МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»
Мастер-класс
Новые нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.
Подготовила : Москвич С.В.
ст.Егорлыкская
Эффективность массажа рук
Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Таким образом, рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
Массаж
Мощный биологический стимулятор
- Функции кожи
- Уровень снабжения организма кислородом
- Уровень снабжения питательными веществами
- Сократительная способность и работоспособность мышц массируемой руки.
- Эластичность суставов и мышц
Эффективное средство совершенствования психических функций
- Внимание;
- Память (словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная);
- Зрительно – моторная координация;
- Речевая сфера.
Игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду
Японская методика пальцевого массажа
Японский ученый Намикоши Токуиро (1905-2000 г.г) считал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца - повышает активность мозга,
массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,
массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,
массаж безымянного пальца - стимулирует печень,
массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)
предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай
перебирать в руках грецкие орехи)
способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы
потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Совет взрослым: если дети волнуются при речевом высказывании и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Массаж пальцев
Начиная с большого и до мизинца растирают сначала подушечку
пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно
сопровождать веселыми рифмовками.
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. ( мизинец)
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Массаж (самомассаж) «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы поодному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затемпалец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Массаж Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу.
- укрепить защитные силы организма;
- снять приступы острой боли;
- избавиться от некоторых хронических заболеваний;
-помочь организму восстановиться, когда организм устал и ослаб;
- провести непрямой массаж внутренних органов;
- восстановить артериальное давление;
- снять острые приступы зубной боли;
- справиться с насморком, кашлем, воспалением глотки;
- помочь в экстренных случаях (приступы сердечной боли, головокружение, тошнота, потеря сознания);
Массаж грецкими орехами
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами (вращать внутри одной ладони перебирая пальцами);
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и
обеих рук.
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращение между ладонями по часовой стрелке;
- вращение между ладонями против часовой стрелки
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
Артикуляционный массаж языка чайными ложками
- Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
- Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
- Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
- Ложку выпуклой стороной плотно прижать к губам, сложенным трубочкой. Совершать круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
- Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания
Таким образом, использование нетрадиционных логопедических здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе помогает мне интересно и разнообразно развивать мотивационную сферу детей, повысить физическую и умственную работоспособность детей, создать функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с детьми.