 1 | 2 |
16.03 19.03 23.03 26.03 | Завершение исследовательских работ. | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа | 2 | 2 | 4 |
30.03 02.04 06.04 | “Методика защиты исследовательских работ. Основы ораторского искусства” | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная работа | 1 | 2 | 3 |
09.04 13.04. 16.04 | Как готовить себя к выступлению: правила выступления перед публикой. | Лекция с элементами беседы. | Познавательно-коммуникативная и воспитательная работа. | 1 | 2 | 3 |
20.04 23.04 | Учимся слушать других | Выступления учащихся, обсуждение выступлений. | Воспитательная деятельность | - | 1 | 1 |
27.04 30.04 04.05 07.05 | Отработка умения задавать вопросы, вести дискуссию и правильно выражать свои мысли. Тренинг «Оценка умения сдерживать свои эмоции». Выступления учащихся. | Коллективная (беседа, лекция) Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа Воспитательная работа. | 1 | 2 | 3 |
11.05 | Защита результатов исследования. | Коллективная (беседа, лекция, тренинг) Индивидуальная (собеседование, консультация). Тренинг «Оценка умения сдерживать свои эмоции». Памятка «Как управлять своими эмоциями». | Воспитательная, познавательно- коммуникативная. Воспитательная деятельность Творческая деятельность | 1 | 1 | 2 |
14.05 18.05 | Защита результатов исследования. | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Научно-исследовательская работа Воспитательная работа. | 1 | 1 | 2 |
21.05 | Подведение итогов работы за полугодие. | Коллективная (беседа, дискуссия). | Воспитательная работа. | 1 | - | 1 |
25.05 | Коррекция плана работы | Индивидуальная (собеседование, консультация). | Познавательно-коммуникативная Воспитательная работа. | 1 | - | 1 |
28.05 | Мое публичное выступление | | Творческая деятельность | 1 | - | 1 |
Итого 72 часа |
Список учащихся в НОУ «Эрудит»
1.Объединение «Эрудит»
2. Направление: Гуманитарное
3.Руководитель: Фадеев А.В.
4. Всего обучающихся: 9 человек
Список обучающихся учащихся на 2014 – 2015 учебный год
№ п\п | ФИО | Дата рождения | Класс | Проживание Поселок\ интернат | Год обучения | № группы |
1 | Окотэтто Анастасия | Окотэтто Вячеслав Васильевич ФПРСТЯ охранник и Окотэтто Елена Мянсивна , Береговая 5 кв. 6, 31.05.98 | 11 | Поселок | 2 | 1 |
2 | Окотэтто Антон | Окотэтто Михаил Нэкович, МОП Ямальское, Окотэтто Ольга Вэсаковна, пенсионер, Тамбейская тундра, 25.06.98 | 11 | Интернат | 2 | 1 |
3 | Вануйто Семен | Вануйто Тэло Вэсакович, Вануйто Анастасия Тэтовна, Сеяхинская тундра 13.11.1997 | 11 | Интернат | 2 | 1 |
4 | Яптик Такне | Яптик Начко Айбаевич, Яптик Антонина Лаулевна (Оленевод-частник, Домохозяйка), Сеяхинская тундра | 10 | Интернат | 2 | 2 |
5 | Вануйто Ксения | Вануйто Петр Сомдерович, Сеяхинская тундра, ООО «Валама» оленевод | 10 | Интернат | 2 | 2 |
6 | Тадибе Яков | Тадибе Александр Атенамович, Тадибе Саване Явулевна, Сеяхинская тундра, Пенсионер, Пенсионер | 10 | Интернат | 2 | 2 |
7 | Фадеева Анна | С. Сеяха, ул. Бамовская, д.3, кв. 16 | 9 «Б» | Поселок | 1 | 3 |
8 | Василенко Татьяна | МДОУ «Олененок», воспитатель | 9 «Б» | Поселок | 1 | 3 |
9 | Даньков Владислав | МБОУ «Сеяхинская ШИ», логопед и инженер | | | | |
График работы НОУ «Эрудит»
Понедельник 19.10-20.10, каб. 221
Вторник 19.10-20.10, каб. 221